АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Научная жизнь студентов в условиях коронавируса[:]

[:ru]

Знаний, Книги, Библиотеки, Очки, Учебник, Информации

Научная жизнь студентов в условиях коронавируса

Казахский национальный университет имени аль-Фараби в условиях карантина,  введенного 16 марта с.г., как и все вузы страны, перешел на дистанционную систему обучения. Лекции, семинары, сдача отчетов по практикам проходят онлайн. Но это не означает, что научная жизнь студентов замерла. По-прежнему действуют кружки и студенческие клубы. Студенты усиленно готовились к  традиционным Международным  Фарабиевским чтениям: готовили доклады, провели проверку их на антиплагиат. 6 апреля началась работа VII Международной конференции молодых ученых «Фараби әлемі» онлайн.    

          На факультете истории, археологии и этнологии в рамках конференции работало 8 секций. В секции «Всемирная история: новые направления изучения» работали две подсекции, в том числе «Новые тренды в изучении новой и новейшей истории зарубежных стран», в работе которой приняли участие студенты 2-4 курсов специальности «История», магистранты и докторанты. Были представлены очень интересные доклады. Так, студентка 2 курса Регина Малиновская  выступила на тему «Формирование идеологии европоцентризма»,  студент 3 курса Омаров Мухамет   сделал доклад на тему «Ввод советских войск в Афганистан. Причины и последствия», докторант PhD Се Тянь (КНР) сделала доклад по теме  «Формирование торгово-экономических отношений между КНР и Кыргызстаном в 90-е годы XX в.», очень интересная тема была представлена студентками Давутовой Гулинурой и    Малиновской Региной  «Проблемно-ориентированная база  данных «эпистолярное наследие казахской элиты последней четверти XVIII — первой четверти XIX в.»: постановка проблемы». В работе конференции также приняли участие гости: — магистрант КазНПУ им. Абая Бердикул М. и студентки Гловацкая Е. и Шигида  К.  из Манитогорска (Россия). Нужно отметить активное участие студентов в работе конференции, которые подключались из разных городов Казахстана, стремились выступить, не смотря на нехватку запланированного времени.

          7 апреля участники студенческого  научного клуба «Евразия өркениеті» участвовали в работе Круглого стола «Аль-Фараби и  его взгляды на развитие общества и человека» в котором участвовали студенты  2 и 3 курсов специальности «История». В начале работы Круглого стола было отмечено, что  вопросы происхождения и функционирования человеческого общества, принципы организации идеального государства, пути построения гражданского общества весьма актуальны в современных условиях. Взгляды аль-Фараби, выдающегося ученого, которого называли «учителем Востока» «вторым учителем после Аристотеля», чье 1150-летие со дня рождения  отмечается в Казахстане,  принципиально важны и в наше время.

Blur abstract background of examination room with undergraduate students inside. student sitting on row chair doing final exam in classroom.

          Студентка 2 курса Елеулова Айя начала свой разговор об аль-Фараби с его взглядов на образование и науку. Она сказала, что в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби отождествляет общество с государством и полагает, что цель человеческой деятельности – счастье. Достигнуть его, по мнению аль-Фараби, можно при помощи разумного познания. Человеческое счастье Аль-Фараби ставит выше всех – религиозных предписаний и требований. Путь к истинному счастью у Аль-Фараби проходит через добродетели, целомудрие, благородные поступки в борьбе с противоположными действиями – злом, несовершенством. А целью государства, человеческого объединения является достижение счастья для всех граждан. В ряде работ, в т.ч. «О классификации наук», он перечисляет все современные ему науки и определяет предмет исследования каждой науки. Классифицируя науки, Аль-Фараби, особое место уделяет политической философии, цель которой – построить совершенное общество, создать идеальное объединение граждан.  Его труды были особенно популярны в средневековой  Западной Европе, многие из его идей подхватывали европейские ученые, что привело впоследствии к развитию гуманизма Возрождения

Студентка 2 курса Малиновская Регина говорила о духовно-нравственных ценностях  во взглядах аль-Фараби на общество и государство.  Она отметила, что  Аль-Фараби, оставил очень богатое наследие, посвященное философско-политическим вопросам, разработал концепцию об идеальном обществе, государстве и правителе. Первичной формой совершенного общества, по Аль-Фараби, является город. Общество и государство у Аль-Фараби, выражено одним понятием — «город». Идеальному «Добродетельному городу» Аль-Фараби, свойственно иерархическое построение, как в Космосе и здоровом организме человека. Биологические органы человека, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу, защищают здоровье и сохраняют жизнедеятельности живого существа. Части (жители) города – государства объединяются и взаимодействуют с целью защиты и продолжения совершенного и благого счастья. Одновременно, Аль-Фараби увидел разницу между биологическими и политическими составляющими. Если функции биологических органов связаны с непроизвольным рефлексом, то граждане государства добровольны и свободны в выборе.

          Давутова Гулинура, студентка 2 курса,  обратила свое внимание на политические взгляды аль-Фараби. Трактаты Аль-Фараби по социально-политической философии («Трактаты о взглядах жителей добродетельного города», «Об обретении счастья», «Напоминание о пути к счастью» и др.) посвящены принципам и нормам политических объединений общин, т. е. государств. Он уделил немалое место разработке основных положений и принципов идеального общества, совершенного государства и правителя. Учение Аль-Фараби положило начало восточному утопическому воззрению на государство и общество, которое восприняли впоследствии и  европейские мыслители.

          Студент 3 курса Акежан Дуйсенбин говорил о том, что мыслитель подчеркивает связь этического и рационального, нравственности и разума, критикуя тех, кто ее не признает. Исходя из неразрывности этих понятий и их взаимообусловленности, он трактует гуманистические идеалы совершенного человека и добродетельного общества. Воплощение подлинного нравственного совершенства и знания, которые ведут к счастью, есть основная идея философии  Фараби. В настоящее время необходимо обращение к духовному наследию прошлого с целью извлечь из него уроки для обновления и оздоровления современного общества, формирования демократического правового государства. Сегодня в условиях формирующегося гражданского общества и попытки построения глобального мира с демократическими ценностями, очень актуальны воззрения средневекового ученого Аль-Фараби.
           Подводя итоги Круглого стола, студенты отметили, что учение аль-Фараби и его взгляды особенно необходимо изучать в условиях создания правового государства и гражданского общества, утверждения принципов согласия и консенсуса в обществе. В этом плане социально-политические взгляды и идеи Аль-Фараби могут стать ценным источником при политическом

воспитании подрастающего поколения.
                    Живое, деятельное участие студентов в научных мероприятиях университета  и факультета свидетельствует о формировании высокого профессионального уровня обучающихся, должного уровня их гражданских и нравственных качеств путем постоянного повышения уровня образования, о  желании участия в развитии науки в условиях интеграции в мировое научно-образовательное пространство.

 

Мийманбаева Ф.Н., к.и.н., доцент

кафедры всемирной истории, историографии

и источниковедения КазНУ имени аль-Фараби

[:]