Госпрограмма «Питьевая вода» провалена. Из бюджета в неизвестном направлении утекло без малого 2 млрд долларов! Куда исчезли деньги, в Комитете по водным ресурсам ответить не смогли. Такова была ситуация два года тому назад. Что изменилось с тех пор в этой важной отрасли? Ведь по обеспеченности водой Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ. На одного жителя страны приходится в год всего 6 тыс. кубических метров воды. В России, например, в 6 раз больше.
Черная дыра или деньги уходят в трубу
Нынешняя система водоснабжения Казахстана всецело основана на системе советского времени, когда обеспечению водой придавалось государственное значение. Для этого принимались специальные государственные законы и программы. В частности, в декабре 1970 года Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик» и введении их в действие с 1 сентября 1971 года. Благодаря этому закону в 1971-1975 годах повсеместно в городах, совхозах и колхозах Казахстана появились водокачки, водопроводы и колонки, многие системы водоснабжения. Эта программа осуществлялась планово, централизовано, на основе научных разработок, и в районах за нее отвечала местная власть.
В РК тоже принимались программы по обеспечению водой, например, «Чистая вода для сельских населенных пунктов в Казахстане», «Питьевая вода», «А? б?ла?» на 2011–2020 годы, но выделенные деньги уходили, как вода в песок. Недаром Комитет по водным ресурсам постоянно трясет коррупционные скандалы. Три года тому назад к 4 годам лишения свободы приговорили Анатолия Рябцева, который руководил этим подразделением Минсельхоза, его замы были осуждены условно. А ныне финпол расследует и готовится передать в суд уголовное дело в отношении Армана Кумашева – бывшего заместителя председателя КВР.
Чтобы выяснить, какие деньги уходят в трубу, необходимо обратиться к цифрам – по Пифагору эта целая философия и даже мистика. «Программа «Питьевая вода» в Казахстане наделала немало шума: о ней много говорили и много обещали. Но сегодня в Астане глава Комитета по водным ресурсам Анарбек Орман был вынужден признаться: госпрограмма провалена. Из бюджета в неизвестном направлении утекло без малого два миллиарда долларов. Куда исчезли деньги, в комитете ответить не смогли. По словам Анарбека Ормана, через его ведомство деньги не проходят, он обвиняет в халатности местные исполнительные органы, которые позволяют непорядочным строительным организациям выигрывать тендеры на освоение бюджетных средств» (30.07.2010, http://i-news.kz/news/2010/07/30/2483400.html).
Разработчиками нового документа «А? б?ла?» на 2011–2020 годы проанализированы недостатки программы «Питьевая вода», ошибки, допущенные при ее реализации. «Так, были отмечены серьезные нарушения бюджетного, архитектурно-градостроительного, санитарно-эпидемиологического и других законодательств. Среди недоработок – низкое качество технических проектов систем водоснабжения и реконструкции водопроводов и водоводов; несогласованность между финансированием проектов со стороны республиканского и местного бюджетов; проекты, не обеспеченные запасами воды; низкое качество проектирования объектов. Поэтому упор в «Ак булаке» делают на более качественное строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения, повысится качество проектирования, а также уровень казсодержания» (Казахстанская правда, 13.05.2011).
Валерий Сюндюков, президент ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению Республики Казахстан «Казахстан Су Арнасы» несколько лет тому назад отмечал, что за последнее десятилетие почти до нуля сократилась научно-исследовательская работа в сфере водопроводно-канализационного хозяйства республики. Научные разработки ведутся отдельными университетами на собственные средства, малыми научно-производственными фирмами. С 2002 года до 2009 год не было государственного уполномоченного органа в области водоснабжения и водоотведения!
Миллиардный водоворот
А были ли случаи рачительного, экономного и хозяйственного подхода в безбрежном коррупционном океане водного хозяйства? Оказалось, были. Об этом заявил в 2008 году тогдашний вице-премьер РК Умирзак Шукеев. «Пример Южно-Казахстанской области показывает, что программа «Чистая вода» в республике может быть выполнена гораздо меньшими средствами. Об этом накануне на совещании в Шымкенте заявил вице-премьер РК Умирзак Шукеев. Выслушав доклад первого заместителя акима Южно-Казахстанской области Ислама Абишева, рассказавшего о новом подходе к выполнению программы, У. Шукееев отметил, что «за семь лет в ЮКО потратили 7 млрд тенге, всего обеспечили 221 тыс. населения. А при новом подходе, когда тщательно все просчитали, заставили акимов самих разбираться, то потратили 230 млн и обеспечили 140 тыс. людей». Вице-премьер резко высказался в отношении качества выполнения республиканской программы «Чистая вода». «Контроля нет, проектных организаций нет, как смету считать – никто не знает… Это же миллиарды уходят. С начала программы по республике 80 млрд тенге ушло! А тут контрастно показано, что за малые деньги можно сделать большую работу», – сказал У. Шукеев. «Первое, что надо сделать, это каждого акима заставить разбираться, где какой насос, где какой вентиль, какая мощность, есть ли вообще вода там, пригодна ли она для питья. Вот с этого надо начать. Второе, не надо заниматься гигантоманией. Вон на Севере вообще десятками, сотнями километров тащат трубу. Там, где можно автономную очистительную установку поставить, они тащат большую трубу! Конечно, это деньги, объемы, чьи-то интересы. Но с этим надо разобраться, поставить надо точку». По итогам совещания У. Шукеев дал задание председателю комитета водных ресурсов А. Рябцеву и акиматам всех областей в течение месяца пересмотреть все существующие программы по водообеспечению населенных пунктов и внести коррективы в ход их реализации» (В Казахстане программа «Чистая вода» осуществляется расточительно, бессистемно и бесконтрольно – вице-премьер. 18.12.2008, http://www.shymkent.com/news/detail/1905).
