АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]НОВЫЙ МУФТИЙ И НОВЫЕ НАДЕЖДЫ (сегодня, 8 декабря 2017 г. мусульмане Казахстана избрали нового Верховного муфтия)[:]

[:ru]

Будучи сегодня в Национальной библиотеке случайно оказалась свидетелем интересного зрелища: из большого актового зала выходили казахстанские имамы в белых чапанах и белых чалмах… Оказалось, прошел очередной VIII курултай мусульман республики, завершившийся избранием нового Верховного муфтия. Им стал Серікбай қажы Оразұлы – известный религиозный деятель, учился в университете «Аль Азхар» в Египте, выпускник университета «Нур-Мубарак». До избрания на должность верховного муфтия  С. Оразулы был наиб-муфтием, главным имамом мечети «Азрет Султан» За кандидатуру нового главы ДУМК проголосовали единодушно 300 делегатов.

Құтты болсын! Хотелось бы поздравить всех мусульман Казахстана с этим важным событием. Казахский народ всегда придавал большое символическое значение таким важным событиям, как избрание нового правителя, духовного руководителя. Из истории известно, что у наших предков в период этнической консолидации и борьбы за независимость были всенародно избранные шайх ал-исламы и пиры (духовные наставники). Например «пиром» всех трех жузов и главным хазретом  казахов называется в устных источниках наших предков (генеалогиях) Мусрали ходжа, живший в конце 17-нач. 18 вв. А его внук Абдужалил (Әбжәлел), носил титул Шайх ул-ислама Казахской Степи. Он был официально провозглашен главным пиром казахов и молитвенником за Землю Казахскую на Всеказахском курултае в Ордабасы в 1726 г. в период войны с джунгарами.  Шейх Абдужалил ходжа благодаря огромному авторитету смог духовно мобилизовать тогда народ на борьбу с предрассудками, родовыми распрями,  конфликтами внутри мусульманской общины, идеологически обосновать освободительную борьбу с внешними врагами…

Каждый из верховных муфтиев   независимого Казахстана – Р. Нысанбайулы, А. Дербисали, Е. Малгажыулы –  в меру своих сил и возможностей трудился для возрождения Ислама в стране. Новый глава ДУМК, судя по его речам и проповедям является грамотным и харизматичным руководителем, верным ценностям традиционного Ислама. Радует, что в числе его заместителей теперь – известный теолог Алау Адилбаев, очень интеллигентный и грамотный человек (знаю по совместной работе в университете «Нур Мубарак»), патриот Казахстана. Пусть все плохое останется позади, и в связи с новым лидером да минуют страну беды,  межрелигиозные распри, межконфессиональные трения и террористические угрозы, пусть укрепится мир и согласие!  

И есть у «паствы» маленькое пожелание: слишком уже приелась старая униформа ДУМК – эти белые чапаны. В соединении с традиционно белой чалмой наши имамы издали похожи на казахских бабушек в белых кимешеках и белых одеяниях (тем более если учесть что большинство имамов нынче – безбородые), а кому-то может показаться, что идет группа врачей в белых халатах. Нельзя ли поменять цвет одежды на более сдержанный и темный??? Муфтии и имамы Татарстана, других стран выходят в свет в  темно-зеленых, коричневых или черных халатах, надевают элегантные жилетки, красивые тюбетейки, нередко поверх тюбетейки повязывают голову   парчовой чалмой темно-зеленого цвета.  И вообще, нужна ли униформа?  В целом, как говорили суфии, главное – не колпак или чалма, а то, что в ней….Также не слишком ли у нас  увлеклись спорами по поводу хиджаба, как будто исправив внешнее, уничтожив какие-то  материальные атрибуты и символы (и, кстати, тем самым озлобив часть верующих) можно автоматически выбить радикализм из  головы и сердец?  

Но одежда казахстанского мусульманского духовенства, особенно ее цвет, как кажется многим, все же нуждается в реформе. Самое главное,  белоснежный чапан – это непрактично, белый цвет – очень маркий (ой, жалко, очень жалко бедных жен имамов: зарплата низкая, жилья нет, требования со стороны ДУМК и Министерства по делам религий ужесточаются, а мужья-имамы бегают на собрания в непрактичных белых халатах, так что женушки, хотя их может быть у муллы две, только и успевают их отстирывать и отбеливать….). Также имамы в этом вопросе должны подражать Абаю и Шакариму. А посмотрите на фото Абая, казахских аристократов прошлого: темные тюбетейки, красивые ухоженные бороды, черные стеганые чапаны (в крайнем случае – если это праздничный вариант костюма, то допускается чапан с умеренной вышивкой, вернее, галунами золотого цвета по краям). Благородно, сдержанно, изысканно. Но, безусловно, это второстепенный вопрос. Ведь главное – не чалма, а то, что под ней или внутри нее, т.е. голова, мозги и души имамов. Их (имамов) иман….

 

Назира Нуртазина,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

[:]