17 лет в Казахстане функционирует уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана (АНК), благодаря которому удалось укрепить межнациональное согласие в стране, и как следствие – политическую стабильность в обществе. А это, в свою очередь, позволило нашей стране выйти на траекторию бесконфликтного развития, на основе которой стал возможен стабильный рост экономики Казахстана.
На заре независимости
Суверенитет нового молодого государства, был омрачен печальной статистикой, согласно которой, в стране началась убыль населения. И связано это было с выездом национальных составляющих за границу. Немцы, русские, украинцы, белорусы и многие другие, изначально считавшие Казахстан своей родиной, хлынули обживать исторические земли за пределами своей фактической родины. Только за первые десять лет из страны уехало 1,6 млн. человек. А самый пик пришелся на 1994 год. При этом, некоторые политические деятели, необоснованно манипулировали данными, в своих, корыстных целях. Так, будучи нашим земляком, лидер либерально-демократической партии соседней России, обвинил власти Казахстана в том, что в республике имеет место дискриминация некоренного населения страны.
При всем этом «борцы» националистического фронта абсолютно не оперировали или же не хотели использовать статданные. Основываясь тем, что в советском Казахстане насчитывалось свыше 16 млн. человек, из которых 40 процентов русские. Выражаясь проще, порядка 6 млн. человек этой национальности. «Эпидемия» переселения охватила 1,6 млн. человек (в первое 10-тилетие, – ред.) что составляет лишь 10 процентов от общего числа, живущих на пространстве советского Казахстана. Кроме того, в числе этих 10 процентов, были не только русские, туда вошли украинцы, поляки, немцы. В любом случае, нельзя говорить о масштабах, не учитывая все составляющие общего числа. Да, 10 процентов, действительно ошеломляющая цифра, но если посмотреть с другой стороны, то все не так и ужасно. Не стоит при этом забывать о ситуации того времени.
Видимо, недальновидность отдельных политиков, вроде Жириновского, основывалась на том, что в других республиках бывшего Союза, а именно в странах Центрально-азиатского региона, количество русских было в несколько раз ниже. А следовательно и эффект от их миграции выглядел менее впечатляющим. Исходя из этого, российские националисты, играя цифрами, позволяли себе бессмысленные высказывания в адрес Казахстана.
Во времена «лихих 90-х», Казахстану досталась межнациональная модель, которая в последние годы жизни Советской власти пришла в упадок. Все, без исключения, союзные республики попали под волну недовольства на межнациональной почве. Сталинская модель межнациональных отношений, настоянная на соусе классовой непримиримости, не функционировала. Она работала лишь в условиях тоталитаризма, с идеологией угнетения личности и крупных социальных групп. В этой связи вполне оправданы те мрачные настроения, которые имели место среди русскоязычного населения Казахстана после распада Советской государственности. Старая модель в новых условиях не давала уверенности в завтрашнем дне в независимом государстве.
Но здесь вопрос стоит другим образом. Уместно ли говорить о геноциде и преследовании по национальному признаку, основываясь на заявлениях русских националистов? Такой подход далек от реалий. Более того, он являл собой популистские настроения в российском обществе, где принято считать, что все «младшие братья» — нахлебники. А с развалом союза, «старших» родственников, мол, начали угнетать и выдавливать.
На самом же деле, большинство выезжало, спасаясь от тягот экономического кризиса начала девяностых, затронувшего нашу страну в особо сильной мере. И тем же русским и немцам было куда ехать. Тем более, что в плане экономическом и Германия и Россия смотрелись гораздо предпочтительней, чем Казахстан. Но так было ли вытеснение? Для нас показательным примером в этом случае может служить ситуация с корейцами Казахстана. Как и многие другие представители нацменьшинств Казахстана, не обладавшие подобным «приоритетом» на выезд, корейцы, в отличие от немцев, потеряли связи с исторической родиной. Они утеряли язык, национальный менталитет, все то, что смогло бы помочь одним махом стать частью корейского общества. Кроме того, в те годы в Южной Корее было не до соотечественников, поскольку в стране шли политические перестройки, которые увенчались переходом от авторитаризма к современной демократии. Говорить про гостеприимность севера Корейского полуострова не приходится и вовсе. С 1995 по 1999-й годы, Пхеньян привел своих граждан к голоду, бесспорно, лишние рты там были неуместны.
