Говоря о сегодняшней электоральной кампании, отмечу, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, предвыборные процессы в Казахстане проходят спокойно. И все кандидаты демонстрируют высокую организованность. За высокий пост в борьбу вступили, помимо Нурсултана Назарбаева¬, Тургун Сыздыков от КНПК и самовыдвиженец – руководитель Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази Кусаинов.
Они провели очень неплохую агитационную кампанию и представили достойные программы. Глава государства сделал упор на совершенствовании системы гос-управления, в том числе путем политических реформ. Два других кандидата выступали с достаточно оригинальными идеями: Сыздыков говорил о борьбе с западным образом жизни, а Кусаинов – об экологических вопросах.
Подобный программный комплект говорит о том, что экономическая, социальная, культурная политика в Казахстане и общая ориентированность на согласие, стабильность и многовекторность настолько крепко утвердились в качестве базовых императивов казахстанского развития, что никто их не выдвигал предметом дискуссий нынешнего выборного процесса. На мой взгляд, это говорит о высоком уровне политической культуры общества и веры в общие ценности.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»
Благодаря активности избирательных штабов мы видим хорошую агитационную составляющую. Можно удивляться тем же народным коммунистам, которые используют самые современные коммуникации и технологии. Здесь надо сказать, что происходит не конкуренция персон, как это бывало раньше, а конкуренция идей, ценностных установок. Что интересно: ни один из кандидатов не опровергает и не оппонирует остальным. То есть происходит своего рода триумвират кандидатов, где каждый выступает со своей идеей. Но слово, конечно, остается за избирателем.
Всем понятно, что внешние вызовы – это мощный мобилизующий фактор. И то, что решение провести внеочередные выборы принято именно сейчас, – хорошая игра на опережение.
И я, и мое ближайшее окружение уже сделали свой выбор. И в людях я вижу готовность прийти на участки и активно голосовать. Что касается центра «Альтернатива», отмечу, что совместно с российскими коллегами из информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. Ломоносова мы подготовили доклад экспертов. Мы проанализировали ход предвыборной кампании. Я рассматривал два параметра: факторы, которые повлияли на принятие решения о проведении выборов, а также программы кандидатов. В ближайшее время доклад будет опубликован на сайте вуза.
Марат ШИБУТОВ, политолог, независимый эксперт
Нынешняя электоральная кампания проходит очень спокойно, без нарушений. Как недавно отметил ЦИК, в их адрес было направлено всего 46 жалоб от населения. Согласитесь, это очень маленькая цифра, тем более что эти жалобы не касались каких-то глобальных проблем, а поднимали лишь некоторые вопросы разъяснительного характера. Отсутствуют жалобы и со стороны избирательных штабов.
Что же касается особенностей нынешней избирательной кампании, что здесь можно отметить гораздо большее использование Интернета, чем на предыдущих выборах. Это отмечено и ЦИК, который ведет мониторинг по более чем 200 сайтам, а также по социальным сетям, блогам лидеров общественного мнения и так далее.
То есть традиционные методы агитации, такие как, например, встречи с избирателями, понемножку начинают уходить в прошлое, уступая место современным электронным формам – это может быть та же рассылка, видео- или инфографика. И современное проникновение Интернета, а также развитие социальных сетей в Казахстане очень этому помогают.
На мой взгляд, навыки, полученные в ходе нынешней электоральной кампании, могут быть использованы в предстоящих парламентских выборах.
Мадина НУРГАЛИЕВА, руководитель представительства КИСИ в Алматы
Нынешняя электоральная кампания проходит стабильно и ровно, так как до сих пор не замечено черного пиара и других негативных моментов. Агитационный период также можно охарактеризовать как эффективный, масштабный, системный. Каждый кандидат в рамках закона активно встречался со своими целевыми аудиториями и присутствовал в информационном поле. Говоря об информационном сопровождении, отмечу, что СМИ добросовестно освещали этот процесс, начиная от инициативы АНК о досрочных выборах до сегодняшнего момента. Понятно, что СМИ продолжат отслеживать электоральный процесс. Поскольку выборы означают высокий мандат доверия будущему Президенту страны, на которого будет возложена огромная ответственность за будущее каждого из нас.