Так уж вышло, что чиновник с новым подходом к программе «Чистая вода», значительно сэкономивший бюджетные деньги, с февраля этого года возглавил Комитет по водным ресурсам. Неудивительно, что через 5 месяцев работы на посту председателя КВР Ислам Абишев сообщил, что после тщательной ревизии 19 крупных проектов комитета, на которые планировалось потратить 395 млрд тенге, на их реализацию надо 93 млрд. тенге.
Осенью эту информацию подтвердили в МСХ. «Астана. 8 октября. В МСХ заявили об экономии 300 млрд тенге при реализации госпрограммы по развитию водоснабжения, передает Kazakhstan Today. Как заявили в комитете, в процессе детального анализа проектов сотрудники КВР столкнулись с различными вариантами до 5-, 6-кратного сокращения расходов. В результате были выявлены причины удорожания проектов. В частности, по групповым водопроводам Северо-Казахстанской области были включены все сельские населенные пункты (СНП), имеющиеся на карте и в статистике, но в них давно уже не проживает ни одного человека. Кроме того, с учетом перспективы значительно завышено количество населения в СНП, но динамика за последние 5 лет показывает снижение численности населения в некоторых поселках. Также, по данным КВР, было необоснованно завышено количество скота. В программу были включены все села, даже с имеющимися подземными источниками водоснабжения, где возможна организация локального водоснабжения. Построенные ранее водоводы – огромного диаметра с мощными насосами с высокими эксплуатационными затратами – загружены не более 20% от проектной мощности, что очень не эффективно на сегодня. «Исключение нецелесообразных составляющих проектов, отмеченных выше, значительно снизило объем водопотребления. При этом учитывалось развитие на 20-30 лет. Нами применено такое решение – водоводы диаметром 1000 миллиметров мы разбили на 2 диаметром по 500 миллиметров. А это дает возможность снизить мощность потребления насосов, что намного сокращает капитальные и эксплуатационные затраты», – пояснили в ведомстве».
Как разрушить порочный круг?
Ясно, что при таком подходе невозможно будет сказать: «Из бюджета в неизвестном направлении утекло без малого два миллиарда долларов». Экономика должна быть экономной – это тот случай, когда выделенные большие средства вызвали и большие хищения. И лишь подход бережливого хозяина может разрушить этот порочный коррупционный круг.
Конечно, пересмотр бюджета утвержденных проектов вызвала ответную реакцию со стороны руководителей водных объектов, подрядчиков, поставщиков, которые могут потерять большие деньги – 300 млрд тенге или 2 млрд долларов. Ведь генеральным подрядчиком по строительству водоводов определено РГП «Казводхоз», которое закупает материалы и оборудование централизованно, по оптовым ценам у непосредственных производителей: экономия 10-15 % и обеспечивается качество продукции. На строительно-монтажные работы теперь будут привлекаться множество малых и средних строительных компаний, которые никогда не выигрывают крупные тендеры. Для крупных компаний такие проекты – без материалов и с максимально оптимизированными сметами – не привлекательны. Такой подход исключает почву для коррупции и взяток и напоминает советский опыт.
Как отметил глава КВР, во многих случаях оборудование для объектов питьевого водоснабжения и гидротехнических сооружений закупалось по завышенным ценам. Пресечение таких схем хищения бюджетных средств путем прямых переговоров с поставщиками оборудования также позволило сберечь значительные суммы.
Необходимость пересмотра отдельных программ прозвучала 3 сентября в выступлении президента Нурсултана Назарбаева на открытии второй сессии парламента: «Правительству надо продолжить анализ государственных программ. Если нет отдачи, то надо перераспределять средства в другие сферы и направления. Надо укреплять финансовую дисциплину. В 2011 году общий объем средств, израсходованных с нарушениями, составил почти 300 миллиардов тенге. К ответственности привлечено 6 политических и более 130–ти административных госслужащих. Важная задача – создать законодательные барьеры для теневой экономики и попыток вывода «в тень» бюджетных средств».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