Железнодорожная инфраструктура Казахстана планомерно развивается.
Как-то довелось услышать одно мнение: «Если в стране не будет нефти и прочих ресурсов, Казахстан все равно не пропадет, нас способна прокормить одна лишь железная дорога». Утрированно, конечно, однако, железнодорожная отрасль была, есть и будет важным сектором отечественной экономики, обеспечивающим рабочими местами свыше 150 000 человек.
Казахстанская железная дорога была крупнейшей в Советском Союзе, протяженность магистральных путей составляла свыше 11 000 км. Транзитный потенциал нашей страны с обретением независимости лишь вырос.
Выгодное месторасположение между Азией и Европой, активное сотрудничество с Китаем, которое с годами выходит на новый уровень, революционные международные проекты, которые выведут Казахстан к морю, мощь и возможности крупнейшего грузоперевозчика Центральной Азии нацкомпании «КТЖ», развитие сопутствующей социальной инфраструктуры – это тема для другого большого разговора.
Сегодня же мы порассуждаем о железнодорожном машиностроении, в котором страна за последние годы добилась немалых успехов.
На данный момент в разных регионах республики функционирует целый ряд современных заводов, продукция которых поставляется не только на внутренний, но, и на внешний рынок.
«Локомотив құрастыру зауыты» ежегодно выпускает около 100 грузовых и пассажирских локомотивов
В 2009 году в столице по программе ФИИР был введен в строй «Локомотив құрастыру зауыты». Завод стал одним из первых крупных предприятий, открытых в рамках новой экономической политики, ориентированной на отход от сырьевой направленности.
На начальном этапе производственный процесс состоял лишь из сборки запчастей, закупленных у американской компании General Electric.
Рост казахстанского содержания на заводе постепенно рос, достигнув отметки 50%. Мощность завода составляет свыше 100 локомотивов в год.
Высокое качество казахстанских тепловозов было оценено и за рубежом, в текущем году ЛКЗоправил первую партию для Азербайджана. Глава Азербайджанских железных дорог Джавид Гурбанов отметил готовность к взаимовыгодному партнерству с Казахстаном в области дальнейшего расширения поставок высококачественной железнодорожной продукции.
В 2012 при содействии французской компании Alstom Transport в Индустриальном парке Астаны был открыт еще один завод по выпуску локомотивов, но, уже работающих на электрической тяге – «Электровоз құрастыру зауыты». На его строительство ушло чуть более года.
Еще до начала полноценного функционирования предприятием был подписан один из крупнейших контрактов внутренней железнодорожной инфраструктуры в истории. Завод обязывается до 2020 года поставить для АО НК «КТЖ» 295 новых пассажирских и грузовых электровозов. Из них на данный момент отправлено 26 грузовых и 2 пассажирских.
Также до указанного времени ЭКЗ планирует осуществить экспорт из 96 локомотивов. В мае прошлого года Alstom Transport SA и все те же ЗАО «Азербайджанские железные дороги» подписали договор на поставку в Азербайджан через «Электровоз құрастыру зауыты» 50 грузовых электровозов переменного тока AZ8A в период с 2016 по 2018 годы.
Одним только Южным Кавказом дело не ограничивается. Как сказали Kazpravda.kz на самом предприятии, в настоящее время ведутся переговоры о поставках продукции в Беларусь, Литву, Украину и Узбекистан.
Кроме того, своим потенциальным партнерам ЭКЗ предлагает схемы создания совместных предприятий по выпуску локомотивов и комплектующих к ним на базе имеющихся в их странах производств с передачей технологий и обучением со стороны специалистов казахстанского завода.
Инженеры предприятия, к слову, на месте не стоят. В 2015 году они начали внедрение инновационного проекта по локализации производства тяговых трансформаторов. В рамках данной инициативы планируется передача технологий по сборке оборудования для электровозов серий KZ8A и KZ4AT, с последующим экспортом трансформаторов.
Электровоз переменного тока KZ4AT выпускаемый ТОО «Электровоз құрастыру зауыты»
Упомянутый KZ4AT — самый быстрый из действующих казахстанских электровозов (способен разогнаться до 200 км в час) -был представлен в прошлом месяце в России на Салоне железнодорожной техники и технологий EXPO 1520.
Как отметили в ЭКЗ, в результате продемонстрированных технических характеристик, локомотив получил самые лестные отзывы участников выставки. А особый интерес к электровозу казахстанской сборки был проявлен со стороны Литовских и Белорусских железных дорог.
Помимо «тягачей» Казахстану нужны еще и вагоны. С чем на протяжении долгого времени у многих обывателей ассоциировалась модернизация отечественной железной дороги? Не ошибемся, если скажем, что с пассажирскими вагонами «Тальго». Курсировать в направлении Алматы — Астана составленные из вагонов данного типа фирменные поезда (прозванные в народе «испанскими») стали еще в 2001 году. Народ быстро оценил их за скорость и комфорт.
Уникальная подвеска вагонов позволяет даже при скорости 200 км/ч не снижать ее на поворотах, что сократило проведенное в пути время в два раза.
В 2010 между КТЖ и компанией «Патентес Тальго С.Л.» был заключён договор о создании в казахстанской столице СП, которое под названием «Тулпар Тальго» было открыто год спустя.
Ну, а 1 июля 2012 отправился первый поезд, собранный исключительно из вагонов, произведенных в Казахстане. На данный момент предприятие произвело 352 вагонов, что соответствует 14 составам.
