Уже на следующей неделе казахстанцы впервые отпразднуют День президента. С именем Главы государства Нурсултана Назарбаева связаны многие перемены в стране, благодаря чему, как показывает победнаясерия выборов, он пользуется всенародной поддержкой.
Сказанное относится и к жителям Актау, куда регулярно приезжает Глава государства. Актау сочетает в себе уникальные качества морского порта с функциями охранника государственных рубежей и нефтяного края. За годы советской власти город формировался как промышленный центр, имея выгодное географическое положение. В городе был создан уникальный комплекс, который добывал урановую руду, вел ее переработку и обогащение. Построенная инфраструктура города вкупе с атомным реактором обеспечивала достойное проживание людей в условиях безводной пустыни. После обретения независимости Актау стал центром разработки нефтегазовых месторождений, как старых, открытых в прошлом веке, так и новых.
Однако наследие советской власти, а именно реактор-размножитель на быстрых нейтронах БН-350, вызывал беспокойство как у международного сообщества, так и у президента лично. Отметим, что Нурсултан Назарбаев придерживается позиции о нераспространении ядерного оружия и всего, что с этим связано. Так, два года назад промышленный ядерный реактор в Актау «безопасно закрыли». Завершение этой программы заместитель министра энергетики США Дэниел Понеман назвал одним из многих ярких моментов в рамках стратегического партнерства между двумя странами по уменьшению ядерной угрозы в Казахстане и во всем мире за последние 15 лет.
Существует и ряд других, не менее масштабных по значению инициатив Главы государства, которые коснулись этого города. В их числе битумный завод, старт которому был дан президентом два года назад в ходе рабочей поездки в Мангистаускую область посредством телемоста. При этом Нурсултан Назарбаев сказал, что завод обеспечит Казахстан нужным материалом для автодорог, в том числе при строительстве современного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.
«Для нашей страны это очень важный проект, потому что у Казахстана большая территория. А без железных и автомобильных дорог экономика не может развиваться», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Между тем жителям Актау запомнился день, когда Глава государства приезжал на торжественную церемонию открытия судостроительного завода ТОО «Keppel Kazakhstan». Это не только новые рабочие места, но и новые индустриальные технологии, дополнительная добавочная стоимость.
«Огромные запасы углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря требуют от нас всестороннего развития производства. Мы должны обеспечить все месторождения полным списком услуг», – сказал президент.
По словам Нурсултана Назарбаева в ходе закладки первого камня под строительство этого предприятия, вокруг была голая степь, а сегодня здесь налажено производство, которое будет расширяться.
Другая гордость жителей Актау – морской порт, который де-факто является главной базой военно-морских сил ВМС Казахстана. Еще в 1999 году, когда была завершена первая фаза реконструкции порта, на церемонии его открытия Нурсултан Назарбаев говорил, что переоценить значение порта для экономики республики трудно: он открывает коридор в Европу, Азию многим казахстанским грузам – нефтепродуктам, зерну, хлопку.
Несомненно, дальновидность Главы государства очевидна. Сегодня через морские порты Актау ежегодно перевозится 12,3 млн тонн груза. А основной вид перевозимых грузов составляют именно нефть, зерно. Через Актау проходит множество контейнеров с различным содержимым, а также каменная порода. Порт Актау играет роль огромного таможенного пункта, оборудованного по первому слову «информационного периода». Так, файлы досмотра хранятся не только на таможне. В режиме онлайн они отправляются в центр, что делает прозрачной процедуру таможенного оформления. Благодаря этому Мангистауская таможня занимает третье место по сборам платежей в казну. За 10 месяцев этого года в бюджет страны поступило свыше 92 млрд тенге.
Еще один порт – Баутино – выполняет функцию поддержки морских нефтяных объектов, в том числе крупнейшего в мире нефтяного месторождения Кашаган. Однако на фоне растущей экономики страны и увеличения товарооборота между странами-партнерами мощностей существующих портов может не хватить. При этом уже сегодня власти Актау понимают, что останавливаться на достигнутом нельзя, и в обозримом будущем намереваются модернизировать существующую инфраструктуру порта Актау. Также предусматривается дальнейшее развитие порта Баутино и строительство порта Курык. В обозримом будущем грузопоток через порт Актау достигнет 22 млн тонн в год.
