АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Министр образования рассказал, что будет с казахстанским образованием и нашими детьми

Министр образования рассказал, что будет с казахстанским образованием и нашими детьмиВопросы, связанные с образованием, а значит с будущим наших детей, воспринимаются резко и остро со стороны общественности. И это не удивительно. И новый глава Министерства образования и науки РК Ерлан Сагадиев, резко развернувший лицом министерство к народу, вызвал неоднозначную реакцию среди казахстанцев.

Редко бывает, когда министры готовы открыто не только говорить, но и ходить, объяснять, свои действия. С февраля 2016 года от министерства одна за другой идут инициативы, нововведения. Все это породило больше вопросов, чем ответов. Новая реформа образования, пятидневки, учеба летом, 3 языка поверх старых, накопившихся вопросов.

И вот, чтобы разобраться хотя бы в части из них, мы взяли у Ерлана Кенжегалиевича интервью.

— Ерлан Кенжегалиевич, многие родители пока не понимают, что будет меняться. Не могли бы вы поподробнее объяснить.

— Будет обновляться содержание, а главное функциональная направленность учебных программ и учебников по всем классам.

В середине 80-х годов большинство развитых стран пришли к выводу, что надо переходить к новому типу содержания школьного образования. Оно должно быть основано не столько на количестве знаний, сколько на функциональной грамотности.

То есть важным становится не то, сколько знает человек, а то, как он умеет применять полученные знания. С 1988 года развитые страны одна за другой начали переходить на такое обновленное содержание в школах. Процесс в целом закончился к середине 90-х годов.

В 1997 году страны ОЭСР договорились об едином стандарте измерений обновленного содержания — его назвали PISA. Так вот, с 1 сентября этого года Казахстан начинает его внедрять с первого класса во всех школах. На полное внедрение дается четыре года.

— В чем конкретно разница между старым и новым содержанием?

— Это можно объяснить на примере двух типов вопросов. Первый: сколько гектаров земли было освоено в годы целины? Это типичный вопрос ЕНТ. Здесь просто надо знать конкретные даты, факты и цифры. Второй тип вопросов: Как соотносятся свет и волна?

Варианты ответов: звук и амплитуда, скорость и частота и т.д. Это классический тип вопроса теста функциональной грамотности, который сдают для поступления в вуз. Здесь оценивается базовое знание физики, но самое главное — мышление ребенка и его логика.

Это тип вопросов будущего ЕНТ. Как раз эти вопросы и отражают разницу между старым содержанием и обновленным, которое внедряется в школах с 1 сентября этого года.

Вы сказали, что все уже внедрено в Назарбаев интеллектуальных школах (НИШ), но в НИШ учатся одаренные дети, и база у школ лучше, и зарплата у учителей, не секрет, что выше. Вы думаете, обычные школы потянут?

Во-первых, программа уже адаптирована, и апробирована в НИШ и 30 пилотных школах — это простые школы Казахстана, в том числе, сельские и малокомплектные. Результаты дают нам полную уверенность, что все остальные школы и школьники с этим справятся.

На эту программу мы потратили годы работы. Внедрение обновленного содержания было проверено и протестировано. Родители и дети довольны, преподаватели поддерживают. В НИШ сегодня конкурс 15 человек на 1 место. Именно программы такого типа будут внедрены во всех 7,5 тысячах школ.

Во-вторых, подготовлены все необходимые методические материалы для учителя: учебные программы, поурочные планы, учебники, руководство для учителя, рекомендации по оцениванию. Все эти материалы будут в ближайшее время доведены до учителей на летних курсах повышения квалификации.

В-третьих, материально-техническая база этих школ особо не менялась. Речь идет о содержании учебников. Хотя я с вами согласен, что оборудование в школах надо массово обновлять, докупать, улучшать, и этот вопрос мы будем ставить перед акиматами и правительством.

В-четвертых, мы подготовили 80 преподавателей-тренеров из НИШ, которые сегодня обучают 540 преподавателей-тренеров «Өрлеу» (национальный центр повышения квалификации) и 140 преподавателей из школ. Также идет повышение квалификации преподавателей из школ. 760 с лишним тренеров обучат 73 тысячи преподавателей начальных школ обновленному содержанию программ этим летом.