В связи с этим, на мой взгляд, для избирателей важны личностные характеристики будущего лидера. Поэтому уверена, что критериями для людей во время голосования станут управленческий опыт, системность и рациональность мышления, харизматичность и политический вес будущего избранника. Добавлю, что разнообразие целей и задач, изложенных в предвыборных программах всех трех кандидатов, предоставляют большой выбор. Это антиглобализм, «зеленое» развитие и пять новых институциональных реформ, которые нацелены на вхождение Казахстана в топ-30 успешных стран мира.
Вячеслав АБРАМОВ, главный редактор издательского дома «Vласть»
Эту избирательную кампанию можно охарактеризовать как достаточно спокойную. Важно то, что кандидаты в ходе встреч с избирателями поднимали важные темы и им удалось акцентировать на них внимание как граждан, так, в будущем, и властей. Представительство в СМИ агитационных материалов всех кандидатов также было, на мой взгляд, вполне сбалансированным.
Преимущество нынешних выборов вижу в том, что все избирательные штабы достаточно активно использовали Интернет и социальные сети. До сих пор, в отличие от других стран, такого активного применения их в предвыборных кампаниях у нас не наблюдалось. Нынешние внеочередные президентские выборы можно назвать в этом смысле удавшейся пробой пера. И, по всей вероятности, на предстоящих парламентских выборах мы будем наблюдать еще более активное использование таких технологий, которые дают возможность находить новые решения в проведении электоральных кампаний.
Юрий БУЛУКТАЕВ, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК
Избирательная кампания вступила в финальную стадию. Уверен, избиратели ощущают значимость этого исторического момента и отдают себе отчет в том, что они выбирают капитана государственного корабля, которому доверят будущее не только свое, но всей страны.
Само по себе голосование – это просто процедура, посредством которой граждане наделяют различными полномочиями своего избранника. Но когда речь идет об избрании Главы государства, процедура эта приобретает жизненно важное значение для каждого казахстанца. Не менее важно, что, подписав Указ о внеочередных выборах, тем самым Президент продемонстрировал приверженность принципам демократического развития и подтвердил курс на стабильное и устойчивое развитие государства.
Джанибек СУЛЕЕВ, веб-издатель
Электоральная кампания прошла в благоприятных условиях, и ее стоит оценить на пятерку. Это ответственные и в то же время «ровные» выборы. Центризбирком и общественные комиссии охватили практически все регионы, была проведена большая разъяснительная работа. Мы побывали во многих регионах страны, и для себя я отслеживал общественное мнение электоральной кампании.
Нурмухамедов Бурихан, директора Института национальных исследований
Избирательные кампании кандидатов были в целом стандартными. Можно выделить две новации в ходе кампании — это активное использование возможностей социальных сетей и, связанное с этим, активное участие молодежи путем креативных роликов и постов.
Традиционно явка на президентских выборах по сравнению с парламентскими заметно выше. Однако, нынешняя ситуация по своему уникальна в истории независимого Казахстана — в СМИ и соцсетях идет активная работа по приглашению избирателей на выборы. Думаю, что это даст свой результат — и явка избирателей будет весьма высокой.
Руководитель фонда Алтынбека Сарсенбаева, политолог Айдос Сарым
Если говорить по форме, то СМИ: сайты, газеты, телеканалы уделяют примерно одинаковое время всем кандидатам, освещают их деятельность более или менее ровно, то, наверное, это можно отнести в плюс. Это хорошая культура, хорошая традиция, которую, возможно нужно закрепить на уровне законодательства нашей формирующейся избирательной культурой. В этом смысле ни у кого из кандидатов каких-либо замечаний, нареканий в сторону СМИ нет
.
Данияр АШИМБАЕВ, политолог