[:ru]
Наша Раша. Бежав от гнева Ивана Грозного и притеснений новгородцев они сохранили свою старую веру и старые обычаи.
За современной Российской фальшью и показухой, существует другая, естественная, и неразделимая от природы страна, страна на южном побережье Ледовитого океана, или Восточно-Сибирского моря, что почти на краю света. Эти люди до сих пор сохраняют наряды Руси XVI века, и называют себя— «досельные». Это русскоу́стьинцы (индигирщики) — субэтническая группа русских, или родовая община (племя), старожильческое население села Русское Устье (от которого они получили своё название), также они живут в посёлке Чокурдах Аллаиховского улуса республики Саха (Якутия) (в низовьях реки Индигирки). Являются одной из древнейших групп русского народа в Сибири, предположительно заселили устье реки Индигирки в XVI или в самом начале XVII века.
Русское Устье находится в бескрайней тундре, на 71 градусе северной широты, а среднегодовая температура 15 градусов, и здесь живут сегодня сильно «приправленные азиатской кровью», русские люди со старинными фамилиями: Шаховы, Киселевы, Щикачевы, Портнягины… «А директора местной школы, зовут Христина Элляевна. «Мое отчество, — пояснила она, — происходит от бога Элляй, нашего первопредка, якутского», что говорит о тесной взаимосвязи с коренными народами этого края, кстати, еще в середине XIX века русскоустьинцы обращались Генерал-губернатору Восточной Сибири через прессу, где отказывались от мещанского сословия и просили приравнять их к инородцам. Это был беспрецедентный случай в русской истории.
«Мы выглядим хорошо в своих костюмах»
За пределами Русского Устья в основном интересуются их историей, а у самих русскоустьинцев к ней большие вопросы.
«Последние годы, — рассказывают учительницы, — нас связывают с Великим Новгородом. Утверждают, что мы оттуда, сбежали от погромов Ивана Грозного, приплыли сюда в XVI столетии. Но эта связь между нами и ими была установлена ведь не нами. А нам оттуда, из Новгорода Великого, указывают — костюмы у вас неправильно пошиты, и платья не те, и праздники… А почему мы должны переделывать? Мы очень хорошо выглядим в своих костюмах. Наши прабабушки их носили», — недоумевают русскоустьинцы.
«Насчет новгородцев… мы не против, но почему только они? Приехали к нам, поставили часовенку летом — по всем программам телевизора показывали. Но не в ту сторону поставили дверь, надо было на западную сторону, а они на восток, и крест неправильно поставили — развернули».
«Зачем за нас писать историю ?»
Местная учительница Валентина Ивановна, человек уникальный, и хранитель удивительного школьного музейчика, в котором собраны предметы и истории здешних мест.
Дмитрии Лаптев, чей корабль вмерз в реку в октябре 1739 года, был спасён благодаря местным жителям, 80 человек из села, мужчины, стоя в ледяной воде по пояс, прорубили километровый канал во льду и во время его подвижки столкнули корабль в воду.
Родственник мужа Валентины Ивановны, Павел Иосифович Шахов первый лоцман на Индигирке. В 1935 году, когда первые пароходы стали приходить Северным морским путем, понадобился лоцман: у Индигирки многочисленные рукава, по какому проходить, судоходны, не судоходны — неизвестно. Местный совет попросил Шахова помочь, и он на узкой долбленой лодке-«ветке», сам, с помощью шеста обследовал протоки, изготовил самодельные карты с указанием глубины и нашел, что Средняя протока — самая глубокая. «…И Павлу Шахову речники в качестве благодарности подарили вот этот костюм, — показывает Валентина Ивановна висящий на вешалке экспонат. — Для местных ребятишек пример…». И не только.
Шахов умер, его похоронили на берегу. «Когда суда проходили мимо, — тремя гудками приветствовали», — заканчивает Валентина Ивановна историю, похожую на гайдаровскую сказку о Мальчише-Кибальчише. Но это реальная история. Это были пожилые капитаны. Они его знали. А сейчас капитаны молодые, о Шахове не знают. Но до сих пор, сколько лет прошло, суда идут по Средней протоке…
И другие истории сохранились в памяти людей. Об одном из культурных первооткрывателей Русского Устья, ссыльном эсере и авантюристе Владимире Зензинове — он прожил в Русском Устье девять месяцев, сбежал в Америку и написал там удивительную книгу «Старинные люди у холодного океана». И о путешественнике Глебе Травине, который на своем малиновом велосипеде в 30-е годы совершил переход вокруг страны, равный двум экваторам, и оказался здесь, в Устье…
Местные жители издавна живут здесь охотой на песцов и рыбалкой, и главная еда здесь – рыба (рыба соленая, рыбные пироги, печень из налима — макса, строганина …), поэтому, местные мужчины, с жёнами, постоянно выезжают в море за рыбой. «Позавчера было Северное сияние, слышали? Если ясное небо, надо подальше в тундру выехать — звезды будут во-от такие. Спутники летают. Самолеты. Тут же проходит трасса американская, наши охотники ориентируются по «Боингам»…».
В селе всего 150 жителей, так как рождаемость низкая. «Ну, и в школе соответственно. Первый-третий классы объединили — одиннадцать детей. В шестом классе один ребенок…» . Всего в школе 34 ученика и 23 школьных работника. Местная учительница Валентина Ивановна Шахова, в беседе с академиком Российской академии образования Анатолием Цирульниковым, сказала: «Мы провели анализ социокультурной ситуации. Наши ученики в городе теряются. Теряются, возвращаются назад…».
