[:ru]
Организацией Золотоордынского форума Татарстан подчеркнул важную роль истории и культурного наследия своего народа в воспитании подрастающего поколения и формировании национальной идеологии «Золотом покрытая Акорда» говорили в древности про Золотую орду. Кушкумбаев Айболат Кайрслямович, доктор исторических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева поделился своими впечатлениями о прошедшем форуме, достижениях и проблемах исторической науки.
— Айболат Кайрслямович, вы недавно вернулись с Международного Золотоордынского форума в Казани, где были уже не первый раз. Расскажите нам об организации форума. — Международный Золотоордынский форум, пятый в этом году по счету, проводится периодически каждые два года. Первый форум прошел в 2009 году. Организатором форума является Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств (руководитель: Ильнур Миргалеев) при Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ (директор Рафаэль Хакимов). Сейчас в эпоху глобального Интернета и социальных сетей любая работа ученых почти мгновенно распространяется среди заинтересованных читателей. И встречи на таких специализированных научных форумах являются важными не только с точки зрения обмена мнениями, но и для налаживания творческих и личных контактов для ученых из других стран и регионов. Например, в работе прошедшего Золотоордынского форума принимали участие более 100 ученых из 18 стран (США, Франция, Венгрия, Сербия, Хорватия, Венгрия, Казахстан, Монголия и др.). Это говорит о том, что научный авторитет и вес форума растет с каждым годом.
— Какие вопросы рассматривались на конференции?
— На прошедшем форуме центральной проблемой, конечно, являлось история Золотой Орды и позднезолотоордынских государственных образований. В рамках форума было проведено несколько научных мероприятий. Я участвовал в работе конференции и выступал с докладом о термине «Орда» в кочевых империях Центральной Азии эпохи древности и раннего средневековья.
— Какими учеными с мировым именем в исторической науке был представлен форум?
— Как я уже говорил, форум объединяет ученых многих стран, которые являются лидерами в области изучения истории Монгольской империи, Золотой Орды, татарских ханств, истории Евразии эпохи средневековья в целом. Имена таких всемирно признанных ученых как Марк Крамаровский (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Мишель Балар (Франция, Париж), Юлай Шамильоглу (США, сейчас работает в Астане в Назарбаев университете), Вадим Трепавлов (Москва, Институт российской истории), Дамир Исхаков (Казань, Институт истории), Иштван Зимони (Сегед, Венгрия), Илья Зайцев (Москва, ИНИОН) и многие другие известные специалисты, которые задают научный «тон и фон» в своей области исследования и очень высокие научные критерии. По завершению работы научного форума г-н Юлай Шамильоглу, кстати, впервые приехавший на форум, очень высоко оценил именно научный уровень проведения конференции и сказал, что он приятно удивлен участвовать в работе форума наряду с профессором Мишель Балар из Франции, известность и авторитет которого в западном научном мире очень большой.
— Какие проблемы, на ваш взгляд, испытывает сегодня казахстанская историческая наука?
— Наряду с достижениями и успехами нашей исторической науки, которые, безусловно, есть у нас, за последние десятилетия появилось и серьезные проблемы. Наша отечественная наука пока находится в кризисе. Это связано, прежде всего, с подготовкой научно-педагогических кадров, которая носит бессистемный и совершенно не целенаправленный характер. Так, по проблемам изучения истории древнего и средневекового периода нашей страны у нас остались считанные специалисты, которые уходят постепенно из науки в силу различных причин (естественная убыль, недостаток финансирования, тяжелое материальное положение, миграция и т.д.). Следствием такого плачевного положения науки стало, например, отсутствие грамотных специалистов-исследователей, которые бы занимались проблемами истории и культуры древних саков, сарматов, хунну (сюнну). На сегодня у нас в изучении древнего прошлого имеется абсолютно неизученный большой хронологический разрыв, начиная с конца I тыс. до н.э. — первых веков н.э. и до середины I тыс. н.э. именно из-за отсутствия специалистов (как археологов, так историков и лингвистов). Даже вопросы истории древнетюркской эпохи второй половины I тыс. н.э. (ключевой для Отечественной истории и для концепции «Мәңгілік ел»!) фактически разрабатываются по инерции (в силу имеющегося более раннего задела) силами 2-3 исследователей, что явно недостаточно. По другим историческим периодам ситуация также не лучше. Так, для средневековой истории Казахстана и казахов в особенности как титульного этноса особое и действительно приоритетное значение имела и будет иметь эпоха Чингизидской империи и история Золотой Орды (Улуса Джучи, Ұлығ Ұлыс), на культурно-исторической основе которой собственно и появился, наряду с другими позднезолотоордынскими государствами их исторический преемник — «Қазақ Елі» Казахское ханство XV-XVIII вв.
