Имя этого известного английского ориенталиста, синолога, по существу, оказалось незнакомым для многих представителей исторической школы, как досоветского времени, так и постсоветского. Так уже произошло, что книгу профессора китаеведения университета Виктория Манчестер, Англия, “Тысяча лет из истории татар” впервые перевели на русский в начале XXI в., т.е. через столетие, 2003 году.
Насколько мне известно, книги эти приобрели не только татарстанские историки, но и любители, читающие книги из серии загадки древних цивилизаций. Наконец-то до нас дошла иная точка зрения о нашем непростом прошлом. О каком периоде истории поведал нам английский ученый? Он остановился на времени. Соединяющем II в. до н. э. с XII веком, до появления на свет Чингисхана.
Паркер, как и многие ориенталисты, опирался на древние китайские первоисточники, которым многие наши корифеи от науки не очень-то и доверяют в силу разных объективных и субъективных причин. Те, кто в отличие от Паркера не доверяет и не доверял, как ни парадоксально, не владели и не владеют китайским языком. В российской истории знатоком китайского считался в основном Н. Я. Бичурин, а большинство исследователей пользовались переводными материалами и, естественно, никогда не могли докопаться до истины. Что же касается Паркера и его знаний китайского языка, то он говорил не только на современном, но в то же время владел древнекитайским языком и говорил на многих диалектах. Благодаря этому он читал подлинники своими глазами, и перед ним разворачивалась иная картина жизни древнекитайской цивилизации, которая обрела свою письменность в 828 г. до н. э. и фиксировала изо дня в день на протяжении тысячелетий всё, что происходило внутри Китайской империи, за пределами ее границ, фиксировала буквально всё, в том числе рождение мифов и легенд не только оседлого, но и кочевого миров. Энциклопедическая составляющая китайских первоисточников не могла не увлекать английского исследователя. Прожив в Китае долгие годы, он увозил на родину бесценные материалы, которые помогли ему написать фундаментальную историю не только Китая, но и проследить путь развития кочевого мира.
Говоря о кочевой цивилизации, Паркер пришел к убедительному выводу, который затем подтвердили такие историки, как Шавань, Хирт и другие, более детально исследовавшие эту проблему. Пройдя через китайские глубокие и многокилометровые хранилища древних рукописей, где хранятся по сей день тайны всемирной истории, Паркер пришел к следующему выводу: теория о многонациональности кочевой цивилизации не верна, ибо этой чертой обладал оседлый мир, оседлая цивилизация. Кочевой мир на протяжении тысячелетий на Евразийском континенте был мононациональным. К таковым в Восточной Европе относились скифы, а на востоке племена та-та, т.е. та-та-ар. Если оседлая цивилизация отличалась разнообразностью во всем, то образ жизни кочевого мира был скуден, беден и однообразен. Оседлый народ жил на земле, а кочевой, как правило, на спине своих коней и верблюдов, а полукочевой – на санях, но этот мир был слишком мал, чтобы сопоставлять его с двумя вышеуказанными цивилизациями. Таким образом, кочевники Востока татары (в современном прочтении) смогли распространить свой язык до собратьев-скифов, которые исчезли с исторической арены в III в. н. э. Они были уничтожены полукочевыми германскими племенами готов за столетие до прихода в причерноморские степи своих братьев-гуннов. Восточный кочевой мир в этнической своей первооснове оставался единым, меняя только лишь на различных исторических стадиях свои имена. От гиен-ну до сиен-пи (от хуннов, сяньби до гуннов), от скифов до тюрков и монголов. Все эти племена до определенного времени причисляли себя к татарам.
В книге Паркера четко прослеживается линия, утверждающая на примерах о том, что слово, термин или та-та-ар (татар) – это имя, обозначающее расу кочевого мира, а не этноним какой-то другой расы, к примеру, монголоидов. Многие трудности рассматриваемой темы происходили оттого, что не знали, к какому этносу относить татар. К монголам или тюркам, ибо наука о расовом происхождении народов нашей планеты возникла не так уж и давно, и многие средневековые летописцы затруднялись отделить, к примеру, татар от монголов, а тюрков от тех и других. Татары как бы повисали в воздухе, особенно в истории второго тысячелетия. Часто можно было слышат: если Чингисхан перебил когда-то всех татар до малолетних детей, то откуда опять появились татары, о которых говорится во многих книгах, летописях, картах географических и т.д. Теперь можно понять устремления Чингисхана о создании единой империи под расовым понятием монголоидов. Но Чингисхан не был знаком с расовой теорией, которой еще в природе не было, кроме осознанного стремления утвердить свою власть на земле, создав народ, говорящий на одном языке и живущий как татары, соблюдая один образ жизни. Эта проблема волновала китайских императоров еще в III в. до н. э., построивших в основном крепостные стены с целью разделения двух образов жизни, двух непримиримых рас – китайской (ханьской) и татарской (та-та). Как ни пытались хитрить китайцы, но народ гиен-ну (хунны, гунны) прекрасно понимал, для чего ханьцы возводят крепостные стены, и они заставили платить дань за проводимое строительство. А когда эти крепостные стены вступали в эксплуатацию, племена кочевников стремились разместиться вдоль этих стен и торговать. Но бартерный обмен был не в пользу племен гиен-ну (хуннов), и тогда начиналась вторжения татарских войск сквозь эти легко проходимые препятствия.
