АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Министр культуры призывает раскручивать бренд «Золотого человека»[:]

[:ru]

9aa0046bfadce5be40c51e2e0a0c7cbc_crop_l_9_t_4_w_875_h_492Во всем мире музеи – центры туристического интереса. И для того, чтобы наш Национальный музей стал привлекательным для туристов, по словам Арыстанбека Мухамедиулы, Казахстану необходимо максимально пропагандировать артефакт «Золотой воин». Организовать выездные выставки в музеях мира, снять научно-популярные и анимационные фильмы и транслировать их на ведущих каналах. Это предложение министр культуры и спорта озвучил в ходе заседания правительства. Какую еще работу ведет МКС РК с организациями культуры, читайте в материале корреспондента BNews.kz.

«Давайте раскручивать Золотого человека»!

На сегодня в республике действует 7 тыс 853 организаций культуры. Из них 38 — республиканского значения: 10 театров, 3 библиотеки, 15 музеев, 6 концертных организаций, «Казахфильм». По словам министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, функции музеев сегодня  расширяются от экспозиционных до научно-исследовательских, археологических, реставрационных, этнографических. Если раньше они занимались только выставочной деятельностью, то сейчас музеи становятся научными центрами.

К примеру, Национальный музей РК, Центральный государственный музей, государственный музей искусств получили лицензию на проведение научных исследований, что дает им возможность формировать собственную методологическую научно-исследовательскую базу. 

«Во всем мире музеи  — это центры туристического интереса. Мы все знаем, что каждый из них имеет свой особенный шедевр, ради которого туда приезжает весь мир. К примеру, при посещении Лувра 70-80% приезжают ради творения Леонардо да Винчи – Джоконды. Эрмитаж — Рембрандт «Возвращение блудного сына». Конечно, здесь вопрос стоит, чтобы наш Нацмузей был привлекательным, необходимо купить какой-то шедевр. Но как вы знаете, эти шедевры стоят как минимум 100 млн долларов. И у нас есть предложение — Казахстану необходимо максимально пропагандировать наш артефакт «Золотой воин», который к нашему счастью, мы имеем. Организовать выездные выставки в музеях мира, снять научно-популярные и анимационные фильмы и транслировать их на ведущих каналах. То есть, мы должны раскручивать нашего золотого воина. Он удачно гармонирует с историческим трудом Главы государства «Болашкта багдар — рухани багдыру». В свое время Глава государства отмечал, что наши основные артефакты мы должны ознакомить со всем миром. Для примера, в 2002 году мы впервые выставляли золотого воина в Эрмитаже в рамках дней культуры. Бориса Михайловича Петровского уговорили на 20 дней поставить экспозицию, но через две недели он позвонил и официально пригласил, попросив, чтобы мы экспозицию оставили на 2 месяца. Был интерес огромнейший. Поэтому хотелось бы воспользоваться этой нашей прекрасной возможностью», — подчеркнул министру культуры.

«Бакытжан Абдирович, мы с 2015 года все наши музеи перевели с хозяйственного госучреждения в государственное казенное предприятие. Это мировой опыт. Что это значит? Бесплатно были открыты двери. К примеру, мавзолей Ходжа Ахмета Ясави, несистемность превратила его из музея в мечеть. Все просто заходили, читали намаз», — добавил А.Мухамедиулы.

Он добавил, что в рамках модернизации услуг центральных музеев запущена онлайн-экспозиция, 3Д-галереи и туры, внедряется QR-система. То есть с помощью сотового телефона можно через штрих-код узнать всю необходимую информацию. Во всех организациях действует система покупки билетов онлайн. В целях широкого доступа к музеям запущена международная акция «Ночь в музее», которая только в Нацмузее Астаны за раз собирает до 30 тыс посетителей. В рамках расширения сотрудничества  в 2015 году в Алматы на базе государственного музея книги создан центр сближения культур, которому будет присвоен статус центра ЮНЕСКО второй категории.

