АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Михаил Калашников: Воспоминания казахстанцев о легендарном конструкторе

photo_112466Михаил Калашников — один из самых известных в истории конструкторов стрелкового оружия. Как известно, свой путь легенды он начал в Казахстане. Корреспонденты Tengrinews.kz побеседовали с людьми, которые не только видели Калашникова воочию, но и общались с ним в неформальной обстановке на казахской земле.

Станция Матай Туркестано-Сибирской железной дороги, Алматинская область. Сюда будущий конструктор перебрался в 16-17 лет на поиски работы. Однако из-за юного возраста на работу его не брали, и тогда ему пришлось приписать несколько лет в свой документ. После он смог устроиться в местное депо. «Старожилы Матая рассказывали, что уже тогда у него были конструкторские идеи. Все депо помогало ему c чертежами», — рассказала аким Матайского сельского округа Аксуского района Алматинской области Айна Ахмолданова.

Однако довести до ума свои изобретения тогда Калашникову не удалось. Осенью 1938 года он был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. В начале Великой Отечественной войны был сильно ранен и после госпиталя, по направлению докторов, его направили на долечивание в шестимесячный отпуск. Калашников вернулся в Казахстан на станцию Матай, где с новым рвением продолжил работу над своими чертежами и сделал свой первый пистолет-пулемет Калашникова.

Его изобретением заинтересовалось руководство и командировало конструктора в Алма-Ату. Как рассказывает житель Матая Александр Дружаев, которому удалось пообщаться с Калашниковым в 2003 году, в столице КазССР его встретили неоднозначно. «В Алма-Ате его арестовали за то, что при себе он имел оружие. Он же приехал со своим опытным образцом. Некоторое время его продержали на гауптвахте. Ну, а когда уж разобрались, проводили его в эвакуированный московский авиационный институт», — рассказал Дружаев.

В Алма-Ате он изготовил более совершенный образец своего оружия. «Был здесь у нас на стрельбище один. У него был какой-то автомат непонятный, все еще смеялись. Спросили, а кто ты такой? Он сказал: «Калашников я». Потом мы уже о нем все узнали», — рассказал старожил машиностроительного завода имени Кирова в Алма-Ате.

В книге «Московский авиационный институт документы, цифры, факты» есть воспоминания конструктора-оружейника Михаила Калашникова: «В институте была создана рабочая группа (в обиходе ее называли «спецгруппа ЦК КП(б) Казахстана), которой поручили заниматься дальнейшей доводкой пистолета-пулемета. В нее вошли старший преподаватель Евгений Петрович Ерусланов и студентов старших курсов, работающих по совместительству в лаборатории кафедры. Молодость, увлеченность делом не просто сблизили, но и сдружили нас. (…) В учебно-производственных мастерских института работали мастера своего дела с большим стажем. Многие из них, знаю, подавали не один рапорт с просьбой отправить на фронт».

«Для работы нам выделили небольшое помещение площадью 18 квадратных метров в отдельном саманном домике с отдельным входом и застекленным крыльцом. Крыльцо служило и местом отдыха, там стоял топчан. Мы, по сути, находились на казарменном положении и территорию учебно-производственных мастерских покидали лишь раз в неделю, чтобы сходить в баню».

«В процессе отработки образца немало деталей переделывались по нескольку раз (сказывалась неопытность самого конструктора и чрезмерная напористость членов спец-группы). Но никто не упрекал нас в том, что мы бывали торопливы и нетерпеливы. Тактично поправляли, подсказывали. (…) Когда требовалась проверка пистолета-пулемета стрельбой, производили ее по ночам в инструментальном цехе. Для этого в свободном углу цеха ставили вертикально штабель досок, ящик с песком, оружие закрепляли в тисках, а от спускового крючка протягивали веревку в соседнюю комнату. Производили несколько выстрелов. Если после этого требовалась какая-то доводка деталей, то делали ее сами, в тех же тисках. После чего вновь стреляли. И так до утра».

После Калашников был переведен в Москву. Аким станции Матай Айна Ахмолданова рассказала, что на тот период у Калашникова в Казахстане осталась жена и сын. «Местные жители рассказывают, что Калашникову запрещали общаться с семьей. Когда сыну было 14 лет, его мать погибла, попав под поезд. И вот только когда сын остался сиротой, Калашникову удалось под конвоем приехать и забрать ребенка», — сказала собеседница.

В 2003 году по приглашению Республиканской гвардии РК Калашников приехал в Казахстан. В местных архивах сохранилась информация, что на встрече с матайскими жителями он говорил: «Я жалею о том, что не сохранился первый образец, изобретенный на станции Матай. И вообще жалею о том, что мое изобретение распространилось по всему миру и участвует в гибели людей».

Его радушно приняли на станции. «Все жители собрались. Я в честь него стихотворение сочинил, и после того, как начальство выступило, я выступил от имени пенсионеров. Позже это стихотворение переложил на музыку и сделал песню», — рассказал Алекандр Дружаев. — «Добрейшей души человек был. Дал мне свою визитку, храню ее теперь».

Во время визита Калашникова в Казахстан с ним встретился заместитель командира воинской части 0112 Республиканской гвардии РК Советхан Жексенбаев. Тогда, по его словам, всех поразило то, как выглядел Калашников. В возрасте 84 лет он был бодр, шутил и с удовольствием рассказывал о своей жизни. «Никто не ожидал, что он таким бодрым будет. Выступал перед людьми по два часа и ни разу не повторялся в своих речах. Рассказывал, что нужно придерживаться правильного питания и режима дня. Сон должен быть не менее семи часов».

Для легендарного конструктора была организована даже любимая рыбалка в Матае. «Я во многих местах бывал, везде ездил. Но так, как в Казахстане — меня нигде не встречали», — заявил тогда Калашников. Позже о Михаиле Калашникове казахстанец Мурат Джакибаев снял фильм «Матай — начало легенды». «Я снимал фильм от души. Моя задача была показать то, что автомат Калашников был сделан в Казахстане, и хотелось, чтобы из его уст это прозвучало. «У меня два детища в Казахстане — мой сын и автомат», — так говорил конструктор», — поведал Джакибаев.

Автор: Владимир Прокопенко

Подробнее: http://tengrinews.kz