[:ru]
Итак, 2018 год объявлен годом Узбекистана в Казахстане. Благодаря усилиям двух Президентов дан толчок подлинной дружбе и интеграции, в том числе культур народов Центральной Азии. В связи с этим стоит трезво и критически назвать некоторые искусственные тенденции и нездоровые явления в области культуры (связанные с историческим беспамятством), которые мешают нашему взаимопониманию и восстановлению общего культурного наследия. Один из них – искажение канонов традиционной национальной одежды казахов артистами и работниками культуры в РК. Мы неоднократно поднимали в СМИ проблему реконструкции и пропаганды подлинных образцов национального костюма казахского народа. Но воз и ныне там.
Между тем, проблема имеет отношение к единству культурных моделей и традиций тюркских народов Центральной Азии. Надо признать, что еще добросовестными советскими этнографами, прежде всего московскими, безоговорочно признавался научно-этнографический факт о том, что на самом деле можно говорить об едином «костюме народов Центральной Азии» – лишь с незначительными локальными различиями в фасоне, выборе материалов и пр., отчасти связанные с климатическими особенностями среды обитания народов. При этом самым выразительным символом культурного единства народов Центральной Азии в аспекте костюма были признаны чапан и тюбетейка. В том числе женская (девичья) тюбетейка.
«Такия» у казахов была универсальным национальным головным убором, его носили дети обоего пола, мужчины всех возрастов, а также девочки до замужества. Любой профессиональный этнограф, добросовестный работник музея (не зараженный болезнью «тенгрианства» и ностальгией по канувшему в лету язычеству) вам подтвердит, что самым распространенным и популярнейшим головным убором казахской девушки в течение многих веков (XV-XX вв.) бесспорно была такия – тюбетейка. Это – летний головной убор, а именно небольшая круглая или овальная богато украшенная шапочка из ткани, чаще бархата. В отличие от мужских аналогов девичьи тюбетейки у казахов, узбеков и др. народов могли иметь высокий и низкий бортик и были вышиты бисером, в древности — драгоценными камнями, жемчугами, яхонтом, кораллами и т.д. (но ни в коем случае — накладной аппликацией из узоров «кошкар муиз»!).
На макушку или сбоку часто пришивали маленький (!) пучок перьев филина. Кстати, пучок перьев пришивали к детским и девичьим тюбетейкам и узбеки сельских регионов, каракалпаки, уйгуры. В то же время такию могли носить и без перьев (есть такие исторические фото казашек). Если родители не верили в сглаз и другие суеверия, то данный оберег не пришивался. В целом, птичьи перья и слишком архаичные и дорогостоящие элементы костюма стали массово исчезать из одежды казахов уже с начала ХХ века в связи с оседанием, рационализацией сознания, когда одежда дешевела и упрощалась.
И вот главный вопрос: почему примерно с 70-80-хх гг.ХХ в. и по настоящее время любимая нашими прабабушками и всем народом Великой Степи изящная девичья казахская «такия» бесследно исчезла из употребления в Казахстане? Хотя в других республиках Средней Азии, также у татар и башкир она прочно сохранилась. До сих пор, несмотря на 26 лет Независимости, девичья такия никак не возрождается в Казахстане.
Маленькие девочки в детских садах и школах вынуждены в дни Наурыза водружать на свои крошечные головки безобразные огромные «шлемы» с торчащими перьями. А мальчики тоже выходят на сцену в неудобных высоких колпаках-треухах. И это ведь на самом деле никому не нравится в душе! Всем крохам нравятся изящные легкие, летние варианты шапок и облегченные, стилизованные варианты кафтанов. Детишки всех национальностей в нашей стране, несомненно, полюбили бы красивые круглые казахские тюбетейки, и тянулись бы к ним… Но увы. Государство и Министерство культуры и спорта считает, что эта проблема – ниже их достоинства и «мелочь». Китайцы-конфуцианцы говорили в древности и говорят до сих пор: «Ничто не важно, как мелочи». А еще, самое главное, это – фальсификация истории и нашей подлинной традиции, оскорбление памяти предков, верный признак утраты подлинной цивилизационной идентичности.
Шелковый путь, Наурыз (Навруз) и Тюбетейка – вот яркие, вечные объединяющие символы великой Центральной Азии! Такия – популярный и распространенный во всей тюркской Евразии и далеко за ее пределами головной убор. Неотразимая, яркая, как и сама солнечная и гостеприимная Центральная Азия, «интернациональная» девичья такия (ее могут называть среди тюрков «тюбете», «такия», «тупи» и пр.) должна быть сегодня интерпретирована как визуальный символ и эмблема «единства в многообразии» народов Центральной Азии.
