Три крупных музыкальных бренда — Sony Music Russia, Universal Music Russia, Warner Music UK — подали в суд на российскую соцсеть «ВКонтакте» за музыкальное пиратство.
На Российский аналог Facebook «ВКонтакте» позволяет пользователям выкладывать на своих страницах видео и музыку. Однако соцсеть обвиняют в нежелании заключать лицензионные соглашения с владельцами авторских прав.
После многомесячного промедления судебное дело вчера начали рассматривать в Петербурге. Однако продлится это разбирательство долго. Хотя лейблы подавали в суд отдельно, их производство объединили. Дело начнут рассматривать по существу 8 сентября и закончат где-то в октябре.
После многих предупреждений в адрес «ВКонтакте» терпение музыкальной индустрии лопнуло.
В дополнение к штрафу в 1 миллион долларов лейблы хотят, чтобы суд обязал соцсеть ввести технологию невидимых цифровых меток, которая позволит удалять файлы, имеющие копирайт, и не позволять их загрузку на сайт.
NFMI и IFPI являются профильными организациями, работающими с лейблами. «Музыкальный сервис «ВКонтакте», в отличие от других подобных сервисов в России, является фактически нелегальным файлообменником, который нарушает авторские права», — заявил руководитель IFPI Франс Мур.
«Мы уже давно говорили об этой проблеме. Мы призвали «ВКонтакте» прекратить нарушение авторских прав и начать переговоры с музыкальными компаниями, чтобы лицензировать свой сервис. Однако до сих пор компания не приняла меры, чтобы решить этот вопрос», — говорит Мур.
Большие потери
У «ВКонтакте» 88 миллионов пользователей в России и 143 миллиона по всему миру. Он является вторым по популярности сайтом в России и 22-м в мире.
Основатель соцсети Павел Дуров защищает политику «ВКонтакте», что вписывается в его последовательную кампанию по защите пиратства и свободы распространения файлов.
Нет сомнений, что лицензированные музыкальные сервисы в России, среди которых «Яндекс», «Трава», Deezer и iTunes, теряют деньги из-за широкого распространения пиратства.
По сообщениям IFPI, объем роста лицензированных интернет-сервисов в России составляет лишь полдоллара на душу населения, тогда как в Европе — 8,4 доллара.
Хотя доходы от продажи музыки в России составляли в 2013 году 61 млн долларов, они могли бы быть больше.
Россия имеет потенциал занять десятое место в мировом рейтинге стран, где продается музыкальная и видеопродукция, однако сейчас она не входит и в двадцатку. Политика крупнейшей российской соцсети играет здесь большую роль.
«»ВКонтакте» подрывает конкуренцию, потому что они не платят ни за что, а с такими конкурировать сложно», — говорит Франс Мур.
Международное недовольство
IFPI — не единственная организация, которая считает, что «ВКонтакте» подрывает российскую музыкальную индустрию. В январе Отдел торгового представительства США назвал «ВКонтакте» одним из худших пиратских рынков. Это было уже четвертое заявление такого характера. С 2000 года Россия непрерывно находилась в черном списке представительства.
В своем специальном сообщении представительство утверждает, что американские компании потеряли миллионы из-за пиратского использования программного обеспечения, музыки и фильмов.
Однако представительство не может сделать ничего, кроме как назвать страны, нарушающие авторские права, и призвать их к переговорам.
«Левая» фирма
Деятельность «ВКонтакте» всегда сопровождали скандалы.
Компания предложила работу Эдварду Сноудену после того, как ему предоставили временное разрешение на пребывание в России.
«ВКонтакте» поощряли деятельность антигейских групп вроде Occupy Peadophilia. Как оказалось, группа завлекала гомосексуалистов в ловушки, где на них нападали.
Судебные иски совпали по времени с неблагоприятной полосой деятельности VK.
Дуров уехал из России в апреле после давления на него со стороны владельцев, имеющих контакты с Кремлем. В 2013 году изменилась и структура собственности «ВКонтакте».
Ранее Дуров не соглашался закрывать страницы групп, которые организовывали протесты против российского президента Владимира Путина.
«ВКонтакте» не оспаривает свое сходство с Facebook, но главное отличие заключается в отношении обеих сетей к авторскому праву. Ранее музыкальная индустрия уже пыталась совладать с «ВК». Предыдущая попытка состоялась в 2004-2005 годах. Но тогда она ничем не закончилась.
В августе прошлого года в России приняли строгое антипиратское законодательство, касающееся распространения фильмов и сериалов. Сферу действия этого закона распространили на музыку, фотографии, книги и компьютерные программы. Однако новому закону обрадовались не все, потому что одним из его последствий стало блокирование целых доменов, даже если нелегальный контент обнаруживался только на одной странице.
Круговая оборона
Случай с «ВК» является свидетельством остроты проблемы пиратства в России. Достаточно просто зайти на какой-то интернет-форум и открыть страницу обсуждения последнего фильма или музыкального альбома, чтобы встретить комментарии: а зачем платить деньги, если можно то же получить даром?
Общий уровень доходов в России такой, что покупать фильмы или альбомы дороже чем за 10 долларов никто не будет, а потому пиратство является дополнительным стимулом пользоваться такими сайтами, как «ВКонтакте». Однако об этом предпочитают не говорить.
Специалист по пиратству Джо Карангис стал соавтором отчета об онлайн-пиратстве в новых экономиках мира. По его мнению, в России тяжело приживается представление, что несанкционированное копирование контента является противозаконным.
«Пиратство глубоко укоренено в руссийской культуре потребления. При Советском Союзе большая часть западного культурного продукта попадала под цензуру и запрет, а потому не была доступна широким массам зрителей и слушателей», — говорит Карагис.
Позднее пиратские компакт-диски и видеокассеты заполонили рынок. «Из-за небольшого количества легальных производителей эта практика продолжается до сих пор», — говорит специалист. Он добавил, что размер убытков, которые лейблы хотят взыскать с VK через суд, является свидетельством их желания заключить с соцсетями лицензионное соглашение.
«Речь не идет о непосредственной угрозе доходам от продаж музыки, а о попытке создать основу для долгосрочного сотрудничества. Размер убытков, которые компании требуют возместить, очень мал. Лейблы хотят, чтобы» ВКонтакте «согласился на переговоры».
Если обе стороны достигнут соглашений, то лейблы смогут контролировать распространение своих релизов и авторские права, а «ВКонтакте» также получит определенные преференции благодаря своему положению на рынке. Таким образом, в выигрыше окажется и исполнитель, и лейбл.
Чем бы ни закончился суд, звукозаписывающие компании хотят развивать бизнес в России. В случае успеха потребители получат доступ к музыке посредством различных каналов, а Россия будет двигаться к открытому и конкурентному музыкальному рынку.