Героиня комедии «Келинка Сабина» в исполнении актера Нуртаса Адамбая неожиданно стала самой обсуждаемой женщиной Казахстана. Поэтому Forbes Woman предложил Адамбаю поговорить о том, как чувствует себя женщина в Казахстане и мужчина, который исполняет женские роли
Келинка Сабина Карсыбаева стала первой героиней «KZ-ландии», которая выросла из коротких штанишек отечественного скетчкома и попала на большие экраны.
На съемку комедии студия Nurtasproduction, которую возглавляетНуртас Адамбай, потратила собственные $300 тыс. Режиссер и продюсер фильма (Адамбай взял на себя и эти роли) сказал, что «Келинка Сабина» «отбила» все расходы и даже принесла доходы студии. Правда, размер профита Nurtasproduction не афиширует. Студия также собирается выпускать фильм на дисках, но лишь после того, как закончится кинопрокат, который начался в ноябре прошлого года.
За время проката у комедии появились как преданные поклонники, которые ходили на фильм по несколько раз, так и противники, которые обвинили Нуртаса Адамбая во всевозможных грехах. Адамбаю ставили в вину то, что он исказил действительность: мол, про келинок нужно снимать не комедию, а трагедию, что опорочил национальные традиции и даже то, что стал пропагандировать ЛГБТ-движение. Как Нуртасу живется под градом этих нападок и что он сам думает о положении келинок в Казахстане, он рассказал в интервью Forbes Woman.
Келинка вырвалась в лидеры
F: Скажите, почему из всех героев «KZ-ландии» полный метр вы сделали про келинку Сабину? Как поняли, что она выстрелит?
– У нас (коллектива Nurtasproduction. – F), помимо основной работы, есть другая деятельность – мы ведем корпоративы, свадьбы. Там встречаемся с людьми, которые подходят, выражают свое мнение, говорят, какие наши герои вызывают наибольший интерес. Келинка Сабина всегда была бесспорным лидером. Поэтому мы решили, что первый фильм снимем про ее приключения.
F: Чем она людей цепляет?
– Было смешно то, что городская избалованная девушка попадает в такие условия (из города в аул), передает родителям сообщения при помощи видеокамеры. Было смешно, как она смотрела на аул, местные традиции глазами городского человека, который никогда с этими традициями не соприкасался. Это и было главной фишкой. В кино она получилась искренняя, настоящая, она меняется – в начале фильма одна, в конце уже другая, поэтому зритель ей сопереживает, болеет за нее.
Каменный век современного Казахстана
F: Келинка Сабина и до своего появления в кино была в казахстанском эфире. Почему же после фильма у некоторых людей, которые называют себя «таза қазақтар», появилась к ней такая неприязнь?
– Мы не обращаем внимания на это. Подобные крики, шум всегда сопутствуют любому успешному проекту. Пока это было в телевизоре – всем было все равно. А как только фильм принес нам успех, мы побили кассовые сборы (СМИ сообщали, что за первые пять дней проката комедия собрала112 млн тенге. – F), рекорды по продолжительности проката, естественно, кому-то захотелось пошуметь и заявить о себе, используя славу «Келинки Сабины», причем многие из них даже фильм не смотрели. Я не считаю их патриотами, я считаю, что это просто шумящие-кричащие люди-пустышки. Их задача – показать, что они якобы защитники всех наших традиций. На самом деле это люди-сорняки, пользы от них никакой.
Большая ошибка тех же СМИ в том, что они начинают раздувать и говорить: «Казахоязычная пресса критикует комедию». Ничего подобного! Я видел много публикаций на казахском языке о том, что фильм полезен для городских девушек, которые смогут осознать, что культуру, традиции ни в коем случае нельзя забывать. А какой-то один сайт напишет, и все начинают раздувать. Может, это недостаток информационных поводов влияет.
F: Вы связываете нападки на «Келинку Сабину» с тем, что фильм вышел на экраны, когда скандал из-за постера с целующимися Пушкиным и Курмангазы еще не утих?
– Это никак не связано, в любое время вышел бы фильм – и был бы шум. Глупые люди всегда же были, от них куда денешься? Чужой успех пережить таким людям очень сложно. Недавно вышел фильм «Интервью» про Ким Чен Ына. Там была фраза: «Они так поступают, потому что мы не такие, как они, и они не такие, как мы». Писать о том, что наш фильм оскорбляет традиции, не посмотрев при этом фильм, – удел очень глупых, завистливых людей. Напротив, наш фильм призывает не забывать о наших традициях, уделять должное внимание нашему языку. Нам жаль этих людей. Наверное, такие, как они, всегда будут осуждать то, что делают такие, как мы.