В этом случае казахстанские корейцы остались без «тыла». Не было и «запасного аэродрома», в отличие от других национальных слоев, которые жили на территории Казахстана в советское время. Единственным путем спасения была Россия. Поэтому этническая мотивация напрямую зависела от климата межнационального равновесия в суверенном Казахстане. Если он благоприятный, то терялся смысл уезжать из республики, а если нет – то «запасным полем» для них могла стать соседняя Россия. Однако за годы независимости доля корейцев практически не поменялась. Так, на 1989 год численность корейской диаспоры составляла 103 тыс. человек, а в 2009 году она составила 100 тыс. человек. Более показательной является ситуация с численностью курдов, которым, между прочим, также некуда было уезжать. За период с 1999 по 2009 их количество выросло с 32764 до 38325 человек или на 17 процентов. Именно на такие показатели должны обращать внимание разного рода националисты.
Более ярким примером служит еще один факт. Напомним, в годы репрессий и великого голода, казахи гостеприимно встречали тех, кого сталинская политика завела в степь. И именно коренное население способствовало тому, чтобы гости выжили и жили их потомки. Поэтому домыслы о преследовании по национальному признаку в период независимости, есть ни что иное, как нездоровая фантазия отдельных категорий граждан.
Прочный фундамент
Годы независимости в Казахстане ознаменовались новой, уникальной моделью межнациональных отношений. При этом она показала свою продуктивность. За 20 лет, на территории страны, по сути, не было межнациональных распрей. Достижение Казахстана заключается в том, что с первых дней республика усиливала фундамент устойчивости, межнационального согласия.
А ведь еще в девяностых западные специалисты, учитывая фактор казахстанской многонациональности, сулили провал нашей государственности. «Независимый проект – Казахстан, не имеет будущего», — заявляли они. К слову, бывший советолог, Збигнев Бжезинский, позволил себе говорить о «Новых Балканах» в Центральной Азии. Но вопреки неутешительным прогнозам, стране удалось добиться мира и согласия. Несмотря на то, что в соседних странах продолжаются латентные конфликты на межнациональной почве. В нашей же стране, ситуация кардинально отличается.
В республике функционирует более 100 национальных школ, действует 170 воскресных школ с изучением 23 родных языков. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На их финансовую поддержку ежегодно направляется 12 млн. тенге, при этом, помощь оказывается еще и из местных бюджетов. Кроме этого, выпускается 4 республиканских и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных театров: казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский.
Понятно, что фундамент межнациональных отношений, как и здание, состоит из кирпичиков. А откуда взять стройматериалы? Прежде всего, основой для этого является новый для республики институт – Ассамблея народов Казахстана (АНК). Он появился 1 марта 1995 года, как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Задачей является содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, выработка предложений по проведению политики государства в сфере межнациональных отношений, представление многочисленных диаспор в органах власти, поиск компромиссов для разрешения социальных противоречий в обществе.
В республике формируются все условия для развития разных национальных групп, при этом не забывается и казахская нация. Наиболее остро стоит вопрос казахского языка, который за годы советской власти оказался на пороге исчезновения. Но сегодня ситуация гораздо лучше. С таким положением соглашается и Уильям Фиерман, профессор факультета политологии кафедры по исследованию жизни Центральной Азии университета Индианы (США), который сам выучил казахский язык.
«Конечно, ситуация (за 20 лет независимости, – ред.) достаточно сильно изменилась. Сфера применения казахского языка расширилась, это однозначно. Особенно изменилась городская языковая среда», – говорит профессор в интервью «Казинформу».
Однако, по его словам, «отсутствие хороших учебников – до сих пор основная сложность в изучении казахского языка». Кстати профессор выучил язык без пособий, читая книги и газеты на казахском языке. Несмотря на то, что распространение казахского языка в обществе остается приоритетным направлением государства, эта работа ведется без ущемления других языков, носители которых проживают в республике.
Более того, залогом конкурентоспособности казахстанского общества и страны в целом является триединство языков. С такой позицией соглашаются зарубежные эксперты, тем более что им есть с чем сравнивать.