— Наши исследования соответствуют основным мировым научным тенденциям?
— Наблюдается явное научное отставание от зарубежных исследовательских центров (России, Татарстана и Монголии) в изучение этого сложного и одновременно яркого и интересного и судьбоносного периода евразийской истории, одну из ведущих исторических ролей в котором играли непосредственно предки современных казахов. По данным Ж. Сабитова, по истории изучения истории Алтын Орды за последние двадцать лет всего защищено 3 диссертации.
— Какие научные достижения вы отразили в своем докладе?
— Мой доклад был посвящен собственно понятию «Орда» и его значению в кочевых империях Центральной Азии периода древности и средневековья. Наиболее ранние сведения в источниках об ордах встречаются в эпоху хунну (сюнну) в форме «оуто», в значении вооруженный лагерь, ставка. Обычай возведения золотых («царских») шатров восходит к давней традиции тюркских правителей. В генеалогических преданиях тюркских народов об Огуз-хане есть упоминания о его золотом шатре. При этом, «алтун» – золото является отличительным признаком верховной власти правителей тюрков. О золотых шатрах-ставках кочевых властителей сообщают китайские источники. Политический обычай строительства больших шатров-юрт, безусловно, идет со времен древних кочевых империй Центральной Азии. В годы правления Ель-етмиш Бильге кагана (747-759 гг.), известного по китайским источникам как Мояньчжо, была построена столица Уйгурского каганата – Орду-балык, представлявший собой огромный город, с населением до ста тысяч человек. Собственно, сам термин «Орду-балык», переводимый буквально как «столица-город» или «столичный город», а также и другие производные варианты указывают на то, что «ordu» был символом центра тюркских каганатов-элей. Именно там находился стационарный политический центр – резиденция-шатер тюркских каганов. Тем самым, в состав понятия «орда», входила, прежде всего, ставка-резиденция правителя – дворец первого лица государства, домов знати и обслуживающего персонала. По мере роста политического могущества империи номадов, столичный центр стал принимать оседлый характер, где строились большие дворцовые сооружения. В этом контексте название «Алтын Орда» периода господства Джучидской империи является органичным политическим продолжением древней имперской традиции кочевых государств Центральной Азии. Кочевое население Золотой Орды не называло свое государство «Алтын Орда». Если брать официальные документы золотоордынской канцелярии конца XIV века, то мы видим, что оно называлось «Ұлұғ Ұлыс» (буквально «Великий Улус», «Великое Государство», «Великая империя»). И это не удивительно. В эпосе «Едиге» встречается такое словосочетание: «Алтыннан соққан Ақорда» – букв. «Золотом насеченная (покрытая) белая орда», которое обозначает ставку-орду – центральную резиденцию ханов Джучиева Улуса. Для степного тюркского населения «Алтын Орда», также как и «Ак Орда» это центры власти джучидских властителей, а само государство это Улус или Улуг Улус. Именно в этом есть отличие нашего степного восприятия Улуг Улуса (Золотой Орды). Сам термин «Золотая Орда» появлется позднее в русскоязычной среде и распространяется в научной литературе и публицистической печати и окончательно закрепляется в ХХ веке. — Насколько тема Золотой Орды актуальна для татарских историков?
