Казахстан становится удобной площадкой для переговоров в формате «5+1» (Иран, Россия, США, Китай, Франция, Великобритания) по иранской ядерной программе. Очередной их раунд, который может состояться в конце сентября, казахстанская сторона предлагает провести в Алматы. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, находясь в Тегеране среди почетных гостей на инаугурации нового президента Хасана Рухани, заявил, что «Казахстан готов принимать активное участие (в налаживании отношений с Западом – В.П.), в том числе посредством предоставления площадки для новых переговоров». Как стало известно автору, в настоящее время стороны проводят консультации с учетом уже полученного опыта в этом вопросе. В Алматы в начале нынешнего года уже проходили переговоры «шестерки», однако тогда сторонам не удалось достичь взаимопонимания по многим вопросам. «Иран подтвердил готовность принять участие в полноформатной встрече так называемой «шестерки» международных посредников по иранской ядерной программе, как только она будет согласована», – сообщили в Акорде.
Выбору Алматы в качестве места проведения очередного раунда переговоров по иранской ядерной программе способствовал тот факт, что Казахстан соблюдает нейтралитет по данному вопросу. А также то, что Казахстан является лидером глобального движения нераспространения атомного оружия и выступает с рядом инициатив по построению мира, свободного от ядерной угрозы. Астана на официальном уровне выражала надежду на то, что Тегеран последует ее примеру и откажется от ядерных амбиций.
Стоит напомнить, что 29 августа 1991 года президент Нурсултан Назарбаев своим указом навсегда закрыл один из крупнейших ядерных испытательных полигонов в мире в Семипалатинске. А позднее Казахстан отказался от обладания ракетно-ядерным арсеналом, к слову, четвертым по мощности в мире. И ровно через 21 год на международной парламентской конференции в Астане 29 августа 2012 года казахстанский лидер инициировал новый проект «Атом». Цель данного проекта – добиться реальных, постоянных изменений путем сплочения людей по всему миру в борьбе за окончательное прекращение испытаний ядерного оружия и, в конечном итоге, за освобождение мира от ядерного оружия.
Эксперты считают, что инициатива Назарбаева сделать Казахстан площадкой для переговоров по ядерной иранской проблеме не только улучшает имидж страны на мировой арене, но и позволяет с оптимизмом смотреть на решение проблемы. Хотя она достаточно сложная. Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев напомнил, что все попытки решить этот вопрос в Европе не увенчались успехом. «Рассматривалась возможность проведения переговоров в Стамбуле, но Турция увязает в сирийской войне, и не только. Поэтому, не исключено, переговоры будут проходить именно в Казахстане», – сказал автору Евсеев. Немаловажно, что к этому варианту склоняются США — государственный секретарь США Джон Керри в телефонном разговоре с главой казахстанского МИДа Ерланом Идрисовым отметил, что «Казахстан идеально подходит для проведения таких переговоров по иранской проблематике».
Однако, как считает Владимир Евсеев, скорого положительного результата ждать не стоит. «Пока не очень понятно, насколько изменятся установки по ядерной программе Ирана со стороны духовного лидера Хаменеи. Позиция нынешнего переговорщика по ядерной проблеме, секретаря Высшего совета национальной безопасности Мохаммада Форузанде, который сменил на этом посту Саида Джалили, тоже не очень понятна. Форузанде не является специалистом в ядерной сфере. Также не понятно, насколько новый президент Рухани будет влиять на корректировку курса. Пока понятно, что не может быть и речи об односторонних уступках, как того хочет Вашингтон, — только компромисс», — сказал Евсеев. Он при этом считает, что Вашингтон преувеличивает роль санкций, которые введены против Ирана Западом. Как известно, под санкции попали еще и банковская сфера, и страхование морских перевозок.
