АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Нет линейки — нет букетов: спрос на цветы к 1 сентября упал в Казахстане[:]

[:ru]

COVID-19 ударил по цветочному бизнесу, массовых заказов к первому учебному дню нет, рассказали казахстанские флористы.

НУР-СУЛТАН, 31 авг — Sputnik. Казахстанские цветочные магазины не ожидают традиционного роста продаж букетов к 1 сентября, так как в День знаний не будет традиционной линейки. Новый учебный год стартует в дистанционном формате.

 

Спрос упал примерно на 70% по сравнению с 2019 годом, рассказал Sputnik Казахстан флорист-дизайнер с 20-летним стажем Руслан Мамитов.

«Если сравнивать с прошлым годом, то спрос упал, скажем так, на 70%. Я работаю в цветочном бизнесе с 2000 года, такого никогда не было. У нас к 1 сентября обычно заказывали букеты, корзинки заранее, с середины августа. В этом году таких заказов нет, торговля упала. С 1 по 4 класс ученики пойдут в дежурные классы (вместо линейки 1 сентября для младших школьников пройдут классные часы в кабинетах — Sputnik), но все равно понятно, что стопроцентной выручки не будет», — ответил флорист-дизайнер столичного цветочного салона Romantic Руслан Мамитов.

Флорист подчеркнул, что цены на цветы пока удается сдерживать. К примеру, небольшие букеты можно собрать за 1−2 тысячи тенге.

 

Салон получает товары из Голландии, Эквадора, Колумбии. Так как из-за пандемии наблюдались проблемы с поставками, стали закупать также цветы казахстанского производства, продолжил он.

«Чтобы не потерять клиентов, начали продавать казахстанские цветы, в основном, розы. Экзотических цветов, которые мы покупаем из Голландии, у нас мало было. Из-за рубежа мы заказываем 1−2 раза в неделю цветы, чтобы все было свежее», — добавил Мамитов.

 

Традиционно на 1 сентября учителям преподносят гладиолусы, хризантемы, розы, отметил он.

«Не могу сказать, что какой-либо цветок покупают гораздо чаще к 1 сентября, по сравнению с другим. Есть несколько заказов на доставку. Знаете, когда пандемия начала распространяться, бывало, что люди заходили и боялись держать в руках цветы. Для казахстанцев это был шок. Я могу уверенно сказать, что болезнь от цветов к человеку не передается. Надеюсь, что мы скоро вернемся к прежней жизни, победим вирус», — добавил Мамитов.

Спрос определенно уменьшился из-за пандемии, но, с другой стороны, казахстанцы стали более тщательно распределять бюджет, прокомментировала Sputnik Казахстан флорист Кристина Камашева, которая составляет авторские букеты и композиции.

«Спрос, конечно, гораздо меньше, чем в предыдущие годы, но все же заказы есть. Другой вопрос, что люди стали очень аккуратно распределять свой бюджет и на букеты оставляют небольшую сумму, символический букетик учителю. В предыдущие годы средняя стоимость на букет учителю была ориентировочно в районе 15 тысяч тенге. И цветы приобретались различным учителям (физика, химия, литература). Сейчас зачастую это до 10 тысяч тенге. И, скорее всего, только один букет для классного руководителя», — сказала она.

Массовых заказов к 1 сентября нет, к тому же многие покупают цветы день в день, продолжила флорист.

«Часто бывает такое, что именно первого сентября будет массовый забег за цветами. Но думаю, что в этом году в связи с ситуацией в стране и мире, этого может не случиться», — добавила она.

Цена на товары связана с курсом валют, уточнила флорист. «Цену поднимают не наши экспортеры, она меняется ровно так же, как курс валют. Так как товар мы покупаем в евро, соответственно, как только растет евро — дорожают цветы», — пояснила она.

Мода на букеты за последние годы очень изменилась, сейчас популярен минимализм, но в экзотической подаче, ответила она.

«Если раньше диантус (гвоздика) считалась неприемлемой в обычные дни, сейчас этот цветок в моде. Наши экспортеры поставляют нам новые, красивые, необычные цвета диантуса, что позволяет этому цветку быть в топе у потребителей. Цветная гипсофила тоже актуальна сейчас, смотрится красиво и аккуратно. Стильно оформленный, небольшой букетик из гортензии также отлично подойдет для презента учителю от ученика», — посоветовала Кристина Камашева

«Компаниям, не сумевшим преодолеть строгий карантин и оплату по счетам своим арендодателям, пришлось поменять свою направленность. Что касается поставок, да, задерживались, бывает такое, что заказанный товар не приходит. Но вопрос с товаром связан не только с пандемией. К примеру, в конце осени-начале зимы мы закупаем хвою для создания зимних композиций. В 2019 году поставки хвои были значительно малы, так как у страны-экспортера был сухой год: не было дождей, это сказалось на дальнейшем росте хвойных и тем самым — на всех нас, кто не смог вдоволь поработать с хвойными ветками. Надеемся, этот год будет более плодовитым», — поделилась флорист.

В связи с введением карантина в марте много цветов пришлось выкинуть, призналась она.

«Заказы падали с каждым днем, а потом вообще все закрылось. В следующий карантин мы уже стали осторожнее заказывать товар и перешли на бесконтактный способ доставки цветов и подарков», — заключила она. Доставка на дом.

Руководитель цветочного сервиса FlorAmie Амина Сержанова рассказала Sputnik Казахстан, что на 25 мая ученики заказывали педагогам доставку цветов на дом. Возможно, 1 сентября тоже будут такие пожелания, сказала она.

«Конкретно у нашей компании на 1 сентября и так нет больших заказов. Максимум около десяти, до 20. Возможно, в этот раз закажут доставку на дом, как это было на окончание школы. Раньше, когда ходили на линейку, каждый сам нес букет, старались уложиться в минимальный бюджет. Сейчас могут взять один букет на весь класс — за 20−30 тысяч. В среднем букеты начинаются от шести тысяч до 20 тысяч тенге примерно», — ответила Сержанова.

До карантина средний чек составлял около десяти тысяч, сейчас — порядка 13 тысяч тенге, уточнила она.

«Мы предлагаем монобукеты из роз, сейчас актуальна эустома, различные композиции. В больших магазинах предлагают букеты-комплименты из астр, это осенняя тематика. Я с такими цветами не работаю, так как они быстро пропадают. Они стоят недорого — до трех тысяч тенге, но живут недолго», — отметила она.

После объявления карантина компания добровольно приостановила работу в Алматы, за период простоя недополучили около одного миллиона тенге прибыли, рассказала Сержанова.

«Цветочникам не запретили работать, но мы добровольно ушли на самоизоляцию по соображениям безопасности. Потом возобновили деятельность 17 мая, за первый месяц окупили убытки. Когда все восстановилось, был просто шквал заказов», — добавила она.

Ранее стало известно, что вместо общешкольных линеек в Казахстане проведут классные часы: в кабинетах для дежурных классов и онлайн для тех, кто перешел на дистанционное обучение.

https://news.mail.ru/economics/43169919/?frommail=1

[:]