[:ru]
Сегодня многие высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов, причем эта проблема касается всех вузов без исключения. Без результативной профориентационной деятельности современный вуз не конкурентоспособен, так как именно студенты являются основным конкурентным преимуществом. Ее роль для вуза возрастает с позиции поиска новых возможностей по привлечению студентов.
Профориентационная деятельность преподавателей кафедры всемирной истории, историографии и источниковедения факультета истории, археологии и этнологии КазНУ имени аль-Фараби ведется, как правило, по двум направлениям: профориентационная работа с целью привлечения абитуриентов в вуз и на факультет, и профориентационная работа с целью профессионального самоопределения студентов. Во время командировок преподаватели беседуют со старшеклассниками, рассказывая о специальностях факультета, истории факультета, его профессорско-преподавательском составе, научных направлениях и школах. Педагогическая практика студентов является наглядной демонстрацией специалистов, которые выходят из стен факультета: студенты ведут учебную и воспитательную работу с учениками, рассказывают о факультете и преимуществах тех специальностей, по которым они обучаются. Следующей формой профориентационной работы является День открытых дверей — это работа с потенциальными абитуриентами. Включает в себя представление факультета и кафедр, представление структуры и правил приема, презентация студенческих творческих и спортивных коллективов вуза. Школьники, переходя из аудитории в аудиторию, знакомятся со стендами о направлениях и профилях деятельности факультета и кафедр, участвуют в представлении направлений и специальностей факультета.
Еще одним видом привлечения абитуриентов на факультет является работа с одаренными школьниками. Одной из важнейших форм этой деятельности является проведение Республиканской Олимпиады школьников Казахским Национальным университетом имени аль-Фараби по всемирной истории для учащихся 11 классов образовательного учреждения любого вида..
Цели и задачи Олимпиады:
— развитие познавательной активности учащихся;
— пропаганда гуманитарных научных знаний среди молодежи;
— создание условий для глубокого и всестороннего изучения всемирной истории как средства, способствующего получению образования;
— развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления;
— формирование творческой активности обучающихся;
— развитие способности к нахождению аналогий.
С первых дней работы организаторами олимпиады ставились задачи по поиску талантливых старшеклассников, интересующихся историей, привлечению их к работе довузовских программ, реализуемых факультетом истории, археологии и этнологии КазНУ имени аль-Фараби, содействию продолжения их образования в стенах университета. Именно для этого с каждым годом совершенствовалась система учебно-методического сопровождения олимпиады, разработки заданий, повышался уровень творческой составляющей.
Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. Участие в олимпиаде требует специальной подготовки обучающихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать критическое мышление. Готовясь к олимпиаде по истории, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути событий, которые предложены источником. История – это один из тех предметов, который просто заучивать бессмысленно. Поэтому подготовка к олимпиаде требует внимательности. Нужно не упустить ни одной мельчайшей подробности, которую предлагает нам источник.
Подготовка к олимпиаде, её организация и проведение занимают много учебного времени. Как правило, олимпиада аль-Фараби проводится в три тура в тестовой форме. Первый тур проводится — в конце января, второй — в феврале, а третий тур – в апреле в стенах КазНУ имени аль-Фараби уже в письменной форме. По итогам третьего тура определяются победители олимпиады по всемирной истории, которые делят между собой первое, второе и третье места.