Приемлемый для сторон компромисс может включать следующее:
— во-первых, приостановку процесса дообогащения урана с 5 до 20%. Прецедент по этому вопросу с иранской стороны уже был. И переговорщиком от Ирана в то время как раз выступал Рухани. Ему удалось убедить духовного лидера ИРИ Али Хаменеи приостановить процесс обогащения урана в рамках Парижских соглашений (2004 года) о создании мер доверия в отношении мирной направленности иранской ядерной программы. «Позднее Хаменеи назвал этот шаг ошибкой, но, тем не менее, он пошел на это в рамках парижских соглашений 2004 г. Если и сейчас Рухани сможет убедить Хаменеи в необходимости приостановить дообогащение урана, то это может быть очень серьезным его козырем на переговорах», – сказал Владимир Евсеев;
— во-вторых, допуск инспекторов МАГАТЭ на военную базу в Парчин, где, по данным Запада, проводились испытания нейтронного инициатора (детонатора) для атомной бомбы. Конечно, этот объект Ираном никогда не заявлялся в качестве ядерного. В рамках действующего Соглашения с МАГАТЭ о применении гарантий и отказа от добровольного выполнения Дополнительного протокола (1997 года) к нему Иран не обязан предъявлять этот объект для инспекций. Однако его посещение инспекторами МАГАТЭ было бы крайне желательно для существенного повышения мер доверия между ИРИ и международным сообществом в ядерной сфере. Это лишило бы Запад самого серьезного на данное время основания говорить о военной направленности иранской ядерной программы;
— в-третьих, возобновление действия на иранской территории измененного кода 3.1 к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий, что предполагает предоставление в Агентство информации сразу после принятия решения о строительстве нового ядерного объекта или существенном изменении предназначения действующего ядерного объекта (обычный код 3. 1 требует предоставить такую информацию только за шесть месяцев до появления на объекте ядерного материала).
«Эти три шага со стороны Ирана позволят надеяться на встречные шага Запада, потому что это предполагает суть компромисса. В их качестве как минимум следует рассматривать полную отмену односторонних, а значит, незаконных санкций ЕС в банковской сфере и в области страхования морских перевозок, что значительно затрудняет внешнеэкономическое сотрудничество с Ираном на уровне среднего и малого бизнеса ввиду появления существенных финансовых рисков», — сказал автору Евсеев, подчеркнув, что Ирану сейчас хоть и тяжело, но не настолько, чтобы он шел на односторонние уступки.
«Казахстан может повлиять на сложившуюся вокруг Ирана в результате санкций ситуацию, скажем, организацией операций СВОП – отгрузки нефти в каспийских портах Ирана в обмен на отгрузку нефти в Персидском заливе, хотя США всячески пытаются блокировать операции СВОП. Жители севера Ирана остаются отрезанными от богатого углеводородами юга своей страны, а поставки казахстанских углеводородов могли бы улучшить социально-экономическую картину северных иранских регионов. Кроме этого, Казахстан может увеличить поставки в Иран зерна, ввиду того, что Иран себя не полностью самообеспечивает в плане продовольствия», – полагает Евсеев. Сдерживающим фактором подобного сотрудничества являются санкции наложенные ЕС на банковский сектор – возникает проблема перевода денег. Но, как считает эксперт, она решается для тех государств, между которыми имеются серьезные торговые отношения, например, в поставках нефти. Осуществляются торговые операции в национальной валюте. Для Казахстана это вполне реально. Так делает Китай — Пекин проводит все операции в юанях, которые обналичиваются в Гонконге. Такая же схема может быть использована между Казахстаном и Ираном. Но это должны быть крупные проекты — мелкий и средний бизнес в данных условиях вести не рентабельно.
Важную роль также сыграет развитие транспортного направления между Казахстаном и Ираном. На последних переговорах президента Назарбаева с Рухани отмечалось, что необходимо более активно использовать транзитно-транспортные возможности двух стран. Особо был отмечен имеющийся потенциал железнодорожной линии по маршруту Жана-Узень – Кызылгая – Берекет – Этрек – Горган. Эта ветка способна значительно оживить региональное торгово-экономическое взаимодействие и повысить эффективность транспортно-коммуникационной структуры региона.
Закономерный вопрос: что может предложить Казахстану Иран? Иран модернизирует железные дороги. ИРИ смогла организовать производство локомотивов по типу Siemens и теперь реально наращивает потенциал в области транспортировки грузов. С этой точки зрения для Казахстана участие в создании несколько видоизмененного транспортного коридора было бы выгодно: Астана могла бы предлагать свои товары не только Ирану, но и выходить с ними в зону Персидского залива, рынки Южной Азии.
Виктория Панфилова,
обозреватель «Независимой газеты» — специально для «Новости-Казахстан»