[:ru]
Насчет невероятной молодости. Да бросьте! Я же не секс-символ, никогда не тянула и не тяну на эту роль. Посмотрите как я выгляжу в повседневной жизни. Спасибо Dior, который выбрал меня. На самом деле джинсы – моя любимая одежда. Стилист от меня в ужас приходит: «Перестань в конце концов одеваться как подросток, ты же суперзвезда, на тебя все смотрят». Но я суперзвезда на красном ковре, а сойдя с него, превращаюсь в обычную женщину со всеми ее проблемами. Секрета особого нет. Это просто любовь к себе, здоровое отношение, и стремление идти дальше. Заряд энергии нужен. А он появляется только тогда, когда ты чувствуешь себя хорошо. Но, проблемы у всех есть.
Включая рабочие, конечно? Когда тебе предлагают, например, сниматься вместе с **Энтони Хопкинсом, ты не говоришь: «Нет!», ты вообще ничего не говоришь, а что есть духу, бежишь на площадку. Он, кстати, назвал вас эталоном профессионализма и **удивительным талантом.*
Сэру Энтони позволяются любые преувеличения в виду его гениальности, поэтому я просто скромно взмахну ресницами и улыбнусь. Ну а вообще он один из тех актеров, чье присутствие на площадке поднимает тебя, заставляет играть на пределе возможностей. Или даже за пределом. Поэтому, наверное, у него и сложилось такое хорошее впечатление обо мне. Хотя, все дело в нем.
Артисты любят вспоминать, что в детстве они были бунтарями, восстающими против родителей…*
Точно! Но у нас была, да что я говорю «была» – есть замечательная, тесная,дружная семья, где все любили и оберегали друг друга от всяческих невзгод. С чего бы мне бунтовать против родителей? Они так яростно защищали меня все время, внушали, что нужно избегать негатива, чтобы не навредить своему здоровью. Я не копалась в людском негативе в отношении себя. Мне привили очень здоровую любовь к себе При этом скромность. Просто так сложился характер, что я с самого раннего детства знала, чего хочу. А семья только помогала и поддерживала в достижении всех моих мечтаний. Секрет успеха именно в этом, в любви к себе.
А отвлечься от успешной кинокарьеры для учебы в Гарварде тоже было из желания порадовать семью?
Нет! Семья, конечно, была довольна, страсть евреев к учебе вошла уже в анекдоты, но желание учиться было собственным. Честно говоря, мне было любопытно. Психология очень способствует нашему личностному развитию, помогает лучше понимать людей, взаимодействовать с ними. Знаете, это как страсть: один человек увлекается футболом, другой – путешествиями, я увлеклась получением знаний,чтением. Секрет счастья для каждого индивидуальный. Я вижу свое счастье в том, чтобы преуспеть в разных направлениях. Не быть только актрисой, мамой двух детей, лицом какой-то компании, или доктором наук. Можно все совмещать, если есть здоровый подход. Без фанатизма. На самом деле, лучше быть умной и просвещенной, чем просто селебрити. Ведь, селебрити это растяжимое понятие. Но, получилось так, что удалось все совместить.
Очевидно, вы добились своего, поскольку теперь вас считают интеллектуалом.
Я не заблуждаюсь на свой счет: все зависит от контекста. Может быть, в Голливуде я настоящий интеллектуал, а в других кругах – актрисулька (смеется), в Америке меня считают европейкой из-за моего образа жизни, а в Европе кто-то – глупой американкой. Мнения могут разниться. В общем-то, я спокойно к этому отношусь.
Вы известны как первая красавица Голливуда
Есть такое! Дело в том, что красота для некоторых актрис как визитная карточка. Но, она не является залогом гармонии и счастья. Она так же не определяет добьешься ты успеха или нет. Залог успеха — талант и профессионализм.
Но больше всего- гармония в душе. Красота субъективное понятие. Счастливые и здоровые люди, как правило, всегда красивы. Это ведь отношение к себе в первую очередь. Нечто исходящее из глубин души. Я знаю очень много хорошеньких девушек и женщин, которые не в силах жить в гармонии с собой, и несчастны. Для меня превыше всего то, как я ощущаю себя, а не то, как я выгляжу. Конечно неплохо быть хорошенькой, но нужно больше внимания уделить своему внутреннему состоянию. Просто прислушайтесь к себе. Что вас делает радостным? Счастливым? И стремитесь к этому.
В фильме «Социальная сеть» Марк Цукерберг замечает, что среди выпускников Гарварда была даже (!) одна кинозвезда. Это случайно не про вас?*
(Улыбается.) Возможно про меня. Я уже оканчивала университет, когда Цукерберг туда поступил, но я помню, какой шорох навел самый первый вариант его сети. Мы были в восторге: можно соединиться со всеми нашими выпускниками, а потом выяснилось, что еще и с выпускниками других учебных заведений Лиги плюща, ну а потом это стало разрастаться… Я не против считаться одной из тех, ради общения с кем студенты Гарварда придумали эту замечательную штуку. Пусть в народе бытует такая легенда. Приятно!