Эта работа будет проводиться в 280 школах во всех регионах страны, куда будут приезжать учителя начальных классов.

— То есть вы считаете, что мы в целом готовы?

— Да, мы готовы. Это все делается не на пустой базе. За предыдущие три года 52 тысячи преподавателей прошли уровневые курсы повышения квалификации по методике обновленного содержания и, кстати, получили надбавку к зарплате.

То есть, преподаватели прекрасно понимают, о чем идет речь, и они к этому готовы. Все эти годы идет мощная подготовительная работа. Она вылилась и в то, что мы повысили охват дошкольным образованием детей с 36% до 82% за 5 лет, и к 2019 году охват должен быть 100%, то есть дети будут приходить в школу уже подготовленными.

То есть, когда говорят: «пришел новый министр и опять экспериментирует», надо понимать, что страна к переходу на обновленное содержание готовилась очень много лет. У нас дети, которые обучались по новым программам в экспериментальных школах, давно выпустились.

По поручению президента эта работа началась почти 15 лет назад. Мне просто выпала честь начать масштабное внедрение той огромной работы, которая была сделана несколькими министрами до меня. Мы все должны сказать им спасибо.

— То есть, если придет новый министр, процесс продолжится?

— Конечно. Это государственная программа развития образования и науки, подписанная президентом, имеющая статус закона.

— Какая польза для школьников от введения пятидневной учебной недели?

Суббота – это очень важный день. Его не было. Он нужен как для детей, так и для родителей. Весь цивилизованный мир понимает важность восстановления, важность общения в семье. Одного дня явно недостаточно. Мы практически удваиваем время для семейного воспитания и дополнительного развития ребенка.

Появляется возможность больше заниматься спортом, музыкой, искусством – это тоже важно.

Новая программа позволяет нам освободить субботу, и если посмотреть в целом, то ребенок первого класса за счет суббот получит 34 дополнительных выходных.

Я понимаю, что преподаватели переживают за свои часы, за свои предметы. Но переживать не надо. У нас в стране учителей не хватает, а население растет, поэтому без работы никто не останется. Сейчас главное – обновить программу и поднять качество обучения.

— А как же лето и учеба в летний период?

— Теперь про лето. Начальные классы будут заниматься только до 31-го мая и отдыхать три полных месяца. Увеличение учебного года основной и старшей школы будет всего на десять учебных дней. Ни один класс не будет заканчивать позже 10 июня. Но не забывайте — в целом, за счет суббот они получили 34 дополнительных выходных.

А можно ли при внедрении пятидневной учебной недели обойтись без продления учебного года на 10 дней?

Надо понимать, что учебная программа – это результат работы сотен методологов, учителей и ученых.

Ребенок должен освоить определенные темы и уровни. Каждый следующий уровень построен на базе предыдущего. Идешь в восьмой класс — должен знать полный объем седьмого класса и так далее. Все взаимосвязано и обосновано.

Я, например, учился в физико-математической школе Алматы. Понятия «лето» там не было. На лето дается 300 задач по задачнику Сканави, чтобы мозги «не ржавели». На 90 дней, это минимум полтора часа в день, каждый день. Летом.

Но сейчас я об этом ни минуты не жалею. Я хотел бы сказать родителям – детей надо любить, но их будущее зависит от того, сколько они сегодня работают.

Прочитайте книгу Мальколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» (Outliers), где рассказывается про десять тысяч часов, и многое станет понятно. Этот вопрос обсуждался с преподавателями и директорами неоднократно. И это их мечта. Суббота для них чрезвычайно важна.

— Какие планируются конкретные шаги для введения в казахстанских школах трехъязычного обучения?

— Давайте сначала поймем объемы трехъязычия. Никто предметное трехъязычие с 1 сентября этого года ни в одном классе в обязательном порядке внедрять не собирается. Согласно программе только в 10 и 11 классе, и только с сентября 2019 года, и только по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке.

Это 8 часов в неделю. То есть на четвертый год. При этом, повторюсь, в школах с казахским языком обучения: математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском.

Всего — 16 часов. Если взять только инвариантную часть, говорю для специалистов, то из 22 часов инвариантного компонента, 14 часов будут вестись на казахском языке. И предметы по выбору. Русский язык и литература, всемирная история будут вестись на русском языке, независимо от языка обучения.