Еще в 2006 году Нурсултан Назарбаев, находясь с визитом в Актау, отмечал, что город приобретает статус крупнейшего порта на Каспии. К слову, другие прибрежные государства не дремлют. Как отметил Глава государства, нам необходимо внести свою лепту, чтобы зарабатывать деньги для Казахстана и казахстанцев.
«Я считаю, что Актауский порт, свободная экономическая зона (СЭЗ) вокруг него будут иметь огромное значение для подъема экономики города и в целом Мангистауской области», – сказал президент.
И сегодня Нурсултана Назарбаева не оставляет мысль относительно СЭЗ в этом регионе. Говоря о ней, Глава государства привел конкретный пример.
«Мы свободной экономической зоной объявили Астану и за счет этого ее построили», – отметил президент.
По словам Нурсултана Назарбаева, несмотря на трудности, останавливаться нельзя. В этой связи президент считает, что Актау, а также Хоргос могут привлечь дополнительные инвестиции.
«Развитие инфраструктуры порта Актау на Каспийском море и рядом с ним нефтесервисного кластера позволит дать толчок строительству расположенной рядом курортно-морской зоны отдыха», – уверенно сказал президент.
Таким образом, новый «шелковый путь» вместе с двумя пограничными пунктами перевернет страницу в истории экономики страны. Тем более что эти пути открывают потенциал в сфере туризма. Однако кроме туризма регион, как и город, участвует в масштабной республиканской стройке – Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР).
Так, в рамках этой программы в Актау запускаются предприятия. В частности, завод по переработке молочной продукции ТОО «Millina Food Production company Ltd», где откроются цеха по производству обработанного молока и мороженого. Стоимость проекта – 179 млн тенге, в период строительства создано 40 новых рабочих мест, а после ввода в эксплуатацию на заводе будут работать 50 человек. Мощность при выходе на плановый режим достигнет 8 986 млн литров обработанного молока в год, 3 120 млн кг кисломолочной продукции и 1 019 млн кг мороженого. Открытие объекта запланировано на декабрь текущего года.
Еще один объект ФИИРа – строящийся терминал по хранению нефти и нефтепродуктов ТОО «АСКИ-Мангистау». Стоимость – 4597 млн тенге. На период стройки задействовано 80 человек, а после ввода – 125. Он рассчитан на хранение 3,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, 10 000 тонн дизельного топлива и столько же бензина. Открытие намечено на декабрь 2012 года.
В рамках все той же программы ФИИР жители города получат новые опреснительные установки в дополнение к существующим. Ведь, как говорится, вода порождает жизнь на земле, и именно она будет подпитывать молодые корни стремительно растущего дерева – Казахстана.
Однако наследие советской власти, а именно реактор-размножитель на быстрых нейтронах БН-350, вызывал беспокойство как у международного сообщества, так и у президента лично. Отметим, что Нурсултан Назарбаев придерживается позиции о нераспространении ядерного оружия и всего, что с этим связано. Так, два года назад промышленный ядерный реактор в Актау «безопасно закрыли». Завершение этой программы заместитель министра энергетики США Дэниел Понеман назвал одним из многих ярких моментов в рамках стратегического партнерства между двумя странами по уменьшению ядерной угрозы в Казахстане и во всем мире за последние 15 лет.
Существует и ряд других, не менее масштабных по значению инициатив Главы государства, которые коснулись этого города. В их числе битумный завод, старт которому был дан президентом два года назад в ходе рабочей поездки в Мангистаускую область посредством телемоста. При этом Нурсултан Назарбаев сказал, что завод обеспечит Казахстан нужным материалом для автодорог, в том числе при строительстве современного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.
«Для нашей страны это очень важный проект, потому что у Казахстана большая территория. А без железных и автомобильных дорог экономика не может развиваться», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Между тем жителям Актау запомнился день, когда Глава государства приезжал на торжественную церемонию открытия судостроительного завода ТОО «Keppel Kazakhstan». Это не только новые рабочие места, но и новые индустриальные технологии, дополнительная добавочная стоимость.
«Огромные запасы углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря требуют от нас всестороннего развития производства. Мы должны обеспечить все месторождения полным списком услуг», – сказал президент.
По словам Нурсултана Назарбаева в ходе закладки первого камня под строительство этого предприятия, вокруг была голая степь, а сегодня здесь налажено производство, которое будет расширяться.
