АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Никаких «особенных» требований мы не предъявляли

Елена БАХМУТОВА: Никаких "особенных" требований мы не предъявлялиМы уже писали о том, что в конце прошлого месяца глава Сбербанка России Герман ГРЕФ направил письмо первому вице-премьеру РФ Игорю ШУВАЛОВУ с жалобой на ФНБ «Самрук-Казына», установившего лимит на деятельность в Казахстане банков с участием иностранного капитала. Примечательно, что письмо, направленное господину Шувалову накануне его встречи с вице-премьером Казахстана Кайратом КЕЛИМБЕТОВЫМ, было оперативно растиражировано в российской прессе.

Напомним, основная суть претензий главы Сбербанка сводится к тому, что российские банки из-за решения «Самрук-Казыны» могут понести миллиардные убытки. Редакция газеты «Время» направила в Сбербанк России и в «Самрук-Казыну» официальные запросы. Российские банкиры, что называется, поймали тишину.

А вот заместитель председателя «Самрук-Казыны» Елена БАХМУТОВА (которая, кстати, в конце прошлого года и озвучила так испугавшее Германа Грефа решение) подробно ответила на вопросы нашего корреспондента.

— Предпринимались ли Сбербанком попытки договориться по спорным вопросам напрямую с «Самрук-Казыной»?

— Мы провели встречи не только с представителями дочернего казахстанского Сбербанка, но и с представителями других дочерних иностранных банков. На этих переговорах были разъяснены непонятные моменты по вопросу принятия новых правил ФНБ «Самрук-Казына». Именно непонятные, потому что спорных моментов не было — речь шла просто о пояснении позиций, поскольку новые правила не были размещены в открытой печати по причине того, что это корпоративный стандарт, а корпоративные стандарты, как правило, не принято доводить до сведения всех пользователей, а лишь для компаний, входящих непосредственно в группу фонда. Говоря конкретно, разъяснялась новая (или, точнее, обновленная) позиция ФНБ по управлению деньгами и по установлению лимитов по работе с банками-контрагентами. Спорные вопросы могут возникать в том случае, если речь идет о каком-либо соглашении. В нашем же случае, повторюсь, имеет место корпоративный стандарт, применяемый АО «ФНБ «Самрук-Казына» для своих внутренних целей.

— Из публикации в российских «Известиях» складывается впечатление, что решение по вопросу, который волнует господина Грефа, в «Самрук-Казыне» уже принято. Так ли это? И если нет, то на какой стадии утверждения или разработки находится соответствующий документ?

— Существуют два официальных документа, которыми регламентируются подобные положения. Первый — это «Правила установления лимитов по балансовым и внебалансовым обязательствам на банки-контрагенты». Такой документ всегда был в фонде, но 29 октября прошлого года он был пересмотрен, обновлен и одобрен на рассмотрении совета директоров фонда.

Второй документ, который затрагивает данные вопросы, — «Единая политика по управлению деньгами АО «ФНБ «Самрук-Казына» и юридических лиц, все голосующие акции которых принадлежат АО «ФНБ «Самрук-Казына». Этот документ также был одобрен на заседании совета директоров 11 декабря прошлого года. Оба документа направлены на усовершенствование системы управления рисками, контроля внешних заимствований и повышение эффективности управления и использования денег внутри группы фонда. При этом компании фонда самостоятельно принимают решение по выбору банка в пределах установленных лимитов.

Ограничения коснулись всех без исключения банков-контрагентов, так как в новых правилах был применен консолидированный подход к расчету лимитов — то есть не на основе одной отдельно взятой компании, а на основе консолидированных требований всей группы фонда. Были унифицированы подходы для работы с банками второго уровня, которые основываются на их рейтингах и на другой публично распространяемой информации об их финансовом положении. В частности, для работы с банками-нерезидентами будет установлен рейтинг не ниже «ВВВ», для работы с отечественными банками — не ниже «В -». Таким образом, каких-либо запретов, которые бы дискриминировали или устанавливали какие-то дополнительные «особенные» требования для банков с иностранным участием, там не содержится. Имеет место общепринятый подход к установлению лимитов.

— У Казахстана есть определенные обязательства в рамках интеграционных проектов с Россией. С какой целью было принято решение ограничить деятельность коммерческих банков с иностранным капиталом на территории Казахстана?

— Насколько мне известно, есть два базовых документа в рамках Единого экономического пространства, которые регламентируют вопросы конкуренции. Это «Соглашение о единых правилах и принципах конкуренции» и «Соглашение о торговле услугами и инвестициями в государствах-участницах ЕЭП». Как я уже говорила, наши правила касаются исключительно отношений наших дочерних компаний с банками-контрагентами и приняты исключительно в рамках повышения эффективности и ограничения рисков. Поэтому такие действия фонда по усовершенствованию лимитов не подпадают ни под одно из вышеуказанных соглашений. Более того, хотела бы обратить ваше внимание на такую деталь. В рамках принятых решений был установлен двухлетний переходный период, чтобы избежать каких-либо резких движений: в случае, если какие-то лимиты будут превышены по факту, это дает время для приведения их в соответствие, а также для того, чтобы наши компании не понесли потери в связи с расторжением уже заключенных договоров.

Общий объем требований к банкам-нерезидентам, а также к «дочкам» иностранных банков на 1 января текущего года составляет 24% от всех остальных.

Игорь ХЕН, Алматы