На подготовительном этапе преподаватели КазНУ имени аль-Фараби разрабатывает задания по всем предметам всемирной истории (истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории стран Европы и Америки, Азии и Африки) и предоставляют информацию обучающимся. Для первого тура разрабатывается всего 200 вопросов. Для I уровня разрабатывается 100 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов, из них один верный, например:
V1 |
В каком году были впервые созваны Генеральные штаты во Франции? |
0 |
1215 |
1 |
1302г. |
0 |
1265 |
0 |
1258 |
0 |
1614 г. |
V2 |
В 1381 году произошло: |
0 |
сражение при Слейсе у берегов Фландрии |
1 |
восстание Уота Тайлера в Англии |
0 |
сражение у Креси |
0 |
восстание крестьян во Франции |
0 |
восстание Жакерия |
V3 |
Что объединяет эти имена: Филипп II Август; Людовик IX Святой; Филипп IV Красивый? |
0 |
реформаторы |
1 |
короли Франции |
0 |
Папы римские |
0 |
короли-еретики |
0 |
великие полководцы |
для II уровня разрабатывается также 100 вопросов, которые требуют краткого однозначного ответа, например:
V1 |
Характерная особенность ремесла средневековых городов |
1 |
объединение в цехи |
V2 |
Как назывался первый сборник законов франков ? |
1 |
Салическая правда |
V3 |
Нашествие монгольских войск на Русь в XIII в. возглавлял хан |
1 |
Батый |
V4 |
Год возникновения английского парламента |
1 |
1265 |
V5 |
Социальная структура древнегерманского общества |
1 |
знать, свободные, рабы |
Для второго тура Олимпиады разрабатывают всего 100 вопросов: 50 вопросов с двумя верными ответами, например:
V1 |
Методы «ненасильственной борьбы» против власти в Индии: |
0 |
Массовые выступления |
1 |
Самоуправление |
0 |
Сидячие забастовки |
1 |
Бойкот иностранных товаров |
0 |
Переговоры |
V2 |
Социальное развитие Востока в XVI-XIX вв. характеризуется: |
0 |
Упадком значения государства |
1 |
Многоукладностью общества |
0 |
Отменой привилегий бюрократии |
1 |
Особой значимостью религии |
0 |
Социально-экономической однородностью общества |
и 50 открытых вопросов, требующих краткого ответа, например:
V1 |
Что особенно нравилось плебейской массе в Юлии Цезаре? |
1 |
постоянное стремление Цезаря подчеркивать свое родство с Гаем Марием; |
V2 |
Глобализация – это… |
1 |
процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации |
V3 |
«Договор четырех держав», заключенный в ходе Вашингтонской конференции 1921-1922 гг., предусматривал: |
1 |
взаимные гарантии стран-участниц относительно безопасности их владений на Тихом Океане |
Для третьего тура выбирается определенная тема, по которой разрабатываются вопросы, например, для Олимпиады — 2017 г. была выбрана тема «Всемирные выставки». Задания были такого рода: Задание 1. Написать проект на одну из предложенных тем:
- Всемирные выставки, их роль и значение
2.Привелегии и вольности средневековых городов
- Своеобразие городов Запада в новое время
- Коммуникации и связь в древнем мире
- Распространение техники: источники энергии и металлургии в средние века.
- Роль торговли в средние века
7. Всемирные универсальные выставки как явление культуры
Задание 2. Ответить на вопросы:
- Раскрыть сущностные характеристики, функции, основные этапы исторического развития выставки через призму культуры.
- Осуществить интерпретацию понятия «всемирная универсальная выставка», проанализировать характер его связи с понятиями «коммуникация», «межкультурная коммуникация», «диалог культур».
- Выявить сущность, культурную специфику, тенденции функционирования и развития всемирных универсальных выставок в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определённых усилий. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно. И, конечно же, подготовка к олимпиаде – это развитие познавательной деятельности у учащихся, развитие логики мышления, развитие интереса к предмету, формирование навыков самостоятельной работы с научной и справочной литературой, то есть в целом это работа по подготовке к будущей деятельности студента вуза.
В заключение отметим основные направления профориентационной работы вуза, которые, на наш взгляд, являются необходимыми и достаточными для успешного осуществления профориентационной работы вуза в целом. К основным направлениям профориентационной работы вуза отнесем следующие.
- Профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений и их родителями.
- Выявление и реализация профориентационных возможностей различных образовательных, воспитательных программ и научно-исследовательских проектов.
- Формирование системы привлечения и обеспечения набора абитуриентов из отдаленных территорий.
- Укрепление взаимодействия с педагогами города, района, края.
- Профориентационная работа со студентами.
- Информационное сопровождение профориентационной деятельности.
Алтынорда
[:]