[:ru]
Известный PR-специалист Нуркен Халыкберген раскритиковал министерство образование и науки за провальную работу во время карантина, передает ИА «NewTimes.kz». По словам пиарщика, дистанционное обучение в Казахстане страдает от множества факторов: подготовки учителей, отсутствия удобных онлайн-платформ и компьютерной техники у большинства казахстанских семей.
Своим мнением об онлайн или оффлайн-образовании для школьников Халыкберген поделился на странице в Facebook:
«Если отбросить в сторону накопившиеся эмоции по поводу бардака в системе образования РК и руководствоваться исключительно интересами наших детей (которые, на мой взгляд, больше всех пострадали в ситуации с жестким карантином: разрыв связей с социумом, отсутствие общения со сверстниками, нет выхода и обмена эмоциями, обмена знаниями, гиподинамия и др.), то я выбираю оффлайн образование.
Будем честными, 4-ой школьной четверти у наших детей не было. Было веселое времяпровождение у компьютера, планшета или телефона, с криками и визгами, имитацией уроков, откровенное игнорирование учителей и т.д».
По словам автора, аналогичная ситуация повторится и в новом учебном году, поскольку кардинально нового подхода и методики все еще нет:
«Министерство образования и науки РК по факту не извлекло уроков из карантина и весны 2020 года, я вижу, что учителя и завучи школ не знают, что и как говорить родителям о методах преподавания, что изменится в сравнении с весной текущего года, что было фактически подготовлено для улучшения преподавания.
Похоже, что министерство оставило учителей один на один с раздраженными родителями, поскольку проще промолчать.
Нам рисовали перспективы казахстанских IT-продуктов, но в реале нас снова ждут Telegram, Viber, WhatsApp, Google Classroom, Microsoft Teams, Zoom или что-то там еще. Нам бодро рассказывают, что снимаются видеоуроки, готовятся онлайн-материалы — ребята, ну давайте честно — за последние 20 лет был ли хоть 1 нормальный бумажный учебник без ошибок и без ляпов, который не вызывал бы споры в обществе и возмущения родителей?!
А тут нас хотят убедить, что за пару месяцев созданы материалы для 12 классов обучения (с учетом возрастных особенностей, языка, психологии младших, средних и старших классов). Я лично не верю в это».
Пиарщик также обращает внимание на проблему с доступом к компьютерной технике для многих школьников:
Вопрос обеспечения компьютерной техникой до сих пор не решен — как будет проходить этом процесс? Кто получит технику? Как будет осуществляться выбор? Как будет происходит процесс передачи в пользование?! Документация, акт приема-передачи, вопросы материальной ответственности.
Кто будет нести ответственность, если вдруг передаваемая техника сломается (неизвестно чья это будет вина, но уверен — виноватыми останемся мы, родители. И еще заставят возмещать, а как оценивалась эта техника непонятно — уверен, что цены по госзакупкам очень даже невеселые), а если она с самого начала не работала, или работала с глюками? Скачок напряжения — сгорел процессор — кто виноват?! Много практических вопросов и как всегда нет ответов.
Если уж наши педагоги умеют работать с детьми в оффлайн режиме — благо учителей учили системно и качественно доносить до детей свой предмет в классе — то пусть это так и будет. С соблюдением санитарных норм и мер безопасности. Дисциплина и порядок, который есть в школе, он нужен для самых детей. Обеспечить такой режим в домашних условиях — нереально.
Выше сказано, что отсутствие общения со сверстниками и одноклассниками негативно влияет на детей. Детям как воздух нужно живое общение (ведь они учатся взаимодействовать с друг-другом, жить и работать в коллективе).
Плюс соревновательный момент никто не отменял. Выброс детской энергии, общение, смена обстановки — все это, на мой взгляд, жизненно необходимо.
Одно из требований финских школ — это ежедневное обязательное пребывание детей на свежем воздухе: уроки и экскурсии в парках, лекции и прогулки в рекреационных зонах, в конце-концов простейшая физкультура.
Что мешает казахстанским школам также проводить уроки на свежем воздухе? Да в северных регионах может помешать погода, но работают же летники — давайте максимально проветривать классные помещения, по возможности проводить занятия в школьном дворе. Это к тому же еще и закаливание детей и наработка иммунитета.
Последнее. Родительское здоровье — ментальное, эмоциональное и физическое. Не все родители способны выдержать 24-х часовое пребывание с ребенком в квартире. А это отражается на общем моральном состоянии членов семьи, на трудоспособности родителей, на их иммунитете и нервах.
Предвосхищая возражения, что не все школы одинаковы, не у всех есть равные возможности, отвечу, что именно это и должно учитывать министерство образования и науки РК. Не делать коммунистическую уравниловку, а исходить из особенностей каждой из школ, учитывать особенности и существующий уровень технической подготовленности каждого отдельного учебного заведения.
Необходимо предоставить нужный уровень свободы управления директорам учебных заведений, которые должны исходить, в первую очередь, из интересов детей, а не удобства управления системой и удобством чиновников. Конечно же, нельзя забывать про общую обстановку и динамику заболеваемости, в этом случае, при необходимости, никто ведь не запрещает вернуться к онлайн-обучению.
В конце концов, если мы разрешаем работать ресторанам, ТРЦ, барахолкам — почему государство не задумается о более важных, по сути стратегических и ключевых для нашего будущего вещах? Ведь знания наших детей — это их будущее благополучие», — резюмирует Халыкберген.
[:]