Вы бы хотели вернуться в детство или раннюю юность, чтобы что-то изменить?*
У меня такой потребности нет. Я напротив, люблю себя сегодняшнюю. 35тилетнюю. В 20 ты неопытная, соответственно, многого не знаешь о себе, о своем теле, не уверена, больше подвержена модным течениям. Чем старше мы становимся, тем сильнее забываем, какими мы были изначально. Это, кстати, не только к отдельной личности относится, но и к цивилизации в целом. А вообще, здорово было бы вернуться в доцивилизационное общество, посмотреть, как там в Древней Греции жили люди.
Имя Натали Портман – хорошая приманка для зрителей и киноманов. А для самой актрисы кто является приманкой? С какими режиссерами вам работалось интереснее всего? Только, ради бога, не говорите, что все как один великие таланты и с каждым работать было немыслимым счастьем.*
Хорошо, хорошо… Те, кто сразу всплывает в памяти, – Даррен Аронофски и Майк Николс. Они оба очень бережно относятся к актерам, позволяют многое, но деликатно поправляют, если ты заходишь за черту. Ясно дают понять, чего хотят от тебя, и создают совершенно замечательную атмосферу на площадке, ты полностью погружаешься в своего персонажа. Играя в «Черном лебеде» я была настолько погружена в переживания своей героини, что не могла ее отпустить очень долго. Кроме того, и после окончания работы они не забывают о тебе, продолжают интересоваться и даже помогать. В актерской жизни это дорогого стоит. Ведь для многих потрясающих режиссеров, актриса просто инструмент для достижения своей цели, и своего видения ситуации.
Да, после вручения «Золотой звезды» Американского института кино Михаилу Игоревичу Пешковскому, известному в **Новом Свете как Майк Николс, я наслушалась, какой он, помимо всего, замечательный человек. Ваша признательность, помню, была выражена довольно эмоционально.
Понимаете, Даррен Аронофски близок мне по возрасту, и по взгляду на мир, мы на одной волне, но вот Николс – человек другого поколения, один из самых-самых элитарных, сложных режиссеров, член нью-йоркского креативного бомонда,богемный и аскетичный человек – и я знаю, что могу позвонить ему в любой момент с любым вопросом, он ответит, и посоветует, и лекарство для тебя, если нужно, разыщет. Пусть даже если придется забираться в горы. ( смеется) Это в дополнение к той творческой радости, которую получаешь, когда работаешь с ними. Он очень интеллигентный человек. Подсознательно всегда стремишься к таким, нежели к людям, которые ударились в нарцисизм.
А кого из режиссеров – безотносительно к совместной работе – вы бы назвали своими фаворитами?*
Терренса Малика – это вообще не человек, а создатель собственной Вселенной. Он конструирует такие миры, в которые ты погружаешься с головой и из которых не хочется выныривать. Вонга Кар Вая – с его изысканным модернизмом, утонченностью, с фантастическими психологическими портретами. Братьев Коэн – мне они всегда интересны своими парадоксами, они видят мир не так, как окружающие, а под каким-то острым углом.
Что вы вообще читаете?*
Из классики люблю стихи Элиота. Из современных – прозу Николь Краусс и Натана Ингландера. Они мне интересны литературно и близки психологически, поскольку воспроизводят в творчестве мир, очень схожий с моим, но рассматриваемый все-таки с другой позиции. Очень люблю прозу Амоса Оза.
Вы ведь выбрали его для своего режиссерского дебюта. Даже сами сценарий написали.*
По-моему, он один из самых выдающихся современных прозаиков. Его «Повесть о любви и тьме», которую я экранизировала – изумительный синтез документа и мистики, биографии и полета фантазии. Это – квинтэссенция еврейской души, и она мне тем чрезвычайно дорога, но в ней заложены и общечеловеческие ценности, так что она должна быть интересна не только евреям. Передо мной стояла ужасно сложная задача: замечательная литературная основа, но отсутствие опыта режиссуры и главная роль.
Работа в «Черном лебеде» принесла вам сразу два приза: «Оскара» и знакомство с мужем. А на какие награды вы рассчитываете впредь?*
(Смеется, но затем отвечает серьезно.) Упаси боже планировать награды – жизнь станет невыносимой. Я всегда следую своим настроениям. Я предпочитаю не планировать работу и личную жизнь. Чем больше планируешь, и делишься своими планами с окружающими, тем больше разочаровываешься. Тот же «Черный лебедь» принес мне не только награды, и успехи, но еще длительную боль в мышцах, и очень сильное психическое напряжение,депрессию, стресс, травмирующие воспоминания. Восемь часов тренировок в день, строгая дисциплина, бесчеловечная диета – все просто кошмар! Я почти дошла до анорексии. Но, все это исходило из вдохновения. Мною словно управляла какая-то темная сила, импульсы, инстинкты. Этого добился Даррен Аранофски.
