[:ru]
Тенденция роста религиозных настроений на всем пространстве СНГ уже давно стала очевидной.
Предлагаем вашему вниманию цикл интервью кандидата философских наук, доцента, профессора кафедры социальных дисциплин Алматинского университета энергетики и связи, члена Информационно-разъяснительной группы акимата г. Алматы Заремы Абдуллиной на тему «Нетрадиционные религиозные культы: опасность и основные способы воздействия на личность». Они посвящены истории возникновения нетрадиционных религиозных культов, типологии данных образований и методам обработки, используемым в этих сектах. Сегодня Zakon.kz публикует первую часть.
— Зарема Альфредовна, насколько, по-вашему, угрожают Казахстану радикальные исламские организации?
— В связи с вашим вопросом вспомнила вот что. Как-то на пресс-конференции в Алматы был распространен доклад «Центральная Азия-2020: взгляд изнутри». Доклад был создан по итогам экспертного обсуждения интеллектуального клуба «Алатау», в котором приняли участие ведущие политологи и аналитики Казахстана, России и специалисты из стран Центральной Азии. По мнению экспертов, на волне увеличения сторонников исламского фундаментализма в странах региона может сформироваться политическая организация — оппозиция правящим режимам. Имея под собой прочную социальную базу и поддержку из других стран, радикальные исламские организации могут вступить в открытое противостояние с действующими режимами. В документе подчеркнуто, что наибольшую угрозу исламизация представляет для Казахстана и Кыргызстана, где у населения низкий уровень религиозных знаний и отсутствует иммунитет к фанатизму.
После развала СССР, в связи с произошедшей ломкой жизненных стереотипов, не востребованностью личности, отсутствием других возможностей самореализации, отсутствием работы, разрушением института семьи (нарушение нормального семейного микроклимата), способствовало возникновению ситуации, предрасполагающей личность к поискам психологического комфорта в системе нетрадиционных религий. Спасительным островком выглядят как раз различные религиозные движения.
— Почему? Как им удается завоевывать доверие граждан, чем они их привлекают?
— В деструктивных религиозных течениях обычно царит особая атмосфера взаимной любви и доверия. Как правило, все новые культовые образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам. Тоталитарные культовые организации претендуют на роль заменителей традиционных религий в связи с чем они предлагают свою псевдоэзотерическую концепцию всего происходящего в мире и претендуют на право определять истинность того или иного события.
Каждая такая группа имеет свою символику, свою ритуалистику, свой свод нравственных правил, свою систему наказаний и поощрений. Тенденция роста религиозных настроений на всем пространстве СНГ уже давно стала очевидной. Причем, на территории среднеазиатских государств достаточно активно распространяются не только исламские фундаменталистские течения, но и несвойственные традиционному менталитету восточного человека католические и протестантские, а также ряд других. Толерантное отношение казахстанцев к различным взглядам и вероучениям в данном случае, на мой взгляд, автора, может сыграть с нами злую шутку.
— Расскажите, пожалуйста, историю возникновения нетрадиционных религиозных культов, основные типы и методы обработки.
— Но попутно хочу заметить, что, с одной стороны, фундаментализм присутствует в каждой религиозной системе, а, с другой, именно такие настроения зачастую приводят к появлению новых пророков, несущих «свет истины». Разумеется, мы проводим достаточно четкую грань между фундаментализмом в любой мировой или национальной религии и сектами, претендующими на роль нового учения о спасении.
Нельзя также забывать и о том, что невысокий уровень религиозной культуры граждан Казахстана не позволяет зачастую провести грань между известным и общепризнанным вероучением и сектантскими взглядами, что усиливает опасность расшатывания духовных и интеллектуальных традиций казахстанского общества новыми «мессиями», независимо от того, от какой религиозной системы откололось это направление.
Итак, «нетрадиционные культы», «религии Нового века», «альтернативные культы», «молодежные религии» — этими терминами обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы ХХ в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и, прежде всего, христианства, являвшегося существенным элементом западноевропейской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответственными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни – все это явилось социально – психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки «греховного» мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали.
— Кто является последователями нетрадиционных культов?
— В основном молодежь из среднего класса, без образования, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, «нетрадиционные культы» становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях «нового века» их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря.
«Нетрадиционные культы» на территории Казахстана в основном появились в последнее время, в результате деятельности зарубежных миссионеров. Они привлекают к себе внимание неординарностью своих вероучений и небезуспешной работой с представителями интеллигенции. Основные причины ухода людей в секты лежат в социально-экономической сфере — кризис экономики, безработица, низкий уровень жизни, смена ценностей и т.д, а также психологической (безысходность, личные невзгоды и т.д.).
— Какие бы характерные особенности нетрадиционных религий вы бы выделили?
— Их много. Первое — во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он является живым Богом или же его посланником. Второе — лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко вступающие в нее принимают новые имена. Третье — лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам. Четвертое — группа придерживается катастрофически-апокалипсического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от своего имущества, меняют место жительства. Пятое — используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Шестое — культ в этих организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психического манипулирования, психотерапия. Особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе. Седьмое — нетрадиционные религии действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Восьмое — для нетрадиционных культов характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям.
(Продолжение следует)
https://www.zakon.kz/4990510-netraditsionnye-kulty-stanovyatsya.html
[:]