Инициатива жителей села Старый Икан Южно-Казахстанской области вернуть отреставрированную статую Сталина на постамент обернулась скандалом. Репортер Азаттыка побывала в селе, где сохранился памятник, созданный 65 лет назад.
Жители села Старый Икан, что в 20 километрах от города Туркестана, 8 мая в частном саду на собственные средства установили памятник Сталину, который на протяжении 65 лет стоял на центральной улице, пока его в прошлом году не «свалило ветром», как говорят сельчане. Не прошло и недели, как это событие вызвало гнев пользователей социальных сетей и общественный резонанс. В то время, когда правительство Казахстана широко отмечало 70-летие Победы, ряд казахстанских активистов потребовали немедленно убрать памятник в отдаленном селе Старый Икан, название которого до этого дня мало кому было известно. Несмотря на сопротивление жителей села, местные власти убрали памятник 15 мая. В акимате села Старый Икан, административно относящегося к городу Туркестану, заявили, что памятник был установлен незаконно. Это событие показало, что отношение общества к сталинизму в Казахстане и России отличается.
Во время скандальных событий местные СМИ перепечатывали фотографии памятника в селе Старый Икан, которые распространялись в социальных сетях. Некоторые звонили акиму села. Репортер Азаттыка отправилась в село Старый Икан и поговорила с представителями акимата и местными жителями, которые несколько десятилетий хранят памятник Сталину.
Житель села Старый Икан пенсионер Бахыт Зуппорхонов рассказывает, что дал согласие на установку в своем саду памятника Сталину, который на протяжении 65 лет стоял на центральной улице села, пока 6 июня 2014 года его, как говорит мужчина, не «свалило ветром».
– После того как памятник упал, мы его сохранили, чтобы его никто не унес и не сломал. Затем жители села собрали 140 тысяч тенге и в течение полутора месяцев работали над тем, чтобы 6 мая завершить его установку в саду. Церемонию открытия пятиметрового памятника провели 8 мая. В это день организовали поминальную молитву по односельчанам-фронтовикам, погибшим во время Великой Отечественной войне (советское название Второй мировой войны. – Ред.), и дали поминальный обед – ас, – вспоминает пенсионер.
По словам Бахыта Зуппорхонова, памятник в его саду стоял на протяжении недели. Местные власти проверили и выяснили, что «земельный участок используется не по целевому назначению», и убрали памятник.
– Вообще-то собственник памятника – Мурод Набиев. Он сын руководителя колхоза, который установил памятник Сталину в 1949 году. В память об отце он приложил много труда по восстановлению памятника. Теперь вот памятник лежит в саду (памятник был разобран по решению акимата 15 мая. – Ред.). Не знаю, заберет Мурод разобранный памятник к себе домой или оставит здесь. Это он решит, – говорит Азаттыку Бахыт Зуппорхонов.
В селе Старый Икан, в котором насчитывается около 15 тысяч жителей, проживают этнические узбеки. Сад перед домом Бахыта Зуппорхонова находится в 700 метрах от того места на одной из центральных улиц, где прежде стоял памятник Сталину. 16 мая, когда репортер Азаттыка приехала в село, памятник Сталину, разделенный на три фрагмента, лежал на земле. Постамент памятника стоял на своем месте. В течение часа, пока репортер говорила с пенсионером, шесть человек подошли к лежащему на земле памятнику, чтобы сфотографироваться на его фоне.
Жители села не видят ничего предосудительного в инициативе по установлению памятника на одной из центральных улиц. Отвечая на вопросы репортера Азаттыка, более десятка жителей сказали, что памятник Сталину в селе стоит много лет и «никому не мешает». Сельчане говорят, что они не видят ничего предосудительного в том, что он был установлен вновь.
Как говорит Азаттыку заместитель акима города Туркестана Даурен Танирбергенов, который с самого начала участвовал в демонтаже памятника, местные власти провели переговоры с Бахытом Зуппорхоновым, в саду которого был установлен памятник.