«Впервые в Казахстане мы открываем центр ЮНЕСКО, до этого у нас не было ни одной научно-исследовательской организации международного уровня. На региональном уровне совместно с акиматами ВКО решается вопрос передачи территории Шиликтинских курганов, музея-заповедника Берель. Аналогичная работа ведётся с акиматами Алматинской области в отношении городища Талгар, который планируется передать на баланс музея-заповедника Иссык. С акиматом Астаны и СКО решается вопрос создания музеев под открытым небом и национального арка на базе археологических раскопок городища Бозок и музея-заповедника Ботай», — рассказал министр.

Сакральная карта и развитие туризма
За последние 2 года, по словам А.Мухамедиулы, МКС РК провели восстановительные и реставрационные работы на 53 памятниках истории и культуры. Вся эта работа является базой для реализации проекта «Сакральная география Казахстана» согласно программной статье Главы государства «Взгляд в будущее. Модернизация общественного сознания». 

«Большие задачи поставлены перед нашим научным сообществом, историками и археологами. Карта сакральных объектов станет всеобщим достоянием, доступном в электронном виде и на карте поисковой системы Google. Отмечу, что в рамках плана нации «100 конкретных шагов» рассматривался вопрос передачи института археологии им. А.Маргулана в МКС РК из ведения МОН РК. С учетом того, что основным видом деятельности института является проведение исследований в области археологии, целесообразно завязать эту деятельность на задачах наших музеев. По системному планированию всех археологических и восстановительных работ, лицензировании, учёта, контроля, охране. Прошу поддержать», — обратился к министрам Арыстанбек Мухамедиулы.

Он добавил, что сейчас разработан проект новой концепции развития туристической отрасли до 2020 года.  

«Этот год проходи под эгидой «Туркестан — культурная столица тюркского мира», год туризма Китая в Казахстане, который был торжественно открыт 19 апреля. Кроме того, между Казахстаном и Узбекистаном подписан межведомственный план совместных действий в области туризма, где туроператоров двух стран разработаны совместные туры конкретно для участников ЭКСПО. Стоит вопрос по обеспечению удобного прохождения туристических потоков через контрольно-пропускной пункт «Жибек жолы». В этой связи прошу содействия со стороны правительства», — отметил министр.

Библиотеки
Драйвером в области деятельности библиотек является Национальная академическая библиотека Астаны — единый оператор казахстанской национальной электронной библиотеки, фонд которой содержит свыше 30 тыс электронных копий документов, услугами которых пользуются около 60 тыс посетителей  из 116 стран мира. Открыты 9 центров казахской литературы за рубежом: в Китае, Турции, России, Финляндии, Корее, Армении, Малайзии, Венгрии и других. 

С учетом количества уникальных исторических документальных источников, хранящихся в фондах библиотек и архивов страны, министерство инициировало вопрос создания на базе национального архива — национального центра рукописей и редких книг. 

«Вы сами знаете, что во всем мире национальные архивы выполняют музейную деятельность. К примеру, Ватиканский архив, Венецианский, архив в Армении. Только в одной Национальной библиотеке в Астане хранится свыше 25 тыс  единиц таких материалов», — отметил А.Мухамедиулы.

«За 5 лет количество пользователей библиотек возросло до 5 млн. Это несмотря на сегодняшний тренд в сторону интернета. Потому что во всех развитых странах библиотеки являются интеллектуальными, научными, дискуссионными площадками, центрами развития творчества и инициатив», — добавил спикер.

Театры
В среднем республиканские театры ставят около 2 тыс постановок в год, 30 из которых новые. 

«Интерес зрителя очень высок. По официальной статистике, число посещений театров в прошлом году достигло порядка 2,5 млн зрителей. То есть заполняемость залов на 80-90%. Остро стоит вопрос финансирования новых постановок и укрепления материально-технической базы объектов культуры. За 3 года финансирование постановок «Астана Опера» сократилось в 4 раза. При этом мы не просто сохраняем высокий уровень, но и технически усложняем постановки за счёт собственных резервов театра и спонсорской помощи», — отметил А.Мухамедиулы.

http://bnews.kz/ru/redesign/analysis/reviews/ministr_kulturi_prizivaet_raskruchivat_brend_zolotogo_cheloveka

 

[:]