АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Н. Анарбек. Учебные заведения и предприятия без швов

скачанные файлы (2)Как известно, теория и практика не существуют раздельно. Современный этап развития Казахстана, характеризуемый постиндустриальным развитием, требует переосмысления его определяющих экономических явлений и категорий. Актуальность создания согласованного механизма потребностей экономики в конкурентоспособных кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки становится все более очевидной – система высшего образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. Оторванность научного комплекса от промышленного сектора может привести к падению наших показателей конкурентоспособности в сфере инновации и в экономике в целом.

                                       Пути вуза к производству

В материалах II международного Конгресса ЮНЕСКО по профессиональному и техническому образованию (Сеул, 1999 г.) подчеркнута необходимость «сформировать новые партнерские отношения между образованием и миром труда. Эти отношения обеспечивают синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направлены на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских умений и формируют человеческие ценности и нормы, необходимые человеку для того, чтобы стать ответственным гражданином общества».

В условиях развития рынка труда важное место отводится социальному партнерству как особому типу взаимодействия учебных заведений высшего образования с различными институтами рынка труда: с предприятиями-работодателями, Центрами занятости населения, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, школами.

Основная цель социального партнерства – это содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда. Заинтересованность в таком диалоге работодателей и специалистов объясняется следующим: чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет социальных проблем, конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятий, соответственно будет развиваться экономика страны.

images

В центре интеграции науки и производства, как правило, находится вуз, а именно проводимые в нем научные исследования или же предоставляемые им образовательные услуги. И эти объединения возможны по следующим направлениям.

  1. Это совместное исследование, разработка технологии и выпуск продукции с помощью таких форм кооперации: от организации учебной кафедры, финансирование которой осуществляется частным предпринимателем, до совместных тендеров программы подготовки для правительственных чиновников.
  2. Продуктивным направлением является освоение производством передовой технологии, предложенной вузом, для чего промышленными корпорациями создаются научно-технические фирмы («spin-off» – «кампании-отпрыски»), цель которых – практическая реализация открытий и изобретений ученых; зачастую ученые сами становятся руководителями таких предприятий. Например, в США в начале 90-х годов прошлого века более 3 % штатных профессоров университетов являлись одновременно владельцами и совладельцами фирм.
  3. Также важно сотрудничество по частным вопросам: обучение сотрудников организаций; направление в предприятия студентов и преподавателей для прохождения стажировки; консультативные услуги преподавателей вуза; их участие в технической реконструкции предприятия и помощь в освоении ввозимой из-за рубежа техники и технологии; прием в вуз по рекомендации на учебу служащих предприятия и т.д.

Можно выделить два варианта создания научно-исследовательского учреждения (НИУ): как следствие объединения вуза и предприятия (например, Кемеровский госуниверситет совместно с российско-шведским предприятием «Хорос» создал фирму «КемХор» с целью проведения исследований и прикладных работ в области новых материалов); самостоятельно вузом – при этом возможны партнерские отношения с различными учреждениями.

Общеизвестно многообразие видов НИУ – это и научно-исследовательские институты, и «силиконовые долины», и технопарки, и консорциумы, и инкубаторы, и клиники и пр. 

За последние годы у нас были сделаны определенные шаги в интеграции науки, образования и производства. Однако анализ деятельности научных организаций показывает, что большинство проектов по разработке инновационной продукции являются инициативными разработками, а не региональными или научно-техническими заказами, т.е. разработчики сами изобретают какой-либо продукт и в последующем вынуждены искать ему применение и находить покупателей этих изобретений.

                       Плюсы и минусы интеграции науки и практики

Государственная политика в области создания таких форм интеграции науки университета, образования и производства включает в себя реальные шаги по их созданию. Так, в Госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 гг. запланировано следующее. Для реализации направлений индустриально-инновационного развития страны будут разработаны механизмы определения базовых вузов для создания на их основе инновационных структур: бизнес-инкубаторы, в том числе, в 2014 г. – «Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора», в 2015 г. – «Химическая промышленность»; технопарки, в том числе: в 2014 г. – «Машиностроение»; в 2015 г. – «Легкая промышленность»; центры коммерциализации научных разработок и технологий.

Также интеграция образования и науки будет осуществляться путем передачи отдельных научно-исследовательских институтов в состав ведущих исследовательских университетов с правом юридической самостоятельности.

