Как известно, теория и практика не существуют раздельно. Современный этап развития Казахстана, характеризуемый постиндустриальным развитием, требует переосмысления его определяющих экономических явлений и категорий. Актуальность создания согласованного механизма потребностей экономики в конкурентоспособных кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки становится все более очевидной – система высшего образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. Оторванность научного комплекса от промышленного сектора может привести к падению наших показателей конкурентоспособности в сфере инновации и в экономике в целом.
Пути вуза к производству
В материалах II международного Конгресса ЮНЕСКО по профессиональному и техническому образованию (Сеул, 1999 г.) подчеркнута необходимость «сформировать новые партнерские отношения между образованием и миром труда. Эти отношения обеспечивают синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направлены на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских умений и формируют человеческие ценности и нормы, необходимые человеку для того, чтобы стать ответственным гражданином общества».
В условиях развития рынка труда важное место отводится социальному партнерству как особому типу взаимодействия учебных заведений высшего образования с различными институтами рынка труда: с предприятиями-работодателями, Центрами занятости населения, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, школами.
Основная цель социального партнерства – это содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда. Заинтересованность в таком диалоге работодателей и специалистов объясняется следующим: чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет социальных проблем, конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятий, соответственно будет развиваться экономика страны.
В центре интеграции науки и производства, как правило, находится вуз, а именно проводимые в нем научные исследования или же предоставляемые им образовательные услуги. И эти объединения возможны по следующим направлениям.
- Это совместное исследование, разработка технологии и выпуск продукции с помощью таких форм кооперации: от организации учебной кафедры, финансирование которой осуществляется частным предпринимателем, до совместных тендеров программы подготовки для правительственных чиновников.
- Продуктивным направлением является освоение производством передовой технологии, предложенной вузом, для чего промышленными корпорациями создаются научно-технические фирмы («spin-off» – «кампании-отпрыски»), цель которых – практическая реализация открытий и изобретений ученых; зачастую ученые сами становятся руководителями таких предприятий. Например, в США в начале 90-х годов прошлого века более 3 % штатных профессоров университетов являлись одновременно владельцами и совладельцами фирм.
- Также важно сотрудничество по частным вопросам: обучение сотрудников организаций; направление в предприятия студентов и преподавателей для прохождения стажировки; консультативные услуги преподавателей вуза; их участие в технической реконструкции предприятия и помощь в освоении ввозимой из-за рубежа техники и технологии; прием в вуз по рекомендации на учебу служащих предприятия и т.д.
Можно выделить два варианта создания научно-исследовательского учреждения (НИУ): как следствие объединения вуза и предприятия (например, Кемеровский госуниверситет совместно с российско-шведским предприятием «Хорос» создал фирму «КемХор» с целью проведения исследований и прикладных работ в области новых материалов); самостоятельно вузом – при этом возможны партнерские отношения с различными учреждениями.
Общеизвестно многообразие видов НИУ – это и научно-исследовательские институты, и «силиконовые долины», и технопарки, и консорциумы, и инкубаторы, и клиники и пр.
За последние годы у нас были сделаны определенные шаги в интеграции науки, образования и производства. Однако анализ деятельности научных организаций показывает, что большинство проектов по разработке инновационной продукции являются инициативными разработками, а не региональными или научно-техническими заказами, т.е. разработчики сами изобретают какой-либо продукт и в последующем вынуждены искать ему применение и находить покупателей этих изобретений.
Плюсы и минусы интеграции науки и практики
Государственная политика в области создания таких форм интеграции науки университета, образования и производства включает в себя реальные шаги по их созданию. Так, в Госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 гг. запланировано следующее. Для реализации направлений индустриально-инновационного развития страны будут разработаны механизмы определения базовых вузов для создания на их основе инновационных структур: бизнес-инкубаторы, в том числе, в 2014 г. – «Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора», в 2015 г. – «Химическая промышленность»; технопарки, в том числе: в 2014 г. – «Машиностроение»; в 2015 г. – «Легкая промышленность»; центры коммерциализации научных разработок и технологий.
Также интеграция образования и науки будет осуществляться путем передачи отдельных научно-исследовательских институтов в состав ведущих исследовательских университетов с правом юридической самостоятельности.
