АЛТЫНОРДА
Блог Назиры НуртазинойНовостиНовости Казахстана

[:ru]Несомненно, Жамбыл Жабаев сегодня воззвал бы «Афганцы, дети мои, афганцы, гордость моя!»…[:]

[:ru]

 

«Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, —
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

«Не затем я на свете жил,

 Чтоб разбойничий чуять смрад;

Не затем вам, братья, служил,

Чтоб забрался ползучий гад

В город сказочный, в город-сад;

Не затем к себе Ленинград

Взор Джамбула приворожил!

А затем я на свете жил,

Чтобы сброд фашистских громил

Не успев отпрянуть назад,

Волчьи кости свои сложил

У священных ваших оград.

Вот зачем на север бегут

Казахстанских рельс колеи,

Вот зачем Неву берегут

Ваших набережных края,

Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя!…

 

(из знаменитого стихотворения народного акына казахов Джамбула, посвященного блокадному Ленинграду в 1941 г.)

 

Досадно, что в эти роковые дни и месяцы 2021 г. мы не видим и не слышим хотя бы человеческого сочувствия и полноценной моральной поддержки мужественным афганцам – нашим соседям и братьям, попавшим в гуманитарную катастрофу, массово гибнущим и отчаянно борющимся с  неравными силами жестоких террористов. Имеем в виду сочувствия со стороны народов постсоветской Центральной Азии, в лице их общественных деятелей, интеллигенции, духовенства. 

Ладно политики, они как всегда осторожничают и выжидают (хотя такая нейтрально-наблюдательная позиция, со склонностью принимать сторону побеждающей стороны, идти на поводу великих держав и т.д., конечно, отнюдь не красит наши государства, свидетельствуя об их слабости и бесхребетности). Но где, казалось бы, голос интеллигенции, философов-гуманистов, востоковедов, писателей и поэтов, деятелей культуры?!

 Где диспуты и активная гражданская позиция современных молодых казахов, кыргызов, узбеков, таджиков, туркмен, уйгуров и др., выступления русскоязычных и нерусскоязычных интернет-активистов? Почему казахстанцы громко жалеют и эмоционально обсуждают проблемы животных, судьбы городских собачек и кошек, следят за их численностью и миграциями, но их явно не располагает к  теме афганских детей, массовой гибели и миграций народа этой великой горной страны в сердце Азии? К теме страшной  войны  где-то совсем рядом, а не в далекой Мьянме, Сирии или Питере?!

А ведь когда-то сердце великого поэта казахов Джамбула (Жамбыл) глубоко тронула трагедия даже далекого северного Питера-Ленинграда? И, несомненно, окажись святой Джамбул сейчас чудом среди нас, как совесть казахского народа поэт-сказитель с болью  воззвал бы к миру: «Афганцы, дети мои, афганцы, гордость моя!».

Разве Мазар-и Шариф, Кабул, Герат, Кандагар – такие уж чужие города и «уалаяты» (области) для казаха? Еще вчера  по этим городам и селам проходил путь наших казахских и всех среднеазиатских паломников (самый старинный маршрут из тюркских земель в Мекку пролегал через Афганистан, Индию, затем на кораблях добирались до порта Джидды), торговцев по Великому Шелковому пути, приезжали оттуда ученые и поэты.

И разве только вчера многие десятки тысяч несчастных и голодных казахов  из Великой и Ужасной тогда (захлебывающейся кровью) Степи в 20-30-е гг. ХХ века, во время «Ашаршылык» не нашли пищу,  кров, заботу и даже вторую родину  в этой стране? Заселив со слезами и словами благодарности Аллаху и Афганистану некоторые его предгорья и полупустыни, долины рек Кундуз, близ Баглана, Кабула и др. городов?!

И если мы говорим в ретроспективном плане о легендарном «казахском гостеприимстве» и милосердии, о десятках тысяч детей-сирот из оккупированной фашистами Советской России, которых усыновили в 40-е гг. ХХ в. казахские и узбекские семьи, то почему в плане перспективы нельзя хотя бы ставить вопрос об элементарной помощи, заботе и любви нынешних благополучных и сытых казахов по отношению к несчастным детям из Афганистана, ставших жертвой фашистского Талибана?   ….Или нашу страну незаметно давно уже заселили какие-то другие виды Homo?

Назира Нуртазина,

историк

 (Казахстан)

Altyn-Orda.kz

 

[:]