Вопросам безопасности казахстанского общества сегодня уделяется немало внимания. Стоит отметить, что религиозная безопасность стала одним из ключевых направлений внутренней политики Казахстана. Во исполнение поручений Главы государства, озвученных в рамках стратегии «Казахстан-2050», в стране проводится огромная работа по профилактике распространения идей религиозного терроризма и экстремизма. О том, какова обстановка с религиозной безопасностью на сегодняшний день, о том, как обезопасить себя и близких от влияния последователей псевдорелигиозных учений мы поговорим с религиоведом Рустемом Сыздыковым, возглавляющим общественное объединение «Нұрлы білім».
— Рустем Маликович, вы как член республиканской информационно-пропагандистской группы сейчас активно занимаетесь вопросами профилактики распространения идей религиозного экстремизма и терроризма. Как вы можете оценить религиозную обстановку в Казахстане в целом, и в Карагандинской области в частности?
— В целом ситуация в Карагандинской области, а также по всему Казахстану стабильная. Такого из ряда вон выходящих катастрофических ситуаций не наблюдается, хотя есть отдельные моменты, когда представители деструктивных течений, наши соотечественники, к сожалению, выезжают в места ведения боевых действий. Хочу заметить, не только из Карагандинской области выезжают, из других регионов также. Ситуация находится под контролем, что говорит о немалой проводимой работе по профилактике распространения идей экстремизма и терроризма.
— Какие проблемы существуют на данный момент, что может угрожать безопасности нашего общества?
— Если мы говорим в формате исламской религии, то мы видим, что касательно духовного наследия казахского народа идет удушающее наступление со стороны представителей псевдорелигиозных учений, которые открыто утверждают, что вероубеждение казахского народа было неправильным, что середины 90-х годов казахский народ исповедовал монтеизм с элементами язычества. Также они заявляют, что величайшие просветители казахского народа Абай, Ибрай, Шакарим, Магжан, Миржакып заблуждались в вопросах единобожия. Проповедники радикальных идей утверждают, что чистый таухид (вероубеждение) пришел в Казахстане в середине 90-х годов из стран Персидского Залива. Получается, целый пласт культуры нашего народа отвергается. Мы с этим категорически не согласны, и в формате научного дискурса, опираясь на первоисточники, объясняем, что это фальсификация и неправда. Исторический экскурс, религиозная догматика, канонические принципы доказывают, что наши предки исповедовали классический, традиционный ортодоксальный ислам. Они не заблуждались в вопросах единобожия, об этом свидетельствуют арабские, персидские и другие первоисточники.
— Сегодня многие ошибочно называются экстремистские группировки исламскими…
— Сами по себе традиционные религии, будь это христианство, ислам, иудаизм, не бывают экстремистским, в природе традиционных религий отсутствуют радикализм и ксенофобия. Любая религия призывает к миру, добру, состраданию. Другое дело, деструктивные организации, группы, течения которые прикрываются религией, к примеру, исламизм. Нужно различать эти термины. Ислам – мировая монотеистическая религия, религия добра и мира. А исламизм – это религиозно-политическая идеология, которая имеет конкретную прагматическую конструкцию, направленную на определенные геополитические и геоэкономические цели.
— Если мы говорим об угрозах религиозной безопасности, только ли со стороны исламистских течений они существуют, или есть другие?
— Кроме тех деструктивных псевдорелигизиозных течений в формате ислама есть масса деструктивных течений в формате других религий. В современных условиях Казахстана мы это наблюдаем, когда они открыто оппонируют с традиционным, как мы считаем, православием, к примеру, пытаясь выставить его как еретическое учение. А в формате ислама кроме деструктивных течений вахаббия и салафия имеются и другие, их масса.
— Чем объясняется такая незащищенность нашего населения перед последователями религиозных псевдоучений?