Как следует из ответа завода на официальный запрос нашего портала, 21 августа текущего года между заводом по производству скоростных железнодорожных вагонов «Тулпар Тальго» и Иранскими железными дорогами было подписано Соглашение о проведении испытаний казахстанских вагонов на территории ИРИ, по результатом которых официальный Тегеран может приобрести вагоны «Тальго».
Уровень казахстанского содержания на СП уже к концу текущего года должен составить 23%, а со временем и 50% с лишним. К отечественным комплектующим относятся металлические сварные кронштейны, детали внутреннего интерьера из нержавеющей стали и т.д.
В казахстанских вагонах «Тальго» устанавливаются утепленные стеклопакеты с усиленной тепло-шумовой изоляцией
«Тулпар Тальго» также развивает технологии – с 2016 завод начнет выпускать более широкие кузова (3200 мм) — для большего комфорта пассажиров. Работы начались, в следующем году предприятие произведет 231 вагон с широким кузовом, а всего до 2019 выпустит 603 единицы.
В будущем завод планирует оснастить свои вагоны специальными тележками, способными изменять ширину колеи колес. Таким образом, при переходе на другую колею больше не надо будет менять тележки вагона, что позволит сразу пропустить весь поезд. Данная технология предназначена для международных маршрутов.
Если пассажирские вагоны в стране производит «Тулпар Тальго», то, над грузовыми трудятся специалисты Казахстанской вагоностроительной компании в Экибастузе. Отличительной чертой данного завода является его инновационность, которая заключается в создании гибкого автоматизированного производственного процесса, основанного на применении роботов и микропроцессорной техники. КВК специализируется на выпуске грузовых полувагонов модели 12-9846. Заявленная мощность – 2 500 вагонов в год.
На чем казахстанские поезда должны ездить? На рельсах отечественного производства! Последним на данный момент крупным предприятием железнодорожной инфраструктуры РК стал Актюбинский рельсобалочный завод.
Строительство АРБЗ было начато в 2013 году, в конце прошлого года в ходе общенационального телемоста Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично дал старт началу пусконаладочных работ.
Проектная мощность – 430 тысяч тонн продукции в год, в том числе 200 тысяч тонн рельс и 230 тысяч тонн среднего фасонного проката. Рельсы повышенной 120-метровой длины не имеют аналогов на территории СНГ и предназначены для высокоскоростных магистралей, где скорость движения может превышать 350 км/ч.
Актюбинский рельсобалочный завод возведен в рамках программы ФИИР
Мало того, АРБЗ является своего рода «зеленой» инвестицией в экономику, завод первым в Казахстане применил технологию бессточного промышленного производства, что позволит не только уменьшить загрязнение окружающей среды стоками, но, и значительно сократить потребление воды. Успех Актюбинскому заводу был обеспечен еще на старте, подтверждением чему является его победа в номинации «Лучший индустриальной проект 2014 года». АРБЗ стал лауреатом специальной премии Президента «Алтын Сапа».
В апреле текущего года во время посещения предприятия, Елбасы отметил, что завод является одним из передовых проектов программы индустриально-инновационного развития.
«Такого предприятия раньше в Казахстане не было, выпускаемая им продукция также является новой. Прежде мы покупали рельсы за пределами республики, а теперь сможем не только обеспечить потребность внутреннего рынка, но и экспортировать. Кроме того, здесь также будут производиться все необходимые для строительства детали», – сказал Президент.
Глава государства Нурсултан Назарбаев во время посещения АРБЗ весной 2015 г.
АРБЗ уже начал экспортировать свою продукцию, недавно его представители подписали договора с Узбекистаном на поставку фасонного проката на сумму около $15 млн.
Членам всех перечисленных выше предприятий есть чем похвастать на проходящем в эти дни в Астане Форуме машиностроителей Казахстана. Председатель Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Асет Асавбаев, в свою очередь, заявил, что Госпрограмма развития и интеграции инфраструктурной транспортной системы страны до 2020 года предусматривает двукратный рост транзитных грузоперевозок через территорию РК.
«Для решения задач по снижению износа грузовых, пассажирских вагонов и локомотивов, железнодорожной инфраструктуры, а также ряда вопросов, связанных с организацией перевозочного процесса определены конкретные целевые индикаторы, которые предусматривают снижение уровня износа подкидного состава и магистральной железнодорожной сети до уровня 40–45 процентов к 2020 году и увеличение в два раза уровня транзитного груза, переведенного железнодорожным транспортом по территории Казахстана», – отметил глава Комитета транспорта МИР РК.
Также Асавбаев анонсировал корректировку в сторону снижения планов по приобретению у республиканских производителей железнодорожной техники – из-за непростой экономической ситуации. Однако, текущий кризис не помешает развитию отраслевой машиностроительной инфраструктуре железной дороги Казахстана. Как говорится, если страна что-то производит, у нее есть шанс.
Для казахстанцев произведенные у нас быстрые, комфортные и бесшумные поезда уже не являются диковинкой. Мы также привыкли и к улучшенному сервиса, открытию новых – зачастую фирменных, направлений.
Следующим шагом должно стать появление в степях Казахстана по-настоящему скоростных (свыше 300, а то и 400 км в час) поездов. О намерении совершить «Сделку века» между КТЖ и китайскими партнерами было объявлено еще в 2011 году. Если она в итоге будет претворена в жизнь, то, время в пути от Алматы до Астаны займет всего четыре часа…
Развитие железной дороги Казахстана как дело первостепенной важности регулярно отмечается на всех трибунах и площадках республики. Оно и немудрено, ибо железная дорога – это не просто важная отрасль экономики, но, и символ.
Символ перехода страны на новые быстрые рельсы.