Не стоит умалять и роли структурных подразделений вуза при организации социального партнерства с целью интеграции науки, образования и практики. Так, кафедра педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби с целью внедрения последних достижений педагогической науки активно сотрудничает с Национальным центром повышения квалификации Орлеу, Институтом целевой подготовки педагогических кадров при Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына, Санкт-Петербургским университетом им. А.Герцена, Уральским федеральным университетом, Сумским областным институтом последипломного педагогического образования (Украина) и т.д.
Следует отметить и преграды на пути интеграции науки и практики. Например, устаревшая материально-техническая база в целом и лабораторное оборудование в частности не позволяют проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки, отвечающие спросу потребителей. Отсутствие проектных и конструкторских бюро тормозит процесс передачи технологий в производство, что приводит к нарушению связи науки с производством.
По данным госрегистрации, количество научно-исследовательских работ, выполняемых вузами, составляет 15-20% от общего числа НИОКР, выполняемых в республике. Пока уровень и количество исследований в них невысок. Основные причины этого: пониженная оплата труда исследований вузовского работника, загруженность преподавателя образовательной деятельностью, излишняя коммерциализация вузов, непомерно многочисленный набор студентов, когда в среднем на одного преподавателя приходится 18 студентов, в то время как по международным стандартам – 6-7 студентов на одного преподавателя.
Учебные заведения и предприятия без швов
Для прорыва приоритетных направлений планировалось открыть лаборатории открытого типа. Например, нанотехнологии (г. Алматы), биотехнологии (г. Астана), ядерные технологии (г. Курчатов), космические технологии (Байконур), новые технологии для углеводородной и горно-металлургической промышленности (г. Караганда). По поручению Президента РК для интеграции науки и высшего образования в регионах страны открыты 5 национальных научных и 15 университетских лабораторий инженерного профиля по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В Алматы на базе КазНУ им. аль-Фараби открылась национальная нанотехнологическая лаборатория.
Создание научно–учебно–производственных комплексов – специфическая для высшей школы форма интеграции науки, образования и практики, которая объединяет все учреждения по горизонтали. Например, во Франции действуют Гренобльский и Тулузский университетские комплексы, в Англии – научно-исследовательские комплексные объединения в Питерли, вокруг Кембриджского, Ланкастерского, Дургамского, Ньюкаслского университетов и др. Надеемся, что в данном ряду появятся и казахстанские университеты: Nazarbayev University, КазНУ им. аль-Фараби, КазНПУ им. Абая и др.
Кроме того, в некоторых экономически развитых регионах появилась новая модель социального партнерства, которая называется «учебные заведения и предприятия на стыке без швов». Это значит; что школы и вузы создали при себе мощные заводы, учащиеся и студенты занимаются производственной практикой непосредственно в учебном заведении.
Первые шаги в реализации такого подхода в Казахстане можно наблюдать уже сегодня.
К примеру, в технопарке NURIS (Назарбаев Университет) разрабатывается солнечная энергетическая установка «Sun Power Oasis C-7», не имеющая аналогов в Казахстане. По словам авторов, проект поможет решить проблему электроснабжения в отдаленных населенных пунктах, сельской местности. Особое внимание акцентируется на высокой производительности электроэнергии, которая ориентировочно в 2 раза выше, чем у стандартных солнечных энергосистем.
Или в селе Арнасай Аршалынского района Акмолинской области открыли учебный центр «Народная академия «зеленых» технологий», в котором для жителей Арнасая и близлежащих сел проводятся обучающие курсы по органическому земледелию, водо- и энергосбережению, построению «зеленого» бизнеса. На сегодняшний день на счету центра разработка и реализация около 15 «зеленых» технологий. Среди них, пиролизное отопление, солнечные батареи и коллекторы для нагревания воды, светодиодное и фитодиодное освещение, энергоэффективные насосы и др.
И в заключение. Развитие социального партнерства является и главным трендом модернизации многих вузов. Так, 8 сентября 2014 г. в рамках программы подготовки научных кадров научно-исследовательскими институтами Комитета науки МОН РК совместно с КазНУ им. аль-Фараби запущен новый проект, основанный на партнерстве, открытие магистратуры и докторантуры PhD. Министр А.Саринжипов отметил, какая большая ответственность возлагается на магистрантов и докторантов как первопроходцев проекта. Более того, КазНУ им. аль-Фараби – единственный из вузов Казахстана, принятый в программу ООН «Академическое влияние», а по данным исследования известной международной организации «Great Value Colleges», КазНУ вошел в число 50 самых технологически развитых университетов мира, заняв в рейтинге 31-е место.