АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Несколько лет назад я открыла ещё одну сеть столовых – мне уже было скучно с одним «Каганатом»[:]

[:ru]

Основатель и владелец сети столовых Qaganat Чинара Бугимбаева рассказала Forbes.kz о правильной модели масштабирования бизнеса и о том, почему она не готова к франчайзингу

Чинара Бугимбаева – из той породы предпринимателей, которые не любят большого внимания к себе. Это не застенчивость или деланное кокетство – просто не слишком разумная трата времени.

— У меня 27 столовых в трех городах страны, частный детский сад, сотни сотрудников, общественная нагрузка, семья – в конце концов я мама четверых детей, так что я не особо люблю рассказывать о том, какой великий бизнес я построила и насколько успешной стала. Я всю жизнь делала то, что считала нужным. Мой бизнес стал моим призванием. Меня с неменьшим интересом волнуют проблемы воспитания наших детей — вот где очень много трудностей и чему стоит уделять больше времени, — по-деловому начала разговор Чинара.

 

Многие читатели уже знают, как 25-летняя жительница Алматы решила начать собственный бизнес и в 1996 открыла свою первую столовую. Forbes.kz писал об этом неоднократно. При этом не все задумываются о том, что Чинара один из успешных примеров по масштабированию собственного бизнеса. Впрочем, как она сама признается – такого термина в 2001 году в Казахстане никто и не знал. Зато к открытию второй точки она подсознательно подошла в лучших традициях западных бизнесменов – с четким осознанием того, что именно необходимо для запуска новой точки.

— Мне понадобилось 5 лет для того, чтобы открыть вторую столовую, но к этому моменту у меня в голове созрела полная картина того, чего я хочу. Бизнес-план был полностью расписан, вплоть до того, сколько должно быть на балансе вилок-ложек. Я знала все нюансы, потому что не было ни одной позиции, на которой я бы не поработала: на кассе, мыла полы и посуду, убирала со столов, закупала продукты, занималась бухгалтерией и прочими вещами, — вспоминает бизнесвумен.

Как она отмечает, сегодня кому-то может показаться, что 5 лет для открытия второй точки – это слишком большой срок. Однако в ее случае подобный опыт сработал на все 100%. Во-первых, Чинара сама наработала огромный опыт и наладила все процессы в своем проекте. Во-вторых, она собрала свою команду, на которую можно положиться. Наконец, в-третьих, столовая пользовалась огромной популярностью и поместиться в одном зале все посетители уже не могли.

— Наличие кадров и спрос на рынке – вот самая главная причина для масштабирования. Без этого смысла в расширении нет. Если у вас не будет хороших работников, то вы не сможете быть таким же успешным, как на старте своего проекта. В нашей сети любой сотрудник знает, что у него есть все шансы подняться по карьерной лестнице. Все руководящие сотрудники Qaganat начинали с рядовых позиций – уборщиков, кассиров, раздатчиков. Чтобы создать базу лояльных гостей, нужно иметь персонал, который разделяет вашу философию и ценности. Избитая и не совсем популярная фраза «кадры решают все» в нашем бизнесе является одной из основополагающих. У вас может быть суперконцепция, милый дизайн, блюда по самой выгодной цене, но если при этом будет не совсем чисто, вкусно, да даже просто неприветливо – вы будете терять потенциальных гостей, а не нарабатывать новых, — делится опытом собеседница.

Впрочем, толчком для открытия нового заведения может стать и не совсем тривиальная модель. В 2003-м Чинара столкнулась с тем, что арендодатель одной из двух точек решил поднять плату с $2,5 тыс. до $8 тыс. в месяц. Без объяснения причин. Тогда она сделала два вывода. Каким бы хорошим знакомым или просто приятным человеком ни был арендодатель, он может в самый неподходящий момент изменить условия. Поэтому нужно всегда заключать договоры, в которых должны быть прописаны все нюансы, чтобы не только не быть выгнанным из помещения, но и просто избежать необоснованного повышения платы.

