Казахстанские колледжи вступают в эпоху трансформации. По данным Министерства просвещения, за последний год число отечественных предприятий, сотрудничающих с учреждениями технического и профессионального образования, выросло более чем в два раза. Сейчас свыше 18 000 компаний вовлечены в подготовку кадров в формате дуального обучения, сообщает Altyn-orda.kz
Рост деловой вовлечённости — часть стратегии, обозначенной Президентом Касым-Жомартом Токаевым, объявившим 2025 годом рабочих профессий. Инициатива направлена на повышение статуса рабочих специальностей и интеграцию колледжей в реальную экономику.
От системы к экосистеме
На Республиканском слёте студентов технического и профессионального образования, открывшемся в Щучинске, замглавы правительства Ермек Кошербаев охарактеризовал происходящее как «переосмысление роли профессий, на которых держится экономика страны».
Министр просвещения Гани Бейсембаев сообщил, что в 2025 году будут запущены 10 международных партнёрских проектов с Францией, Китаем, Турцией, Великобританией, Японией и рядом других стран. Это должно создать основу для сертификации по международным стандартам и расширения доступа к зарубежным стажировкам.
Цифры реформ
-
В 7 раз увеличилось число предприятий, взявших шефство над колледжами
-
18 000 компаний участвуют в дуальном обучении
-
185 колледжей получат обновление материально-технической базы
-
96% студентов будут обеспечены местами в общежитиях
-
8 000 профориентаторов подготовлены в 2025 году
-
352 профильных класса уже открыты, ещё 700 — в запуске
-
1300 школьников освоили базовые навыки рабочих профессий
Международная перспектива
Ключевой инновацией стало внедрение международной сертификации колледжей, позволяющей студентам подтверждать свои компетенции на глобальном уровне. Это может стать конкурентным преимуществом для казахстанской молодёжи — не только на внутреннем рынке, но и за его пределами.
Кроме того, запущенные программы интернационализации призваны упростить профессиональную мобильность студентов и укрепить связи между национальной системой образования и глобальными производственными цепочками.
Перепозиционирование профессий
Долгие годы рабочие специальности в Казахстане считались выбором «по остаточному принципу». Однако в 2020-х на фоне автоматизации и дефицита квалифицированных специалистов тренд начал меняться.
Теперь колледжи рассматриваются как прагматичный маршрут к трудоустройству, особенно в условиях нестабильной университетской модели и переизбытка выпускников с гуманитарными дипломами. Государство в ответ ускоряет модернизацию инфраструктуры — и институциональную интеграцию с бизнесом.
Резкое увеличение числа корпоративных партнёров колледжей — это не только индикатор успеха образовательной политики. Это стратегический сдвиг: от теоретического обучения к подготовке рабочей силы, способной удовлетворить потребности экономики. Казахстан не просто реформирует колледжи — он меняет модель подготовки кадров в целом.