В целом такое же соотношение в русскоязычных школах. И это на четвертый год. И только в старшей школе.

В остальных классах сегодняшние базовые принципы остаются. Понятно, что языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе. Мы школам дадим возможность изучать предметы на трех языках и в основной школе. Но это по мере того, как школы будут к этому готовы. Массовая подготовка преподавателей начнется уже в этом году.

На самом деле, пока мы говорим, работа в регионах идет полным ходом. Посмотрите на успехи Восточно-Казахстанской области. Как много сделано в Кызылорде, в Актюбинске. В целом, мы в успехе не сомневаемся.

— Многих волнует то, как это повлияет на знание казахского языка?

— Приоритет изучения казахского государственного языка был, есть и остается. Более того, мы ставим задачу полного владения казахским языком. В этом и смысл трехъязычия. Во всех школах, включая русскоязычные школы, помимо казахского языка и литературы, в старших классах еще и история Казахстана будет преподаваться на казахском языке.

Еще раз повторяю, это с 2019 года. Мы верим, что преподавание языка без преподавания предмета на этом языке эффекта не дает.

Главная проблема сегодня – то, что казахский язык преподается, но методика такая, что по завершению школы дети свободно языком не владеют. Методику надо менять. И работа идет тут по двум направлениям.

Первое – новые технологии преподавания. У нас несколько групп специалистов приступили к разработке таких технологий. Об этом мы потом подробно расскажем.

Второе направление – подготовка методологов мирового уровня для казахского языка. Мы договариваемся с мировыми центрами методологической подготовки, в частности, с университетами Германии, Израиля и др. Они примут наших молодых методологов на 6-12-месячные курсы подготовки.

Дальше оба направления будем объединять. На все дается полтора года. Мы надеемся, что с 1 сентября 2017 года методология преподавания казахского языка в школах начнет меняться. Задача — чтобы все выпускники школ к 2020 году свободно владели казахским языком.

— Не ожидаете ли Вы трудностей с этим, ведь многим учителям будет не так просто освоить дополнительно один или два языка? Достаточно ли в Казахстане преподавателей со знанием английского?

— Давайте считать. Для четырех предметов на английском языке в старшей школе нам нужно около 32 тысячи преподавателей. Всего у нас 365 тысяч учителей. Если каждый 20-й учитель за четыре года сумеет перестроиться, то мы уже наполовину обеспечены. А я уверен, их будет больше.

Плюс каждый год мы принимаем на работу 12-13 тысяч молодых учителей. Если треть молодых учителей будет англоговорящей, то это нам даст недостающую половину. На самом деле, мы думаем, что в нашем распоряжении будет большее количество специалистов. У нас более 3 лет — это большой срок.

Конечно, предстоит серьезная работа по перестройке педагогического образования в очень сжатые сроки. В целом, предстоит вложить большие средства в подготовку учителей. Нельзя забывать про новые технологии преподавания языков. Если пять тысяч школ будут охвачены Интернетом, а это 90 процентов преподавателей, то задача вполне решаема.

— А вообще, какова цель всего этого?

— Цель поставил президент — войти в 30 наиболее развитых стран. Это уровень Эстонии и Израиля. То есть, мы говорим о высокотехнологичном, высокообразованном, международно-интегрированном обществе с высочайшим международным уровнем сервиса.

Гарвардские аспиранты когда-то делали исследование медицинских учебников на разных языках и выяснили, что на некоторых языках в учебниках отсутствует до 30% базовой информации о человеческих органах.

Теперь представим. Вы приходите к доктору, и вы не уверены, что он знает все ваши органы. Как вы себе это представляете? Мы, к сожалению, должны выбирать. Если мы хотим уровень медицины, как в Корее, Германии и Израиле, то медицина должна преподаваться на английском.

Послушайте мнение таких известных ученых, как Торегельды Шарманович Шарманов, Камал Саруарович Ормантаев и других. 30% медицинских знаний обновляются каждые пять лет. Ни одна страна не может угнаться за таким информационным потоком. Такую массу новых знаний перевести не под силу ни одной стране, ни одному бюджету.