На рубеже двух тысячелетий кочевой мир разделился на два враждующих лагеря, единый народ разделился на две крупные половины, агрессия меньшинства, назвавших себя сиен-пи (сяньбийцы), была настолько сильной, что они вытеснили своих собратьев на запад, став владыками Северного Китая. Небольшие племена татар, оказавшиеся между враждующими кланами, бежали на Алтай, и пятьсот семейств под предводительством Ашина (Асина) образовали свою кузнечную орду. Научились плавить железную руду, варить сталь и ковать стальные оружие. На свои меховые шапки, называемые по-татарски “бурек”, они надевали типа современных касок стальные шлемы под названием созвучным бурек – тюрек (тюрк). С тех пор кто присоединялся к ним. Назывались тюрками, а татарский язык, на котором говорили тюрки, стали называть тюрки. Это произошло в V в веке. Но и II веке от единой расы стали отходить кочевые племена под именем татары. Все эти факты, засвидетельствованные в китайских хрониках, и стали доступны взору неутомимого Паркера. Благодаря его открытию мы можем сегодня утверждать о первичности этноса татар и трансформации древнейшего татарского языка в язык тюрки, на котором впоследствии заговорили многие народы, не относящиеся к татарской расе. Примером влияния татарской расы на поведение народов, указанных в книге, великое множество. По существу, Северный Китай жил хотя и вынужденно по татарской традициям, и многие императоры демонстрировали свое уважение не только татарскому образу жизни, но не стеснялись перенимать многие вещи. Например, они создали кавалерию по образу и подобию татарской, пели песни татарские, перенимали покрой одежды, научились употреблять в пищу мясо и молочные продукты и многое другое. Татарские традиции существовали и уважались не только на Востоке, но и Восточной Европе.
Как известно, 807 – 809 гг.. дунайские болгары разгромили византийскую армию и убили императора Нисефоруса, а затем из его черепа, сделали винный кубок для болгарского хана Крума. Не совсем, конечно, гуманный пример, но тем не менее это была кочевая традиция, которую исполняли и скифы, и татары во имя возмездия за нанесенные беды и обиды. Что касается булгар, они принадлежали к западному крылу кочевого мира. Булгары как представители татарской расы изменили свой образ жизни с принятием ислама, как и дунайские булгары, ставшие христианами. Дунайские болгары к тому же сильно изменились, этнически смешавшись со славянскими племенами. Они, по существу, сегодня являются представителями другой расы – индоевропейской.
В книге Паркера, естественно, не изложены рекомендации современным татарам, но внимательно изучив труд этого ученого, мы должны сделать выводы: кто мы по расовому происхождению, первичен наш язык по отношению к тюркскому или все же вторичен. Кем для нас являются булгары X века? Братьями по расе, этносу или вере. Ну а если мы остаемся народом, а нацией татарской расы, способны ли мы восстановить свою энергию, способную находиться в непрерывном движении, традиционно уверенно улучшая качество нашей жизни и глубину наших мыслей. Если наше второе тысячелетие связано с историей России, то первое корнями переплелось с историей Китая. Вряд ли на земле найдется народ, который заставил бы считаться со своим правом на жизнь такие две великие державы, как Китай и Россия.
А завершая эту небольшую публикацию о Э.Г. Паркере и эго книге “Тысяча лет из истории татар” вот такими строками: “После того как умер Багадур (173 г. до н. э.) после успешного царствования в течение 36 лет, трон правителя татар за 718 лет до рождения первого тюркского кагана Ашина занял его сын Каяк”.
Из этого слудует, что слово “татар” появилось в китайских летописях, еще раз хочу подчеркнуть, за 718 лет до появления слова “тюрк”. Это очень важный и принципиальный момент для сведения всех наших историков, преподнесенный Паркером в его книге. Говоря о татарах в этом контексте, мы должны иметь в виду татарскую расу, а не понятие об этносе. И не случайно, когда единство кочевого мира ослабело, татары одним из первых на территории Северного Китая стремились создать союзы племен.
Узнав о смерти Багадура, император Китая прислал сыну Багадура Каяку одну из принцесс в сопровождении кортежа и одного евнуха, дворцового слуги, который всю дорогу ворчал, что татары – это колючка в теле Китая. Как только он достиг пределов татарской Орды, тут же отказался от китайского гражданства и обратился к вождю татар со словами: “ Ваша Орда едва ли равна численности населения пары китайских провинций, однако секрет вашей силы заключается в вашей независимости от Китая”. И евнух остался при дворе Каяка.
Таким извлечениям из древних китайских хроник нет цены, и мы должны быть благодарны Эдварду Паркеру за его книгу “Тысяча лет из истории татар“, переизданную в Москве под названием “Татары: история возникновения великого народа “, 2009 г.
Послесловие
В 2003 г. в Казани вышла книга английского ориенталиста Э. Паркера “Тысяча лет из истории татар”. Книга эта, как я уже отмечал, в своей статье была переведена на русский язык через сто лет.
В 2009 г. московский центрполиграф издает эту книгу и выпустил уже под другим названием “Татары: история возникновения великого народа”. При сравнение текстов этих двух изданий одного и того же автора бросается в глаза заметные расхождения, но так как под рукой нет оригинала на английском языке судить где правда невозможно. Надеюсь эти полемика на сайтах будет продолжена. Не хотелось бы походить на новоявленных “историков”, которые не утруждая себя никакими существенными доказательствами приписывают себе великое прошлое других народов, придумывая для себя героические истории. Одним словом не хочу походить на ирландца убежденного в том, что он потомок кельтов. Раскопки всемирной архиологической экспедиции оканчательно доказали, что кельты на земле ирландцев никогда не жили. Вот такая вышла история.