О качестве преподавании казахского языка в школах с казахским языком обучения в городе Алматы.
Изучение государственного языка стало главной целью в общеобразовательных учреждениях, где создаются все условия для того, чтобы молодое поколение научилось не только говорить, но и думать на казахском языке. Акимат города Алматы целенаправленно разделил казахские классы на две группы в школах с казахским языком обучения. Об эффективности казахстанского образования рассказала «Алтын Орде» руководитель отдела по учебной работе Батырбаева Мадина.
На данный момент в городе Алматы функционирует 186 общеобразовательных школ. Из них 60 казахских школ, в которых обучаются около 58 тысяч учеников. Примером образцовой школы с казахским языком обучения можно считать недавно открытую 109 школу, которая ранее была русскоязычной. Если говорить о системе образования казахского языка в казахских школах, главным подходом в нововведении является правильно подобранная методика. Так, деление класса на две группы в школах с казахским языком обучения, при количестве учеников класса двадцати пяти и более- один из эффективных методов. С этой целью из местного бюджета выделяются значительные финансовые средства.
«Такая поддержка со стороны акимата города Алматы оказывает большое влияние на качество обучения государственного языка и способствует развитию мышления учеников»,-делится методист городского управлления Елена Тюкачева .
Стоит отметить, что повышению качества изучения казахского языка и литературы способствуют факультативные занятия в школах и работа клубов. Например, в школах №12, 15, 62, 86, 123, 131, 136, 138, 139, 159, 173 действует клуб «Шешендік өнер», где дети могут проявлять свои ораторские способности. Подобного рода клубы направлены на формирование и развитие культуры языка. Ученик казахской гимназии №86 Ниет Кабышев считает, что факультативные занятия раскрывают талант и способности школьников, а также прививают правильное воспитание и отношение к языку.
Для лучшего восприятия казахского языка и литературы используются различные методики и технологии. А именно, комплексный разбор языковых материалов, модульное обучение, уровнево-дифференцированное обучение, дистанционное обучение, где используются информационно-коммуникационные технологии при изучении государственного языка. Наряду с этим, на курсах повышения квалификации распространяется опыт творческих работающих учителей, что в будущем помогает им при написании научных трудов.
Знания школьников, их эрудированность, а главное тягу к изучению языков – все это можно отнести к призванию учителя.
Стоит отметить в этой связи педагогов, которые добиваются высоких результатов в обучении казахского языка и литературы: Камалиева З.М.(лицей №24), Мунасаева Р.Н., Тогайбаева Н.С.(гимназия №15), Ибрагимова Ж., Рыскелдиева Г., Демеуова Б., Хамза М. (гимназия №62), Темурбаева С., Мухтаркулова А. (школа-гимназия №140), Мукышева М., Кашкынбаева С. (гимназия №138), Унайбаев К. (гимназия №175) и многие другие.
Достаточно высокие результаты учащихся казахских школ в ЕНТ. В 2013 году в тестировании приняли участие 2275 выпускников. В сравнении с результатами ЕНТ 2012 года средний балл в школах с казахским языком обучения повысился на шесть баллов. Так, общеобразовательные учреждения №64, 131, 148, 15, 178 показали самые высокие результаты.
«Качество знаний учеников – результат творческой работы учителей. В 2013 году в республиканской олимпиаде по общеобразоватеьным предметам приняли участие 86 учеников казахских школ, из них 66 заняли призовые места. В том числе, в олимпиаде по казахскому языку и литературе участвовали 4 ученика, все заняли призовые места. Это ученица 10-класса общеобразовательной школы№43 Муса Назерке 2-место, серебряная медаль; ученица 10-класса лицея№161 Оспанова Мадина 3-место,бронзовая медаль; ученик 11-класса общеобразовательной школы №41 Станколов Саят 3-место, серебряная медаль; ученик 11-класса гимназии №175 Айтбазар Райхан 2-место, серебряная медаль»,- с гордостью отмечает руководитель отдела по учебной работе .
Наряду с этим, в этом учебном году в целях развития научно-исследовательской деятельности одаренных детей, проводилось традиционное состязание по научным проектам. Из города Алматы в республиканских научных состязаниях участвовали 90 учеников казахских школ, из них 72 школьника одержали победу. В том числе, трое участвовали в секции «Казахская литература». В результате двое стали победителями: ученица 11-класса гимназии№138 Казбек Ляйла, ученица 11-класса школы-гимназии №162 Айбергенова Айдана заняли 1-место.
Аким города наградил победителей республиканских олимпиад и конкурса научных проектов медалью «Уркер».
Ораторство и глубокие познания казахского языка развивают интеллект у школьников благодаря чтению классиков казахской литературы. Так, ученики школ города участвуют в республиканских чтениях, посвященных творчеству Абая, Шәкәріма, Махамбета, Магжума Жумабаева, посвященных 120-летию поэта. По результатам республиканских чтений, которые прошли в городе Атырау, в номинации «Тартынбай сөйлер асылмын» ученик 11-класса школы-гимназии №147 занял 2 место, в номинации «Ұлы арман» ученик 9 класса гимназии №36 Болат Маргулан занял 3-место, в номинации «Ел құтқарар асыл ер едім…» ученик 11-класса школы-гимназии №86 Олжаев Медет получил сертификат участника.
За последние 5 лет увеличилось количество школ и детских садов с казахским языком обучения, что несомненно радует казахоязычных детей и их родителей.
«На наш взгляд, долг учителей казахского языка – воспитывать уважение к государственному языку у граждан, и способствовать повышению статуса казахского языка в нашей стране», — поделилась своими сокровенными надеждами в конце нашей беседы Мадина Ашхатовна.