Ерсаин Жапак родился 15 января 1961 года. С шестого класса начал писать стихи, с двадцатилетнего возраста занялся сочинением музыки. В настоящее время в его репертуаре имеется около 100 песенных композиций в нотах. К искусству живописи приобщился в 20 лет, когда проходил службу в эстонском городе Нарве (1979-1981). Кстати, свою родную казарму отблагодарил тогда мозаичным панно…
Заниматься музыкой и живописью профессионально начал с 1995 года. Провел несколько персональных выставок в галереях «Вояджер», «Тенгри-Умай», «Дом художников», ДХВ (Дирекция художественных выставок). Также организовал акции, среди которых были выставки, посвященные Ван Гогу, поэту-батыру Махамбету, композитору Шамши Калдаякову и др.
По концепции Ерсаина Жапака, Музыка-Мамыражай и Живопись-Мамыражай должны жить в гармонии, как и вся Вселенная.
Мажит Байтенов, художник-искусствовед:
Ерсаина Жапака я знаю с 10 июня 2005 года, когда он организовал персональную выставку в музее им. А. Кастеева. Ерсаин тогда привез на грузовой машине свои работы (машина была марки «Газель», как помню). Работ было очень много. Работы или как сказать, произведения искусства, мне очень понравились, они были очень индивидуальны по-своему содержанию.
Ближе я познакомился с Ерсаином осенью 2005 года, когда мы с группой алматинских художников собрались на несколько дней на этюды в урочище Тау-Тургень. Расположились в Доме писателей и начали работать над этюдами горной местности. Мой покойный товарищ, художник, коллекционер Серик Есмагамбетов начал нас знакомить с участниками пленера. Так мы познакомились с Ерсаином Жапаком.
Как мой друг и коллега по кисти Амандос Аканаев говорит: «Это наш казахский Кола Пиросманишвили».
Но, я не описал самого Ерсаина Жапака. Он очень своеобразный человек, быстрый в движениях, с добрыми и активными глазами, на голове – тюбетейка. Рисунок и орнаменты на тюбетейке придуманы и вышиты самим Ерсаином.
Ерсаин Жапак многогранен в искусстве, он владеет искусством слова, закончил факультет журналистики КазГУ. Написал достаточно много статей о художниках Казахстана.
Стиль подхода к живописной манере у Ерсаина Жапака – дадаизм: с чистотой восприятия видеть мир глазами ребенка. Как говорил великий художник мира и планеты Пабло Пикассо: «Академическому рисунку и живописи я научился быстро, а видеть и чувствовать глазами ребенка учусь всю жизнь, и не знаю, когда будет конец».
Ерсаин Жапак мечтает открыть и построить свою галерею. Я желаю, чтобы у такого открытого и чистого душой человека, художника, композитора и коллекционера все мечты сбылись.
Амир Джадайбаев, искусствовед:
Обращаясь к творчеству Ерсайына Жапака, мы должны полностью довериться первому яркому впечатлению от его произведений, отбросить все условности и традиционные представления о критериях и правилах в искусстве. В творчестве художника царит свет и цвет, силу которым дает сама неординарная личность автора, его жизненный опыт. Ерсайын Жапак принадлежит к поколению художников, для которых сохранение своего я стало задачей, равноценной выживанию в атмосфере агрессивного конформизма. Многие его современники познали как горечь забвения, так и трагедию нереализованных надежд. Возрождение культуры своего народа, его духовных основ было целью их жизни и основным смыслом их произведений.
Стремление выразить себя в живописи возникла у Ерсайына Жапака в середине 90-х годов. Одним из основных факторов, по его словам, повлиявших на его судьбу, стало творчество известного казахстанского художника и журналиста Сакена Гумарова (1937-1995), создавшего «мыслеформы» своих удивительных фантазий. Ерсайын Жапак представлял собой к тому времени уже сложившуюся и многостороннюю личность. Он активно выражал себя в стихотворных и музыкальных произведениях. Значительную часть своей жизни он посвятил журналистике, работая в таких изданиях, как «Өркен-Горизонт», «Жас қазақ», «Екпін», «Айқап». Сама атмосфера в культурной и общественной жизни Казахстана середины 90-х годов призвала ряд активных личностей, способных как к творческой, так и организационной работе. С 1996 года Жапак был организатором ряда выставок под единым названием «Мамыражай», на которых экспонировались произведения современных казахстанских и зарубежных художников. Сам Жапак там излагал свою идею в манифесте к этой выставке: «Я мечтаю о том, о чем мечтает все человечество – о Рае на земле, когда воробьи вьют гнезда на спинах баранов… Пусть правит миром Великая Гармония – Музыка, Живопись и Красота!»
Один из проектов Жапака был осуществлен в 2001 году совместно с художником из Африки Бобом Усорохом в виде выставки, которая стала во многом символическим событием, так как являла общность в искусстве мастеров из Казахстана и Африки.
