АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Наследие казахов. Аль-Фараби Абу-Наср (870 — 950 гг.)

00000291Аль-Фараби родился в 870 году в городе Фараб, расположенном на берегу реки Арысь, где ее воды вливаются в Сырдарью. Полное его имя аль-Фараби Абу Насыр Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан, то есть его отца звали Узлаг, а деда — Тархан; место его рождения — древний казахский город Отрар арабы называли Барфа, Фараб, отсюда его имя переводится как Абу Насыр из Фараба. Нынешнее местонахождение этого города — территория Шаульдерского района Южно- Казахстанской области.

Немецкие востоковеды называют аль-Фараби великой, уникальной личностью. Ученый -энциклопедист, который жил в период расцвета эпохи Ренессанса, уже при жизни был признан как «Второй учитель» после Аристотеля. Естествознание аль-Фараби изучал в Багдаде, Халебе (Алеппо). Его интересовали астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология, право. Им написаны 160 трактатов по самым разным отраслям знаний.

Аль-Фараби побывал во всех городах, связанных с арабским халифатом, с исламом. Он любил жить подальше от дворцовой суеты, последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Шаме (Дамаске) под покровительством Сайф ад-Дауль Хамида, умер в возрасте 80 лет в городе Шам, похоронен по другую сторону от Малых ворот.

Изучив мир общих теоретических мыслей, предложил собственные философские концепции. Эти его взгляды пришли в противоречие с устоявшимися общественными мнениями. В своих произведениях аль-Фараби анализировал достижения арабской, персидской, греческой, индийской и турецкой культур, сумел найти у них общее. Это можно заметить и из его труда «Большая книга о музыке». Он пытался систематизировать науки своего времени, о чем свидетельствует трактат «О стыках наук».

Фараби мечтал просветить народ. Его кредо: человек, стремящийся к науке, должен быть достойным и хорошо воспитанным. Он должен начинать с изучения Корана и юридических наук, быть честным и правдивым, держаться подальше от интриг, лжи, хитростей; должен быть свободомыслящим человеком, опирающимся на основы права, использовать принципы шариата, не искажая их. Уверенный, что на основе политической этики и философии можно прийти к истинной гармонии, он сопоставляет добродетельный и невежественный города.

В его еще малоизученных произведениях «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика», «Достижение счастья» излагаются мысли о том, как достичь счастья и достойной жизни, о природе человека, об образованности и этическом совершенстве, о качествах настоящего правителя. По Фараби, счастье — абсолютное благо. Человеку свойственно, что жизнь состоит в приобретении денег, славы, удовлетворении других потребностей. Но для того, чтобы познать счастье, чтобы достичь его, постоянно двигаться к нему, надо много знать, как следует удовлетворить духовные потребности. Этого могут достичь только мудрецы.

В этической концепции Фараби основное место занимала добродетель. В «Социально-этическом трактате» мыслитель считает, что добродетель, будучи основой, является частью материи. В «Большой книге о музыке» он исследовал проблемы музыки (от построения музыкальных звуков до взаимосвязи музыки и поэзии), всесторонне раскрывал положительные стороны музыки и ее воспитательное значение; анализировал степени одаренности человека в изучении различных жанров музыки.

Фараби считал, что интеллект — основа человечности; доказывал бессмысленность столкновений и войн между людьми. Поэтому достичь самого высшего блага, то есть счастья и мира на земле можно только через компромиссы. Он считал, что для того, чтобы достичь истинного счастья надо учиться и быть в постоянном поиске. В «Социально-этическом трактате» ученый пишет: «Пример может вызвать как дурные поступки, так и хорошие дела». В труде под названием «Книга о классификации и уточнении наук» Фараби завершает разделение средневековых наук. В этой книге различные отрасли наук разделены на самостоятельные разделы.

В заключении можно сказать, что произведения аль-Фараби «Книга жителей добродетельных городов», «Постоянство движений вселенной», «Большая книга о музыке», «О стихотворении и словесном мастерстве», «Трактат о принципах стихотворного искусства», «Логика» и другие имеют в истории науки свое особое место.

 

http://www.tarih-begalinka.kz/