Другая гордость жителей Актау – морской порт, который де-факто является главной базой военно-морских сил ВМС Казахстана. Еще в 1999 году, когда была завершена первая фаза реконструкции порта, на церемонии его открытия Нурсултан Назарбаев говорил, что переоценить значение порта для экономики республики трудно: он открывает коридор в Европу, Азию многим казахстанским грузам – нефтепродуктам, зерну, хлопку.
Несомненно, дальновидность Главы государства очевидна. Сегодня через морские порты Актау ежегодно перевозится 12,3 млн тонн груза. А основной вид перевозимых грузов составляют именно нефть, зерно. Через Актау проходит множество контейнеров с различным содержимым, а также каменная порода. Порт Актау играет роль огромного таможенного пункта, оборудованного по первому слову «информационного периода». Так, файлы досмотра хранятся не только на таможне. В режиме онлайн они отправляются в центр, что делает прозрачной процедуру таможенного оформления. Благодаря этому Мангистауская таможня занимает третье место по сборам платежей в казну. За 10 месяцев этого года в бюджет страны поступило свыше 92 млрд тенге.
Еще один порт – Баутино – выполняет функцию поддержки морских нефтяных объектов, в том числе крупнейшего в мире нефтяного месторождения Кашаган. Однако на фоне растущей экономики страны и увеличения товарооборота между странами-партнерами мощностей существующих портов может не хватить. При этом уже сегодня власти Актау понимают, что останавливаться на достигнутом нельзя, и в обозримом будущем намереваются модернизировать существующую инфраструктуру порта Актау. Также предусматривается дальнейшее развитие порта Баутино и строительство порта Курык. В обозримом будущем грузопоток через порт Актау достигнет 22 млн тонн в год.
Еще в 2006 году Нурсултан Назарбаев, находясь с визитом в Актау, отмечал, что город приобретает статус крупнейшего порта на Каспии. К слову, другие прибрежные государства не дремлют. Как отметил Глава государства, нам необходимо внести свою лепту, чтобы зарабатывать деньги для Казахстана и казахстанцев.
«Я считаю, что Актауский порт, свободная экономическая зона (СЭЗ) вокруг него будут иметь огромное значение для подъема экономики города и в целом Мангистауской области», – сказал президент.
И сегодня Нурсултана Назарбаева не оставляет мысль относительно СЭЗ в этом регионе. Говоря о ней, Глава государства привел конкретный пример.
«Мы свободной экономической зоной объявили Астану и за счет этого ее построили», – отметил президент.
По словам Нурсултана Назарбаева, несмотря на трудности, останавливаться нельзя. В этой связи президент считает, что Актау, а также Хоргос могут привлечь дополнительные инвестиции.
«Развитие инфраструктуры порта Актау на Каспийском море и рядом с ним нефтесервисного кластера позволит дать толчок строительству расположенной рядом курортно-морской зоны отдыха», – уверенно сказал президент.
Таким образом, новый «шелковый путь» вместе с двумя пограничными пунктами перевернет страницу в истории экономики страны. Тем более что эти пути открывают потенциал в сфере туризма. Однако кроме туризма регион, как и город, участвует в масштабной республиканской стройке – Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР).
Так, в рамках этой программы в Актау запускаются предприятия. В частности, завод по переработке молочной продукции ТОО «Millina Food Production company Ltd», где откроются цеха по производству обработанного молока и мороженого. Стоимость проекта – 179 млн тенге, в период строительства создано 40 новых рабочих мест, а после ввода в эксплуатацию на заводе будут работать 50 человек. Мощность при выходе на плановый режим достигнет 8 986 млн литров обработанного молока в год, 3 120 млн кг кисломолочной продукции и 1 019 млн кг мороженого. Открытие объекта запланировано на декабрь текущего года.
Еще один объект ФИИРа – строящийся терминал по хранению нефти и нефтепродуктов ТОО «АСКИ-Мангистау». Стоимость – 4597 млн тенге. На период стройки задействовано 80 человек, а после ввода – 125. Он рассчитан на хранение 3,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, 10 000 тонн дизельного топлива и столько же бензина. Открытие намечено на декабрь 2012 года.
В рамках все той же программы ФИИР жители города получат новые опреснительные установки в дополнение к существующим. Ведь, как говорится, вода порождает жизнь на земле, и именно она будет подпитывать молодые корни стремительно растущего дерева – Казахстана.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Источник: www.liter.kz