Не стоит умалять и роли структурных подразделений вуза при организации социального партнерства с целью интеграции науки, образования и практики. Так, кафедра педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби с целью внедрения последних достижений педагогической науки активно сотрудничает с Национальным центром повышения квалификации Орлеу, Институтом целевой подготовки педагогических кадров при Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына, Санкт-Петербургским университетом им. А.Герцена, Уральским федеральным университетом, Сумским областным институтом последипломного педагогического образования (Украина) и т.д.

Следует отметить и преграды на пути интеграции науки и практики. Например, устаревшая материально-техническая база в целом и лабораторное оборудование в частности не позволяют проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки, отвечающие спросу потребителей. Отсутствие проектных и конструкторских бюро тормозит процесс передачи технологий в производство, что приводит к нарушению связи науки с производством.

По данным госрегистра­ции, количество научно-исследовательских работ, выполняемых вузами, составляет 15-20% от общего числа НИОКР, выполняемых в республике. Пока уровень и количество исследований в них невысок. Основные причи­ны этого: пониженная оплата труда исследований вузовского работника, загруженно­сть преподавателя образовательной деятельностью, излишняя коммерциализация вузов, непомер­но многочисленный набор студентов, когда в среднем на одного преподава­теля приходится 18 студентов, в то время как по международным стандартам – 6-7 студентов на одного преподавателя.

                     Учебные заведения и предприятия без швов

Для прорыва приоритетных направлений планировалось открыть лаборатории открытого типа. Например, нанотехнологии (г. Алматы), биотехнологии (г. Астана), ядерные технологии (г. Курчатов), космические технологии (Байконур), новые технологии для углеводородной и горно-металлургической промышленности (г. Караганда). По поручению Президента РК для интеграции науки и высшего образования в регионах страны открыты 5 национальных научных и 15 университетских лабораторий инженерного профиля по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В Алматы на базе КазНУ им. аль-Фараби открылась национальная нанотехнологическая лаборатория. 

Создание научно–учебно–производственных комплексов – специфическая для высшей школы форма интеграции науки, образования и практики, которая объединяет все учреждения по горизонтали. Например, во Франции действуют Гренобльский и Тулузский университетские комплексы, в Англии – научно-исследовательские комплексные объединения в Питерли, вокруг Кембриджского, Ланкастерского, Дургамского, Ньюкаслского университетов и др. Надеемся, что в данном ряду появятся и казахстанские университеты: Nazarbayev University, КазНУ им. аль-Фараби, КазНПУ им. Абая  и др.

Кроме того, в некоторых экономически развитых регионах появилась новая модель социального партнерства, которая называется «учебные заведения и предприятия на стыке без швов». Это значит; что школы и вузы создали при себе мощные заводы, учащиеся и студенты занимаются производственной практикой непосредственно в учебном заведении.

Первые шаги в реализации такого подхода в Казахстане можно наблюдать уже сегодня.

К примеру, в технопарке NURIS (Назарбаев Университет) разрабатывается солнечная энергетическая установка «Sun Power Oasis C-7», не имеющая аналогов в Казахстане. По словам авторов, проект поможет решить проблему электроснабжения в отдаленных населенных пунктах, сельской местности. Особое внимание акцентируется на высокой производительности электроэнергии, которая  ориентировочно в 2 раза выше, чем у стандартных солнечных энергосистем.

Или в селе Арнасай Аршалынского района Акмолинской области открыли учебный центр «Народная академия «зеленых» технологий», в котором для жителей Арнасая и близлежащих сел проводятся обучающие курсы по органическому земледелию, водо- и энергосбережению, построению «зеленого» бизнеса. На сегодняшний день на счету центра разработка и реализация около 15 «зеленых» технологий. Среди них, пиролизное отопление, солнечные батареи и коллекторы для нагревания воды, светодиодное и фитодиодное освещение, энергоэффективные насосы и др.

И в заключение. Развитие социального партнерства является и главным трендом модернизации многих вузов. Так, 8 сентября 2014 г. в рамках программы подготовки научных кадров научно-исследовательскими институтами Комитета науки МОН РК совместно с КазНУ им. аль-Фараби запущен новый проект, основанный на партнерстве, открытие магистратуры и докторантуры PhD. Министр А.Саринжипов отметил, какая большая ответственность возлагается на магистрантов и докторантов как первопроходцев проекта. Более того, КазНУ им. аль-Фараби – единственный из вузов Казахстана, принятый в программу ООН «Академическое влияние», а по данным исследования известной международной организации «Great Value Colleges», КазНУ вошел в число 50 самых технологически развитых университетов мира, заняв в рейтинге 31-е место.