Китай может соединить Казахстан и Азербайджан грандиозной инфраструктурой — с далеко идущими последствиями для региона, сообщает Altyn-orda.kz
Пока мировые новостные ленты заняты выборами, военными конфликтами и геополитическими играми великих держав, Пекин — как это у него принято — молча и методично выстраивает инфраструктуру будущего. На этот раз — в самом центре Евразии. Китайские власти рассматривают возможность строительства моста через Каспийское море между Казахстаном и Азербайджаном. Подробности проекта держатся в секрете, но само направление говорит о многом.
Если план будет реализован, это станет первым в истории инженерным переходом через Каспий. Мост способен не только переопределить транспортную карту региона, но и изменить баланс влияния в трансконтинентальной логистике, где Россия пока сохраняет рычаги давления — особенно на фоне периодических угроз перекрыть поставки нефти из Казахстана через КТК (Каспийский трубопроводный консорциум).
География против логистики
На бумаге сухопутный маршрут из Китая в Европу через Центральную Азию выглядит заманчиво. Но в реальности — и это признано китайскими экспертами — он до сих пор проигрывает морским путям. Грузопоток по «новому Шелковому пути» в сто раз уступает морскому. Даже поставки в Россию чаще идут морем — через Финляндию. Этот парадокс объясняется просто: отсутствием инфраструктуры, границами, бюрократией и… политикой.
Поэтому в последние годы Пекин перераспределил инвестиции: основное внимание — «бирманскому коридору» (выход к Индийскому океану), а евразийский маршрут оказался на вторых ролях. Однако новое возможное строительство моста через Каспий указывает на пересмотр приоритетов. Особенно — в условиях изменяющейся геополитики.
Энергетика, нефть и страх перед краном в чужих руках
На фоне углубляющегося экономического сотрудничества с Китаем и неустойчивых отношений с Москвой, Казахстан заинтересован в любой инфраструктуре, позволяющей обойти российскую территорию. Нефтеносные регионы страны находятся относительно недалеко от побережья Каспия. Прямой переход на западное побережье в Азербайджан означает, что нефть, газ и промышленный экспорт смогут быстрее добираться до Турции и Европы — минуя российские порты и трубы.
Для Пекина этот проект — возможность защитить как своих инвесторов, так и интересы лояльных партнёров. В условиях, когда Москва всё чаще прибегает к «имперской риторике» и политике рычагов — от торговли до транзита, — Китай может стать тихим гарантом стабильности. По-своему, прагматично и без лишнего пафоса.
Железо, шелк и Ляньюньгань
Генеральный консул Китая в Алматы Чжан Вэй уже обозначил: приоритетом для Пекина остаётся развитие инфраструктуры. В частности — железнодорожного сообщения между Китаем и Казахстаном. В список направлений входят Ляньюньгань, Урумчи и Ланьчжоу. Эти города — логистические узлы, откуда китайские товары могут уходить в разные стороны: на юг, запад и север.
Переход через Каспий, если он будет реализован, превратит Казахстан в центральный пункт этой схемы. Из него товары будут уходить в Азербайджан, далее — в Турцию, Восточную Европу и, потенциально, на рынки ЕС.
Альтернатива с китайским акцентом
Казахстан — не единственная страна, заинтересованная в этом проекте. Для Азербайджана, испытывающего давление со стороны Ирана и балансирующего между Москвой и Анкарой, китайское присутствие может оказаться полезным противовесом. Пекин не вмешивается в политику, не требует идеологической лояльности, но строит дороги, прокладывает кабели и финансирует терминалы. Такой подход всё чаще выигрывает на фоне уставших от конфликтов регионов.
Конечно, Китай не собирается вытеснять Россию с постсоветского пространства. Но он последовательно создаёт альтернативу — инфраструктурную, экономическую, и, в некотором смысле, цивилизационную. И если мост через Каспий действительно будет построен, он станет не просто транспортным проектом, а символом: Евразия может быть соединена и без одобрения с севера.