– Мы сказали Бахыту Зуппорхонову и аксакалам села, что памятник в саду установлен незаконно. Житель не получил разрешения на установку памятника. К тому же у него нет государственного акта на земельный участок, есть только решение. Земля предназначена для возделывания, – говорит заместитель акима.
По словам Даурена Танирбергенова, если бы активный участник по установлению памятника Сталину 72-летний Мурод Набиев и пенсионер Бахыт Зуппорхонов, давший согласие на его установку в своем саду, не нарушили закон, никто бы не выступал против памятника. Он также обращает внимание на то, что памятник не зарегистрирован как объект культуры.
– Жители обратились с заявлением к акиму города, чтобы восстановить памятник. Заявление будет рассмотрено акиматом области и направлено в министерство культуры. Разрешение поступит из министерства культуры. Оно должно быть подписано министром, который является председателем комиссии. И только после этого начнется работа. Если без оформления документов вновь установят памятник, мы подадим в суд на собственника земли, – отмечает заместитель акима Туркестана Даурен Танирбергенов.
Мурод Набиев специально приехал из Туркестана в село Старый Икан, чтобы высказать свое мнение репортеру Азаттыка. Он с сомнением относится к тому, что памятник, прочно стоявший на одном месте более 60 лет, в одну ночь «свалило ветром». Мурод Набиев говорит, что в прошлом году, после того как памятник был свален, он искал место для его установки, обращался в акимат, однако местные власти не дали согласия.
– За 35 дней до празднования 70-летия Победы в Великой Отчественной войне мы предприняли попытки по установке памятника Сталину, поставили его. Мы посчитали, что он [Сталин] внес свой вклад в победу в войне, и это стало причиной, по которой мы поставили памятник к 70-летию. Его называют «диктатором», проводившим «геноцид». Это всё неправда. Говорят, что он «заморил голодом» казахов. Он не делал этого. Однако всё свалили на него, – сказал Мурод Набиев.
Мурод Набиев подтвердил Азаттыку, что ни одного документа на памятник Сталину у него нет. По его словам, памятник был куплен на собранные жителями села Старый Икан в 1949 году 680 рублей.
– Я с третьего класса «за Сталина». По всему Казахстану памятник Сталину сохранился только у нас, в Старом Икане. Все остальные памятники закопали, разрушили. В нашем селе не позволили его разрушить. Во-первых, установление памятника Сталину – это дань уважения моему отцу, во-вторых – Сталину, – говорит Мурод Набиев.
Пенсионер говорит, что в ближайшие два месяца обратится в соответствующие структуры с заявлением о восстановлении памятника. «Дадут разрешение или нет, памятник Сталину поставим и не дадим его снова сломать», – заявил Мурод Набиев.
Ряд местных активистов считает, что Иосиф Сталин, некогда возглавлявший СССР, «был в курсе» политических репрессий и Голода 1930-х годов и сам организовал эти кампании. Отношение к Сталину в Казахстане стало темой обсуждения программы Азаттыка «Еркін сөз» («Свободный разговор»), гостями которой были историк Гульжаухар Кокебаева и политолог Азимбай Гали. Ученые отмечают, что в Казахстане образ Сталина как «вождя» постепенно уходит в небытие вместе с поколением ветеранов войны, по этой причине усиливается противостояние молодого поколения монументальной пропаганде советских символов.
Хотя власти Казахстана и критикуют политику массовых репрессий сталинизма, однако ими до сих пор не дана официальная политическая оценка Голоду 1930-х годов и гуманитарной катастрофе периода Второй мировой войны и после нее.
Когда готовился материал, стало известно, что верхнюю часть памятника Сталину в Старом Икане разрушили неизвестные люди. Как сказал Азаттыку Мурод Набиев, в ночь на 18 мая кто-то разбил голову статуи Сталина. Вчера Набиев написал заявление в районное отделение внутренних дел. По словам Мурода Набиева, уцелевшая часть памятника находится в сарае Бахыта Зуппорхонова.