Раньше все учителя были приезжими, и когда ученики говорили на местном языке, эти учителя делали им замечания, что так нельзя говорить ! И из- за этого говора, вспоминает учительница Валентина Ивановна, работающая в школе с 71-го года «Приехал строгий инспектор, и половину детей признали умственно отсталыми». Дело в том, что их говор развился из северорусских говоров XVI века, и находясь вдали от торговых путей, и почти в полной изоляции, в их языке появились свои особенности. Во первых, в языке русскоустьинцев присутствуют северорусские архаизмы, да и их диалект очень своеобразный и чрезвычайно редкий – не «акающий» или «окающий», а «шаркающий». Из-за особенности произношения, их говор так стал называться, «шаркающим». Ну и в третьих, что естественно, в условиях проживания в изоляции, они подверглись влиянию якутского и юкагирского языков, и вот эти причины послужили основанием считать их приезжими учителями, — умственно отсталыми. «Конечно, они отторгали нас. Ведь меня и других учителей заставили справку писать, что дети умственно отсталые…», считает Валентина Ивановна. «Но дети, родители, — продолжает свой рассказ учительница Валентина Ивановна, — упорно сохраняют уникальность. И ясно теперь, почему эту уникальность надо сохранять. Надо, чтобы ребенок не потерялся в современном мире, и в то же время сохранял уникальность…». Чтобы не быть Иваном, не помнящим родства.
«Они прекрасно все знают и понимают. Не меньше уж, чем «тамосные», из Московии, с гигантскими учебными комплексами, проглатывающими все без переваривания» Анатолий Цирульников.
«Я зашел в класс, где меня ждали авторы — ученики 8–10-х классов школы из Чокурдаха, рассказывает академик Анатолий Цирульников, — выступившие со своими предложениями, которые могут поменять жизнь к лучшему. Бизнес-проекты я записал с их слов.
Сергей Кунаков, 10-й класс, собирается развивать аутсорсинг, чтобы передать школьникам социальные услуги: ухаживать за бабушками и дедушками, убирать, готовить еду. Хочет создать свою компанию. Двоюродный брат Сергея, Юра Кунаков, представил проект под названием «Грузоперевозка». Его интересует, как оптимально организовать перевозку груза, солярку, дизельное топливо из райцентра в поселки.
«Есть идеи насчет мусора, — продолжают генерировать ребята. — Вы видели, наверное, что у нас на горе мусорная свалка. А за поселком овраги. И если этот мусор не тащить на гору, а, наоборот, складывать в овраги и засыпать землей — это место можно будет использовать».
Они хотят сказать — место, куда не проваливается поселок (вокруг огромные овраги), а делается что-то полезное. Место, где что-то строится.
«Детей надо послушать».
«Есть идея насчет рушащихся берегов», — услышал от одного ученика и от изумления забыл спросить фамилию. Чтобы было понятно: главная проблема Русского Устья — рушится берег. Трижды село переезжало на другое место. И процесс продолжается. Часть берега, на котором стоит селение, унесла Индигирка. Обвалился подвал, где община держала рыбу. Земля ушла в реку рядом со старой школой. «И все Русское Устье уйдет», — говорят люди. Предлагаются решения, вплоть до фантастических: строить дома не на сваях, как везде в Якутии, а на нартах. Дом на полозьях и «лежках», чтобы не провалился. Если оттайка, снимаешься с места и уезжаешь. А если река меняет русло, можно назад вернуться. Блуждающий такой поселок…
Но в Чокурдахской школе я вдруг услышал нечто, напомнившее лоцмана Шахова.
«Сейчас есть проточка. Она находится перед поворотом. Можно расширить эту проточку, углубить реку, и тогда она поменяет русло. Сделает зигзаг», — сказал десятиклассник.
Я попросил пояснить.
«Вот, — продолжил мальчик, — река тут заходит в эту проточку. Можно пройти на судне, а два года назад нельзя было. То есть получается, что река как бы тычется в эту проточку, ей помочь нужно. Зимой можно прорубить, из проточки сделать основное русло. Тогда берег перестанет рушиться».
«Детей надо послушать», — сказала мне Ариса Суздалова, замглавы района по социальным вопросам, с которой мы договорились о поддержке проекта учеников у Ледовитого океана. Двое из них, старшеклассники, защищали свои доклады за границей. Теперь Евтьян и Никита учатся в университете Солбридж (город Тэджон), это силиконовая долина Южной Кореи. Они получили возможность реализовать свои идеи.
Чтобы потом, может быть, вернуться к протоке Шахова…»
Современное положение.
В настоящее время они образуют самостоятельную родовую общину согласно закону Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», её численность не превышает 400 человек.
При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села Походское Нижнеколымского района и села Русское Устье Аллаиховского района. Первым, возглавил эту общественную организацию, Чикачев Алексей Гаврилович — известный в Якутии и ведущий научный сотрудник ИПМНС СО РАН (Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Академии наук России).
По инициативе А. Г. Чикачева и А. В. Кривошапкина в апреле 2004 года был принят закон Республики Саха (Якутия) „О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев». Русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др.
Послесловие.
«Для Русского Устья приближение к государству опасно.
Это касается не только Устья. Чем ближе человеческое поселение, община, чем ближе человек находится к государству, тем хуже для человека и поселения. Государство, даже такое далекое от человека и поселения, как в России, — ненасытно. Оно ничуть не изменилось со времен Грозного, поэтому не спешите в его объятия. Не просите пряника, не верьте посулам. Только на краю света и дальше человек может не опасаться ни опричников, ни нацгвардии, ни миссионеров, ни друзей, которые хуже врагов».
По материалам российского академика Анатолия Цирульникова «Поцелуй юкагирки.
Манс Кучкаров
[:kz]
[:en]
[:]