В работах Жапака, как отмечают некоторые искусствоведы, есть ряд черт, приближающих его к искусству фовизма начала 20 века – А. Матисса, М. Вламинка, А. Дерена и ряда других. Как известно, эти мастера в свое время обратились к культуре стран Африки и Океании, Японии в процессе своих творческих исканий, находя здесь простые ответы на свои самые порой неразрешимые вопросы. Но несмотря на внешнее сходство, творчество Жапака остается глубоко почвенным и оригинальным явлением в искусстве Казахстана. В отношении его произведений разговоры о концептуализме и рационализме кажутся странными и неуместными, уводящими нас от самого главного, абсолютной непредвзятости в выражении собственных эмоций.
Ирина Юферова, искусствовед:
Мамыражай – это не просто красивое название выставки. Это философия художника, ключ к пониманию его творчества. Это звучное слово означает и весеннее цветение земли, и особое состояние души, пребывающей в благодати бытия.
Живопись Ерсайына Жапака – странное, завораживающее и уникальное явление. В наш нервный, изъеденный скепсисом век, она ошеломляет наивностью и чистотой, свободой форм и подлинностью чувств.
Неуклюжие внешне картины Ерсайына полны радости жизни. Зримая реальность преображается силой воображения. И потому свободно, как в джазе, рождаются живописные импровизации: прихотливо змеятся линии, вспыхивают и гаснут соцветия, оживает вязкая фактура, медленно перетекают формы. Вдохновение проливается в картину, как весенний ливень, омывая душу, делая мир светлее и чище. Кистью художника водит не рассудочность, а мощное творческое озарение, высвобождающее внутреннюю энергию – и рождаются на свет холсты, наполненные тайной, необъяснимые и волнующие.
Поэтому и воспринимать живопись Ерсайына надо не разумом, а чувством. Не выстраивать рациональных схем, не искать аналогий, а всецело доверяться яркому своеобразию этого талантливого художника.
И тогда, возможно, каждому из нас откроется путь к своей Мамыражай.
1997 год. «Искусство в частных коллекциях Ю.А. Кошкина», Центральный Государственный музей Казахстана.
1998 год, 9 февраля. Персональная выставка «От Мыслеформы до Мамыражая». Дом художника, г. Алматы.
1998 год, июль-октябрь. Выставка «Океан – источник вдохновения». г. Лиссабон (Португалия).
1998 год, 8 апреля. Персональная выставка «Мамыражай-1». Галерея «Ұлар».
1999 год, 28 июля. Выставка-дуэт «Мамыражай-2». Галерея «Вояджер».
1999 год, 23 декабря. Коллективная выставка «Покорный раб искусства или встреча нового тысячелетия» (Акция-посвящение к 111-летию отрезания ухи Винсента Ван Гога). Галерея «Ұлар»
2000 год, февраль-март. Дуэт-выставка «2000 лет со стороны света». Галерея «Орхон», АО «Заңғар».
2000 год, 6 апреля. Коллективная выставка молодых художников Казахстана «Жігер-2000». Государственный музей искусств имени А. Кастеева.
2000 год, 15 августа. Коллективная выставка «Летние мелодии» (Акция-посвящение к 70-летию композитора Ш. Калдаякова).
2000 год, 20 августа. Международный фестиваль «Әлем-Саннияз».
2000 год, октябрь. Международный фестиваль «Мастер-класс Казахстан». Галерея «Тәңірі-Ұмай».
2000 год. Презентация альбома «Казахстанское изобразительное искусство в преддверии третьего тысячелетия» (в альбоме представлена картина Е. Жапака «Қорқыт. Қобыз. Құс»). Галерея «ОЮ».
2001 год, 15 января. Дуэт-выставка «40+40» вместе с нигерийском художником, ровесником Боб Усорохом. Дирекция художественных выставок.
2001 год. Международная выставка «Тюльпан и человек». Государственный музей искусств имени А. Кастеева.
2002 год. Продюсирование совместной выставки художников Ержана Ашима и Гульжан Аманжоловой.
2003 год. Коллективная выставка в музее имени Ж. Шарденова.
2003 год, 11 декабря. Коллективная выставка «Қызғыш құс» («Птица-пигалица») (Выставка-посвящение к 200-летию Махамбета Утемисова по собственной инициативе). галерея «Ұлар»
2005 год, 10 июня. Персональная выставка «Мамыражай-2005». Государственный музей искусств имени А. Кастеева.
Открытие персональной выставки Ерсаина Кайырлыулы Жапака
состоится в 17.00 6 ноября 2015 года в ресторане «Греческая таверна»
по адресу: ул. Кабдолова, 22А, тел.: +7(727) 2765644,
87786695998 (Ерсаин), 87076038662 (Жан)