То же самое в IT, новых материалах, био- и нанотехнологиях, самолетостроении, робототехнике и так далее до бесконечности. Я говорю «к сожалению», потому что глобализация не оставляет государствам другого выбора. Почитайте мировые исследования: чем лучше знание английского языка у населения, тем выше доход на душу населения, меньше безработной молодежи, лучше бизнес-климат.

— Не будут ли казахстанские школьники перегружены языками?

— Все должно основываться на научных исследованиях. Исследования показывают, что к 7 годам у двуязычных и трехъязычных детей количество нейронных связей головного мозга значительно выше, чем у моноязычных. Это без какого-либо дополнительного образования.

Ребенок с рождения попадает в среду с более высокими нагрузками и к семи годам его потенциал выше, чем у моноязычных сверстников. Сам ребенок этого не замечает.

Это как в спорте: ребенок, занимающийся спортом, привыкает к нагрузкам, и мышцы у него плотнее, он сильнее, выносливость у него выше, и все это само собой. Также и мозг тренируется автоматически.

Англичане 20 лет назад отказались от обязательного второго языка, понимая, что весь мир будет говорить по-английски.

Но после публикации результатов этих исследований они опять ввели второй язык обязательным в каждой школе. Доказано, что полиязычным лучше дается математика. В целом, полиязычные дети более конкурентноспособны. Согласитесь, наши дети — одни из наиболее подготовленных к полиязычию в мире.

— Есть мнение, что до 12 лет детям нужно учить только родной язык.

— Это мнение заслуживает изучения. Оно обычно опирается на опыт Японии. Звучит красиво. Однако здесь вскрывается целый пласт новых проблем. Япония – мононациональный остров. А мы многонациональное государство, более 100 национальностей, в центре Евразии. Наши дети от рождения уже находятся в многоязычной среде. Это раз.

Второе. Исследования ОЭСР показывают, что по грамотности чтения, дети из школ с казахским языком обучения отстают от сверстников из школ с русским языком обучения на 1,5 года. Это только внутри страны. Закрепление моноязычия приведет к закреплению такого отставания.

Согласитесь, сначала надо довести качество учебников на казахском языке до уровня Японии. Этим мы и собираемся системно заниматься.

Третье. Есть личностный план. Мы все мечтаем, чтобы наши дети стали будущими Гейтсами и Цукербергами. Гейтс – это чемпион мира в IT технологиях.

Мы все знаем, что значит быть чемпионом мира, например, по фигурному катанию, плаванию или лыжам. Начинать надо в 3-4 года. Если перефразировать идею моноязычия, то нам предлагают до 12 лет заниматься боксом, а потом перейти на фигурное катание и покорить весь мир. Насколько это реалистично в современном мире? Как к этому отнесется молодежь завтра?

И, наконец, четвертое. Основа этого аргумента – страх за молодежь. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей» — это сказал Сократ.

С тех пор выросло сотни поколений, и каждое поколение отцов всегда боится за поколение детей, и всегда напрасно. Наши дети будут такими же патриотичными, будут так же любить родину. Наша задача: сделать их, как минимум, равными с самыми образованными людьми в этом мире.

— Как вы относитесь к открытым письмам, петициям, обращениям?

— Очень важно всех выслушать и понять. Я тоже отец, и мне близки и знакомы проблемы нашего образования, как и всем родителям. Понятно, что проблем накопилось немало, их надо решать системно. Что мы и делаем.

Другой вопрос, что содержание петиций часто не отражает достоверную информацию, и создается впечатление, что кто-то просто пытается ввести родителей в заблуждение. Прошу быть внимательными и перепроверять информацию в официальных источниках. Это раз.

Второе. Если посмотреть на авторов петиций, то дети и внуки многих из них как раз и учатся или учились в престижных школах, учились за рубежом, обучались по программе «Болашак».

И говорить о том, что: «Малшы, жалшы, құрылысшы, күзетші, базарларда отырған халыққа ағылшын тілі көк тиынға керек емес» (цитата из петиции), это желать им не иметь лучшего будущего.

Социальные лифты, о которых говорит глава нашего государства, это равные возможности для каждого. Наша программа – это программа выравнивания образования между городом и селом, между разными типами школ.

https://www.nur.kz/1110556-ministr-obrazovaniya-rasskazal-chto-bu.html