Наши предки даже вообразить не могли, что их манкуртизированные потомки в ХХ веке выбросят за борт святая святых – тюбетейку (кыз такиясы). Она, тюбетейка, с любовью описана в романе-эпопее «Путь Абая»: Абдрахман, сын Абая, впервые увидел свою невесту Магрипу: она явилась в «чудное мгновенье» в вышитой с тонким эстетическим вкусом обворожительной казахской тюбетейке. Уехав в Петербург на учебу Абиш не мог забыть эту сцену, перед глазами снова и снова всплывал образ возлюбленной, именно эта яркая шапочка и ее нежная обладательница…). Такию казахской девушки воспели многие поэты и музыканты. Еще в довоенный период в советском Казахстане все артистки носили на голове «такию»: это – танцовщина Шара (Гульшара) Жиенкулова, певица Гульбахрам (Куляш) Байсеитова, актриса театра Амина Умурзакова, а также в ранний период творческой биографии – певицы Бибигуль Тулегенова и Роза (Хорбиби) Багланова.
Однако постепенно, в поздний советский период девичья «такия» негласно запрещается и забывается (уж не увидели ли в ней некоторые ретивые коммунисты Казахстана и Москвы символ пантюркизма и панисламизма?). Ее вытесняет шапка-борик, а точнее, его искаженные, видоизмененные тяжеловесные варианты, всякие грубые меховые головные уборы, позже появились придуманные кем-то конусообразные шапки, типа шлемов, огромные перья и пр.
Национальный костюм – это важный маркер этно-культурной и цивилизационной идентичности. Неповторимый визуальный образ народа, переданный через демонстрируемый костюм, этот яркий внешний атрибут культуры, формируют имидж страны в мире. После флага и гимна национальная одежда является визитной карточкой государства! А ведь мы хотим создать привлекательный имидж независимого Казахстана, достойно выглядеть среди конкурирующих этносов и цивилизаций. И, наконец, как уже сказано, вопрос национального костюма прямо влияет и на возрождение общей центральноазиатской идентичности.
Наши чиновники не могут все еще понять, что в современном мире визуальное и чувственно-осязаемое играет уже колоссальную роль, подсознательно формируя идеалы и вкусы людей. Да, к сожаленью, редко кто (особенно из молодежи) читает Абая и Навои, листает томики Аль Фараби или изучает идеи Мустафы Чокая. А вот визуальные источники, костюмы, песни, танцы, киноискусство способны изменить массовое сознание порой в одночасье.
Конечно, есть исключения из правила, радуют кое-какие положительные тенденции. Например, исторически достоверные образцы национальной одежды казахов появились с экранов новых исторических фильмов «Кочевник», «Биржан сал» и др. Отрадно, что усилиями отдельных энтузиастов, дизайнеров у нас появились новые куклы в нормальных национальных костюмах(без узоров и мехов, в маленьких тюбетейках, платья без оборок).
Итак, необходимо произвести оценку и ревизию создаваемой на рынке (и рекламируемой через ТВ и др.) национальной одежды, установить элементарный контроль Министерства культуры за соблюдением главных канонов национальной одежды казахов со стороны деятелей культуры, не допуская отсебятины, основываясь на строго научных источниках – музейных экспонатах, редких исторических фотографиях, зарисовках и описаниях современников – ученых-путешественников и т.д. Например, Туркменистан довольно жестко унифицировал и канонизировал национальный костюм, хотя в музеях страны или фильмах можно увидеть разные его формы и варианты.
Также посещающим Казахстан иностранным гостям, туристам нужно дарить оригинальные казахские мусульманские тюбетейки, а не безобразные треугольные колпаки, треухи (чрезвычайно редкий, случайно и временно возникший элемент одежды, его носили служившие царской администрации казахи эпохи Николая II). В дни Наурыза вместо длинных и архаичных чапанов в качестве подарков американским, китайским, русским гостям (да и своим друзьям и близким, особенно детишкам) нужно дарить элегантные стилизованные мужские бешпеты (короткие кафтаны), ведь это тоже элемент национального костюма. Такой подарок как раз не выбросят или оставят лежать в глубине сундука, а с удовольствием будут носить и дома, и на празднества. Между прочим, именно возрождение подлинного национального костюма откроет дорогу к успешной адаптации национального костюма к современной моде, росту популярности хотя бы таких элементов, как мужская и девичья тюбетейка, короткий камзол типа жилетки (мужской и женский), стилизованные ювелирные украшения.
Автор:
Н.Нуртазина,
профессор КазНУ им.аль-Фараби
[:]