Физическая подготовка потянула за собой психологическую. Ты начинаешь понимать этих женщин, у которых нет никакой жизни, кроме балета: нельзя ни пить, ни есть, ни тусоваться в клубах – ничего нельзя. Только служить на благо высокого искусства. Это ужасает! Постепенно я стала погружаться в эту жизнь, и мне как раз помогло мое образование: я могла анализировать поведение героини с точки зрения психолога. У нее было явное психическое нарушение. Говоря бытовым языком, навязчивая идея что-то кому-то доказывать. Это идея переросла в настоящую шизофрению.
Психологам это расстройство прекрасно известно и досконально ими изучено, поэтому мои учебники здорово помогли мне. Я добавляла каждый день какую-то черточку к характеру и какое-то движение к танцу. Так и шли – шаг за шагом. Хочу ли я повторения этих мучений? Не думаю. Даже если впереди будет ожидать высокая награда? Все равно не думаю. Если нужно для результата – может и повторю. Не для награды, для результата.
Что вы думаете о текущей ситуации между Израилем и Палестиной? *
Я – израильтянка и, конечно, мечтаю о мире. Но иллюзий я не питаю: эти переговоры были десятки раз и заканчивались ничем. Мы в тупике: договариваться нужно, а договариваться не с кем. Некоторые люди просто не могут воспринять возвращение евреев на родину своих предков, физически не могут. Если когда-нибудь это тотальное неприятие евреев каким-то чудом исчезнет, то обо всем остальном можно будет договориться. Я этого чуда хочу, я на него от всей души надеюсь, но понимаю, что это чудо, а я – реалист. Может быть, нашим детям удастся договориться…
В последнее время всякого рода демонстранты все чаще надевают маски из «V**значит «вендетта», где вы сыграли главную роль…*
Я уже угадала, что вы хотите спросить. Да, мне это нравится. Нравится по многим причинам. Участников протестов эти маски делают братьями и сестрами на одно лицо, нравится еще и потому что я принимала участие в рождении этого феномена, и, наконец, они просто клево выглядят. Чисто эстетически. Угадала? Правда, я считаю, что не нужно вдаваться в крайности, к делу нужно подходить с умом и осторожностью.
Да. И тут самое время плавно перейти к тому, как актриса Портман улучшает мир, ведь Голливуд славен благотворительностью. Взять хотя бы Джоли, Аффлека, Питта, Клуни, Ди Каприо, Стиллера…*
Я работаю с Фондом помощи международному сообществу, который выдает беззалоговые микрокредиты бедным людям для организации их собственного бизнеса. Если они пойдут в обычный банк, дальше швейцара их не пустят, а мы обеспечиваем их финансовыми ресурсами. Надо видеть благодарные глаза тех, кто с нашей помощью выкарабкался из бедности. Меня в эту программу привлекла королева Иордании Рания. Учитывая, что она – палестинка, а я – израильтянка, совместное участие и сотрудничество придает дополнительный интерес к проекту, нечасто ведь такие содружества получаются.
Между двумя народами очень сложные взаимоотношения. Кроме этого, мы с супругом активно участвуем в организации «Освободите детей», которая работает в Эквадоре, Гане, Гаити, Кении и других бедных странах. Мы пытаемся помочь детям этих стран получить образование и вести достойный образ жизни – не голодать хотя бы. Есть еще другие проекты, на которые мы тоже тратим деньги, но все не перечислишь.
Во времена «золотого века Голливуда», длившегося на самом деле каких-то тридцать лет, актрисы вовсе не хотели превращаться в обычных женщин, а предпочитали оставаться полубогинями, королевами, взирающими с Олимпа на толпу простолюдинов. Сейчас все кардинально поменялось.
Замечательное время было, правда?(смеется) Тотальное обожание, постоянный макияж, красота на все времена, никакой политики, и борьбы. Мужчины в клубах сигарного дыма. Женщины, благоухающие дорогими духами, в красивых одеяниях. Только этого больше нет. Мы же эволюционируем, и это замечательно. Другое время, другие предпочтения, соответственно в фаворите другое поведение. От тех лет осталось несколько десятков первоклассных картин, забавные фотографии звезд и… легкое чувство ностальгии. Мы сейчас больше… граждане, что ли, чем иконы.
[:kz]
[:en]
[:]