— История и наследие Золотой Орды актуализировалось особенно сильно в последние годы именно благодаря усилиям наших коллег из Татарстана. Для научной историографии Татарстана эта тема, на мой взгляд, была приоритетной еще в советское время, когда была открытое, а позже негласное табу на изучение Золотоордынской истории. Даже в те годы известный тюрколог академик Миркасым Усманов (мир праху ему), который фактически всю жизнь посвятил изучению золотоордынского наследия, издавал и публиковал свои труды. Дискуссии по этой теме продолжаются, и пока вряд ли будет достигнут компромисс из-за политических и идеологических акцентов, сложившихся в постсоветском мире. Но прогресс в этом направлении есть, так как видные ученые, в том числе и российские, специализирующиеся на этом периоде, отказываются от такой риторики в отношении Золотой Орды и считают историю этого государства самодостаточным историческим феноменом, который требует объективного академического изучения. Что касается исторического и культурного наследия Золотой Орды, то оно общее для многих государств и народов. Прежде всего, это касается современных тюркских народов таких как ногаи, татары (Поволжья, Крыма, Сибири и др. регионов), башкиры, казахи, узбеки, каракалпаки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, кыргызы и др. Начало формирования этих народов напрямую связано с историей Алтын Орды. У всех народов есть общий эпос «Едіге жыры» (Идегей, Едигей). Я насчитал порядка 40 вариантов этого эпического произведения. Только в Казахстане издано порядка 10 вариаций эпоса «Едіге», в рамках государственной программы «Мәдени мұра». Сам эпос появился в эпоху поздней Золотой Орды в среде средневековых ногаев (Ноғайлының Ауыр йурт) – западных соседей казахов и получил распространение на огромной территории от Крыма до сибирско-алтайского региона, то есть на землях Джучиева Улуса. Эпос многократно издавался, переводился на другие языки и может рассматриваться как своеобразный исторический источник по языку и культуре населения поздней Золотой Орды. Недавно, благодаря усилиям ногайского ученого-филолога Насипхан-ханум Суюновой была издана поэма «Эдиге», где собраны основные версии этого бесценного памятника тюркской словесности и культуры. Герои эпоса говорят на ногайском языке – основном языке кочевого населения Золотой Орды, который в свою очередь является близким и родным как для казахов и каракалпаков, так и для татар, башкир. — Так кому же из современных народов принадлежит золотоордынское наследие? — Я хочу ответить словами одного из видных отечественных специалистов средневековой истории, ученого-арабиста Аширбека Муминова: «Тот, кто изучает эту историю, тому она и принадлежит». — Замечательно сказано. Каково значение конференции для истории Казахстана, Татарстана и мира в целом? — Значение Золотоордынских научных форумов, которые проходят на регулярной основе огромно. Во-первых, академические учреждения Татарстана стали фактически основным (главным) научным центром по изучению золотоордынской истории, который умело и выверено мобилизует и координирует научную деятельность историков, источниковедов, нумизматов, историографов и других специалистов в этой сфере. Если раньше такие исследования имели не системную форму, являясь по сути инициативой отдельных специалистов, то на сегодняшний день Центр во главе с И. Миргалеевым объединяет всех заинтересованных исследователей в научный коллектив, который целенаправленно ведет свои научные изыскания. Во-вторых, в таком организационном формате нуждаются сами исследователи, которые на постоянной основе работают по своей тематике, получают возможность готовить материалы, писать статьи и публиковать их в научных периодических изданиях свои изыскания и наработки. В-третьих, надо сказать, что такая творческая интеграция ученых разных стран и регионов воплотилась в конкретных научных результатах. Так, недавно была подготовлена «История татар с древнейших времен» в 7-ми томах. В 2016 году была выпущена монография «Золотая Орда в мировой истории». Я рад, что татарские коллеги и ученые взяли на себя масштабный труд и ответственность по изучению истории и культуры Золотой Орды и желаю им больших творческих успехов на этом пути! Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) Автор:
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/2985
© e-history.kz
[:]