АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Мы все здесь-свои. Перевод с казахского Алтын орды. [:]

[:ru]

Мы та нация, которая навряд ли сможет представить у себя уйгура президента, русского акима, и министра чеченца. Это как-то давит на наш намыс, не правда ли?  В нас до сих пор немало предрассудков. Мы относимся к нации, как к чему-то определяющему личность другого человека. 

Некоторые настолько погрузились в стереотипное мышление, что не видят за ним реальности. В их представлении, никого лучше казахов нет. Казахи самые талантливые. Самые умные. Самые лучшие.  А чем это обосновано? Где научные доказательства?  К сожалению, эгоцентризмом в нашей стране страдают не только казахи, но и другие этносы. Так уж исторически повелось.

Событие в Кордае показало, насколько мы еще далеки от понятия «Цивилизация». Мы до сих пор мыслим в рамках трайбализма. Как бы не болело мое сердце, я не очень был удивлен такому повороту  событий.  Я будто предчувствовал, что такое возможно.  Ксенофобия распространенное явление. И я часто слышу ксенофобские высказывания в адрес тех или иных наций  в среде родственников.

 

В чем  причина ксенофобии? В невежестве. Рабском мышлении. Ксенофобия пережиток прошлого. Мы отвоевали свою Независимость потом и кровью. И мы очень трепетно относимся к ней. Так трепетно, что зачастую переходим на язык насильственной агрессии. С другой стороны, иные этносы Казахстана не очень-то поддерживают развитие нашей Независимости. Они как-то безучастны в этом плане.  Безразличны. Таким образом, и возникают сепаратные настроения. Появляются разные организации и движения, нацеленные на разрушение стабильности в Казахстане.  И мы ищем выход. Говорим много о демографии. О важности повышения  численности нации. Мол, если нас станет много, то другие этносы сами съедут.

 

Но, давайте честно! Зачем нам нужно, чтобы они съезжали? Разве это рациональная политика?  Зачем  вообще кого-то выгонять?   Агрессия вызывает ответную агрессию. И вот уже представители других этносов сбегают из Казахстана.  Становятся ксенофобами.  Политика деления ни к чему хорошему не приведет. Сегодня вас не устраивают какие-то нации. Завтра вы начнете делиться по другим признакам. В здоровом обществе, люди стремятся к консолидации и к равенству.  Конечно, в событиях в Кордае виноваты обе стороны. Это нельзя отрицать. И мы несем ответственность. И дунгане.

Но, самый главный виновник это власть. Власть никак не может выработать адекватную формулу для того, чтобы консолидировать и сплотить нас. Нам нужно демократичное, правовое государство. Государство, в котором рулит рационализм, а не стереотипное мышление.  Среди моих друзей есть представители самых разных этносов. И я ставлю себя на их место.  И мне стало не по себе. Я подумал, а не будь я казахом, как себя ощущал бы в этой стране? Кто я для этой страны? Гость? Или просто уйгур, дунганин, азербайджанец? Имею ли я право чувствовать себя полноценным гражданином с правами здесь? И как себя чувствовать, когда наши нагыз казахи постоянно тебя отправляют на историческую Родину? Мол,  что-то не нравится, езжай к своим!  Двойственные чувства.  Как уехать на историческую Родину, когда родился тут? Привык, прикипел.

 

Я все понимаю. Мы сами пострадали от колониализма. Эти раны по сей день не залечены. Но, в происходящем сегодня мы тоже ответственны. Мы, будто не хотим смотреть на мир глазами современного человека. А что такое здоровое  современное общество? Это общество, где продвигаются идеи терпимости и толерантности ко всем.  Неважно, какой гендер. Какая религия. Какая нация у человека. Важно уважать его.  Есть такое понятие как позитивная дискриминация.

 

Позитивная дискриминация, также известна как позитивные меры выравнивания. Позитивные действия это меры по предоставлению прав или привилегий для определённых групп населения, которые применяются для достижения равенства в должностях, уровне образования, доходах для представителей разных полов, рас, этносов, конфессий, и тому подобное. Политика позитивной дискриминации поддерживает членов группы, которая находится в неблагоприятном положении и ранее подвергалась либо продолжает подвергаться дискриминации. Исторически и на международном уровне позитивные действия были направлены на достижение таких целей, как преодоление неравенства в сфере занятости и оплаты труда, расширение доступа к образованию, поощрение разнообразия и устранение очевидных ошибок прошлого.

Как бы могла выглядеть позитивная дискриминация у нас? Во-первых, стереть рамки нагыз и шала. Любой казах нормален. Во-вторых, не должно быть категорий титульная нация и нация второго сорта.

 

И да. Важно, чтобы тема межнационального согласия стала не просто повесткой концертов, популистских речей, и страниц прессы. Важно, чтобы проводилась реальная политика позитивной дискриминации. Я понимаю этносы, сидящие сегодня на чемоданах. Могу себя поставить на их место.  Для меня все граждане страны, родные люди. И надо исходить из этого. Не бывает лишних и чужих. Мы граждане Казахстана, все здесь свои.

 

Нұрбек Матжани

 

Abai.kz

[:]