«Правильно подчеркивается, что Казахстану нужны и другие языки, в том числе русский и английский», – говорит Фиерман.
Деликатные вопросы межнациональных отношений всегда решаются в Казахстане путем консенсуса и компромисса. Так в конце 2009 года была вынесена на обсуждение Доктрина национального единства, которая наткнулась на неоднозначную оценку общества. В итоге, первый текст доктрины основательно отредактировали. Благодаря этому, новый документ устроил уже все стороны.
Не стоит забывать о том, что в стране пресекаются любые факты межнациональной розни. Таким образом, в обществе формируется атмосфера толерантности и взаимоуважения. Причем такая политика приносит свои плоды. К примеру, кроме межнационального мира и спокойствия в Казахстане, отмечается рост межнациональных браков.
«Успехи Казахстана неразрывно связаны с главными завоеваниями – миром и согласием в многонациональной стране. Без этого мы ничего бы не добились. Поэтому нам предстоит наметить новые конкретные задачи нашей структуры в области формирования национального единства, развития языков, образования», – отметил член Совета АНК Розакул Халмуратов.
Мировой финансовый кризис задел и социальную сферу, в результате пошатнулась межнациональная сфера. В «старом свете», люди требовали сохранить «социальный пакет». Затем европейское население вместе с политиками взялись за иммигрантов, и даже начали выселение цыган на их историческую родину. В нашей стране напротив, все спокойно. Хотя совсем недавно Центральная Азия столкнулась с фактами насилия на межнациональной почве. В Кыргызстане, на юге, произошли события, в ходе которых погибло свыше 400 человек и более 100 тыс. оказались в положении беженцев. Конфликт взбудоражил не только наш регион, он попал в центр внимания мировых СМИ. В этой связи большинство зарубежных политиков и экспертов обращаются к опыту Казахстана.
«У нас очень тесное сотрудничество с Казахстаном в сферах образования, языковой политики, представительства различных национальностей в органах государственного управления. Я с нетерпением жду возможности сотрудничества с Казахстаном в период председательства страны в ОБСЕ в 2010 году. Думаю, что Казахстан сможет многое предложить ОБСЕ в области укрепления межнациональных отношений», – отметил верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) ОБСЕ Кнут Воллебек накануне казахстанского председательства в этой организации.
Новый век
Не так давно канцлер Германии Ангела Меркель, заявила о «закате мультикультуризма». Заочно обращаясь к иммигрантам, она сказала: «Те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке». Ее примеру последовал и британский коллега премьер-министр Дэвид Кэмерон.
«Мы потерпели фиаско в попытке предоставить общее видение обществу, которого придерживались бы все; мультикультурализм заставил некоторых членов белого сообщества чувствовать себя неловко, быть неправильно понятыми; расизм и нетерпимость осуждаются, но когда недопустимые мнения исходят из уст представителей не белого сообщества, мы ведем себя слишком осторожно в осуждении их», – сказал он.
Европа не смогла разобраться с противоречиями в межнациональной и миграционной политике. Обещанное общество «для всех» было обречено остаться за страницами современной истории.
Речь идет о мультикультурном обществе. Именно от него отказались Германия, Британия и Франция. Это такое состояние общества, при котором представители разных наций, сохраняют культуру, язык, ценности, и при этом живут в согласии и имеют возможность для собственной самореализации. Нечто похожее на чайна-таун посреди Америки, где внутри квартала сохраняется национальный колорит, среди американского образа жизни.
По мнению специалистов, такое общество имеет преимущества. Конкурентоспособность в новом веке зависит не только от свободного перемещения рабочей силы и капитала, обмена технологиями и знаниями, но и от самой атмосферы царящей в обществе. В новом ХХI веке выиграют те страны, где царит развитое чувство толерантности и гостеприимства. При этом закрытым и однородным обществам сулит деградация. Многонациональная структура – это залог конкурентоспособности, в том числе казахского языка. При этом он приобретает все большую популярность среди представителей других наций, проживающих в республике. Все мы одно целое. Мы не заметили, как стали частью друг друга, наши культуры сплелись в стабильности и процветании, образовав костяк единства, солидарности и социального партнерства. Казахстан многонациональная страна и именно это наше главное богатство, которое с каждым годом неуклонно растет.
Борис ПАШКОВ, Алматы