— Наше многолетнее атеистическое прошлое – один из главных факторов. Население постсоветских стран в массе своей не знает базовые постулаты традиционных религий. Если мы говорим об исламе, читать намаз или нет – дело каждого, но мы все должны знать, что из себя представляет традиционный ортодоксальный ислам. Пока генезисные принципы не узнают наши соотечественники, они будут потенциальными субъектами манипуляции со стороны лидеров деструктивных религиозных течений, потому что они не информированы. Практически все население у нас светски образовано, но в религиозном плане не владеет достаточным объемом информации, чтобы сформировать иммунитет против радикальных идей. Глава государства озвучивал такую задачу, чтобы в нашей стране все граждане имели внутренний иммунитет и внутренний фильтр, чтобы не принимать, а отвергать радикальные идеи, касающиеся религии. Кроме того, есть масса других факторов, которые влияют на радикализацию части населения, например, социальные-экономические проблемы, вопросы трудоустройства. Но практика показывает, ребята, которые выехали в места ведения боевых действий, имели основную мотивацию – воевать против неверных, помогать мусьсульманам и стать «шахидом», чтобы попасть в рай. В их сознании искусственно приближен рай, когда человеку в подсознание устанавливают программу, пошаговую, как достичь рая. Хочу заметить, что в места ведения боевых действий уезжают не только крайние радикалы, практически половина из них – «умеренные» практикующие представители деструктивных течений, которые не были замечены в спорах с имамом, в призывах к радикальным действиями и т.д.
— Сегодня нередко говорят о том, что защититься от радикальных религиозных идей поможет наше культурное наследие. Каким образом?
— В духовном наследии казахского народа есть целая плеяда величайших религиозных просветителей. Мы занимаемся формированием социально-религиозного, политического сознания казахстанцев в формате духовного наследия Абая Кунанбаева (38-е слово в «Словах назидания»), Ибрая Алтынсарина ( трактат «Основы мусульманства»), Шакарима Кудайбердиева(«Условия мусульманства»), Машхуржусупа Кубеева («Дастаны») и т.д. Вышеупомянутые государственно-общественные деятели прошлых веков нам разъяснили детально формат традиционного классического вероубеждения. В условиях РК практика показывает, незнание элементарных базовых принципов вероубеждения традиционного ислама влияет разрушающим образом на религиозное сознание наших граждан.
— Какие шаги могут оказаться эффективными в борьбе, или, если хотите, профилактике таких явлений?
— Необходимо подчеркнуть, что в целях достижения максимального эффекта в борьбе с распространением радикальных псевдоучений крайне важно, чтобы вся антитеррористическая профилактическая деятельность велась в одном направлении и в одном ключе, то есть была скоординирована единым центром. Во-первых, религиозно-культурная сторона (в лице имамов мечетей, теологов, религиоведов), основной функцией которой является поступательное проведение идеологической работы по противодействию радикальным течениям в профессионально-научном формате с четырехступенчатой доказательной основой во всех общественных сегментах (таких как спортивные секции, дворовые клубы, общеобразовательные средние школы, колледжи, вузы, общежития, халяль столовые, дворы жилых районов, в домашних условиях), организация точечной разъяснительной работы;
Во-вторых, социально-политическая сторона (уполномоченные органы УДР, УВП, ОВП акиматов разных уровней) усиление профилактичекой работы среди населения с привлечением ресурсов СМИ, ученых теологов и НПО. Третья, силовая сторона (уполномоченные органы – МВД, КНБ) функцией которой является оперативное реагирование на факты не только планирования совершения актов терроризма, но и хулиганствующим салафитско- ваххабитским элементам в мечетях. А также миссионерской деятельности псевдоученых радикальных идеологий, оппонирующими в религиозных вопросах с представителями ДУМК.Четвертая сторона, население республики.
— И, чтобы подытожить, какие основные инструменты могут решить проблему распространения исламизма?
— Необходимо проводить профилактику религиозного экстремизма через пропаганду межконфессионального согласия и толерантности, сохранению и развитию духовной культуры и традиций казахстанского народа, продвижение в общественное сознание принципов светскости государства и общества, повышение религиозной и правовой грамотности населения, раскрытия сущности и пагубности радикальных религиозных идеологий.