C обретением государственной независимости в нашей стране сложилась устойчивая модель межконфессионального согласия, обеспечивающая стабильность и взаимопонимание в поликонфессиональном обществе.
Казахстанский опыт межконфессионального согласия признан во всем мировом сообществе. Об опыте нашей страны много говорят, этот опыт приводят в качестве примера, которому нужно следовать и изучать.
Межконфессиональное согласие является неоспоримым условием стабильности гражданского обществаКазахстана и фактором его единства, особенно в современных довольно сложных условиях глобального финансово-экономического кризиса и нарастающих вызовов глобализации.
Республика Казахстан на своем примере продемонстрировала, что может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межконфессиональное согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глобализации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз.
Безусловно, в мире имеются и другие положительные примеры решения таких вопросов, но, имея в виду поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополитическое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан проявляет выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства.
Можно отметить, что успехи нашей страны в целом связаны с деятельностью Президента Н.А. Назарбаева.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев особое внимание уделяет задачам сохранения внутриполитической стабильности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межконфессионального мира и согласия.
Межконфессиональное согласие в Республике Казахстан обусловлено толерантным поведением и сознанием казахского народа, многоэтническим и поликонфессиональнымнародом Казахстана. Вместе с тем, это согласие является результатом каждодневной и кропотливой работы руководства страны и разных сегментов гражданского общества.
В чем же заключается казахстанская модель межконфессионального согласия Республики Казахстан?
Необходимо отметить, что одним из основных элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании необходимых условий для развития других этносов.
Наличие самых разных конфессий в рамках одного государства способствует духовному обогащению проживающих в нем народов.
Сегодня внашей стране найдена золотая середина во взаимоотношениях государства и религии, которая позволяет находить общий язык и обеспечивает понимание процессов, происходящих в конфессиональной среде страны. Сегодня существуют две общие точки сотрудничества государства и религиозных общин.
Это проповедь мира и гражданского согласия, являющиеся высшей ценностью и ставшие фоновой характеристикой нашей повседневной жизни. Вторая – это развитие и возрождение культуры. Национальную и религиозную культуры нелегко отделить друг от друга. Любому из нас сегодня трудно определить, национальными или религиозными являются праздники Рамазан или Наурыз, Пасха или Рождество, отмечаемые нашими народами.
С другой стороны, мы провозгласили Казахстан светским государством. Поэтому мы выступаем и будем выступать против любых попыток насаждения идеологии религиозной исключительности. Каждый гражданин имеет право свободного выбора религиозной идентификации. Но при этом государство ведет борьбу с любыми формами религиозного экстремизма.
Религия в Казахстане выступает не в качестве конкурирующей идентичности, противопоставляющей себя этнической или политической общностям, а как дополняющий элемент духовной культуры казахстанцев, придающий обществу неповторимое многообразие и, в то же время, уникальную самобытность.
Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции народов Казахстана оказывают решающее влияние на характер и особенности религиозных традиций.
Их важнейшей отличительной чертой является взаимное тяготение друг к другу. В нашей стране сложились добрые отношения между исламом и православием, другими религиями.
Традиционная веротерпимость казахстанцев, их доброжелательное отношение к представителям других культур и конфессий позволили создать тот фундамент, на котором держится мир в республике.
Приверженность казахстанцев общечеловеческим ценностям межкультурного диалога и этнической консолидации является духовно-нравственной основой проведения взвешенного и реалистичного курса на реформирование экономики, построения гражданского общества и правового государства, создания действенных механизмов социальной защиты, демократического разрешения социальных проблем.
Подводя итоги, следует выделить основные принципы, на которых строятся межконфессиональные отношения в Казахстане.
1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания.
2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций.
3. Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана.
Следует отметить, чтоопыт Казахстана – неопровержимое свидетельство того, что диалог, партнерство и взаимопонимание могут стать реальной платформой демократического государства, в котором многоконфессиональность воспринимается как национальное богатство.
Мадиева С.Т.
старший эксперт
Отдела аналитической работы
Международного центра культур и религий