В качестве перестраховки – вдруг арендодатель будет бесконечно поднимать цену на аренду и придется переехать с наработанного места — Чинара открыла третью столовую, оформив договор на аренду помещения уже нужным образом. К слову, ей все же удалось прийти к компромиссу со старым знакомым-арендодателем, и они до сих пор сотрудничают.

Чинара Бугимбаева

ФОТО: из личного архива
Чинара Бугимбаева

С 2004 по 2016 империя Qaganat стремительно расширялась – в год открывалось от 1 до 3 точек. Все заведения были арендными – это также является одним из принципов по расширению сети. Как отмечает Чинара, многие начинающие бизнесмены пытаются сразу же обрасти собственными зданиями, но это ведет к существенному увеличению расходной части (лучше пустить деньги на оборудование и мебель) и лишает мобильности. По ее словам, лучше озаботиться не тем, как найти деньги на покупку объекта, а изучением локации, где будет находиться заведение.

— Плохая локация – это то же самое, что гоночный автомобиль с мотором от малолитражки. Красивый внешний вид, прекрасный экстерьер салона, новейшие технологии, экономный расход топлива – кому это будет нужно, если машина едет не так, как нужно? Также и наш бизнес. Нужно понимать, для кого вы работаете, где вы находитесь, — добавила г-жа Бугимбаева.

 

Впрочем, бывает и так, что даже удачная локация не даст гарантии того, что вы будете популярными. К 2012 году безоговорочное лидерство Qaganat на рынке подтолкнуло Чинару к тому, чтобы открыть еще одну сеть столовых – «Народная».

— Одной на вершине мне было скучно. Хотелось конкуренции, чтобы все было идеально, чтобы все процессы были отточенными, а гости – довольными. Обе сети должны были подстегивать друг друга в развитии, — вспоминает собеседница.

В новые заведения были закуплены дорогое оборудование и мебель, туда были переброшены едва ли не лучшие работники, им нашли даже отличные места, например, возле КазНУ им. аль-Фараби. Прошла неделя, затем — месяц, а результаты были неубедительными. И Бугимбаева решила – хватит. За несколько дней редизайна столовые превратились в Qaganat, а залы наполнились гостями.

— Вот что значит сила бренда, — с улыбкой закончила эту историю Чинара.

 

Не без ошибок происходило и масштабирование самой сети Qaganat. В 2017-2018  Чинаре пришлось закрыть 4 заведения. Это решение далось непросто, но оно было необходимым. По словам Бугимбаевой, на каком-то этапе были переоценены собственные силы, выбрана не совсем верная локация, а самое главное – не был учтен кадровый вопрос.

— Мы выросли слишком стремительно, и эта неудача, возможно, была неизбежной. Закрыв эти объекты, мы сохранили норму прибыли, кадрово усилили другие точки и создали запас оборудования. В трех заведениях из этого оборудования поставили вторые линии раздачи, совсем недавно открыли новую точку в Алматы и часть оборудования установили там. Так что мы постарались выйти из этой ситуации с минимальными потерями, — философски размышляет Чинара.

Свою историю с масштабированием Бугимбаева не считает закрытой. Она уверена, что сеть Qaganat будет расширяться, но уже более осмысленно. А вот к франчайзингу бизнесвумен относится с осторожностью.

— Ко мне не раз приходили с просьбой об открытии франшизы в различных регионах. В какой-то момент я даже занялась этим вопросом, подготовила собственную модель, разработала проект стандартизации. Он практически готов, но я пока не готова к тому, чтобы отдать свое детище в чужие руки. Тем более что у меня уже есть опыт, когда я отходила от активного бизнеса на несколько лет, а вернувшись, увидела, что ситуация не такая радужная, как хотелось бы. Я не виню своих сотрудников, просто я – это я. И иногда я интуитивно чувствую, как нужно поступить, и это оказывается правильным решением. Как будут развивать мой бренд другие предприниматели – мне неизвестно, но одного мне точно хочется: чтобы мои дети получили этот бизнес успешным, — подчеркнула Чинара Бугимбаева. 

https://forbes.kz/made_in_kz/neskolko_let_nazad_ya_otkryila_esche_odnu_set_stolovyih_mne_uje_byilo_skuchno_s_odnim_kaganatom/

[:]