F: Я думала, вас попытаются публично казнить за то, что вы «опорочили традиции», стали «пропагандировать ЛГБТ-движение»…
– Никакой опасности, никаких рисков нет, потому что эти люди только на словах готовы геройствовать. Это диванные вояки. Они написали что-то, получили от этого удовольствие, сетевой оргазм – и всё.
Я в Facebook написал пост, навеянный последними вещами, что в нашей стране уже пора запретить запрещать (группа людей требовала запретить кинопрокат «Келинки Сабины». – F). У нас что ни произойдет – сразу требуют запретить. Мы как будто в каменном веке живем. Когда мы играли в КВН, все хотели, чтобы мы выходили в чапанах. У нас почему-то принято так: если национальное, то оно должно быть в первозданном виде. Да, это наша национальная одежда, да, мы это ценим, уважаем. Но там, в Москве, давайте выглядеть по-другому. Ну, не выходят же русские в розовых рубашках и лаптях, грузины в папахах и так далее. Наверное, нам надо развиваться, быть современными.
F: Тем не менее вы отказались от нашего предложения сфотографироваться для журнала в платке а-ля келинка Сабина и мужском костюме. Почему?
– Келинка Сабина – это героиня кино, и нам не хочется, чтобы этот образ размывался, хорошее должно быть дозировано. Потому что мы знаем, что дальше будет продолжение ее истории (в марте 2015 Nurtasproduction начнет снимать второй полнометражный фильм, после чего приступит к работе над продолжением «Келинки Сабины». – F). Если будем ее образ раскачивать, то она не будет такой интересной для зрителя.
Якутам приглянулась казахская келинка
F: Некоторые женщины вас обвиняли в том, что вы сняли комедию о келин, а на самом деле надо было снимать трагедию – так плохо к снохам относятся в нашей стране. Вы сами с юга страны, где достаточно сильны традиционалистcкие взгляды на положение женщины в семье и обществе, знаете уклад жизни в аулах. Скажите, в реальной жизни как относятся к снохам?
– Я думаю, что проблемы такой нет. На юге одни традиции, на севере уже по-другому. И нет такого, чтобы кто-то кого-то заставлял. Женщины осознанно выходят замуж за южных мужчин. Они понимают, что их завтра ждет, для них это нормально, они сами в такой семье выросли. В этом на самом деле есть много плюсов. Но говорить о том, что у нас плохое отношение к женщинам, к келинкам, – это несколько неправильно, не соответствует это действительности.
F: А должна ли женщина быть такой покорной, какой заставляли быть вашу Сабину?
– Мне кажется, все индивидуально, в каждой семье свои порядки. Если человеку не нравится жить в какой-то семье, в каком-то доме, то никто его не заставит это делать, у нас правовое государство, у нас работает закон.
F: Но в кино у вас не так: судья «приговорил» Сабину к долгой счастливой жизни с мужчиной, который ее фактически украл.
– То, что мы показываем в кино, – это утрированно. Если бы это не было утрированно, то получился бы документальный, никому не интересный фильм. Надо не забывать, что это комедия.
F: О вас нелестно высказывались не только моралисты, но и профессиональные критики – и сюжет слабый, и режиссерская работа не ахти. Будете ли вы учитывать эти замечания при создании вашего второго полнометражного фильма?
– «Профессионалы» – это они так сами себя назвали. В этой отрасли я считаю профессионаломОлега Борецкого. Эти горе-критики, получается, самые умные, а зрители, которые посмотрели наш фильм, глупые, зомбированные, загипнотизированные люди? Я знаю, что на наш фильм люди ходили по несколько раз, что наш фильм посмотрели 400 тыс. человек, для меня это – показатель.
Мы любим говорить о толерантности, дружбе народов. «Келинка Сабина», наверное, единственный фильм, на который пошли люди из аулов и из городов, взрослые и дети, люди разных национальностей – и всем было смешно. А когда псевдопатриоты пытаются раскачать эту лодку, они занимаются нехорошими вещами. Они писали, что якобы толпа людей русской национальности стояла возле ЦУМа, просматривала трейлер фильма и смеялась. Зачем акцентировать внимание на национальности? Им хотелось показать, что одна национальность смеялась над другой. Но эти глупые люди не понимают, что зрители смеялись потому, что комедия смешная. Из Якутии, из южных городов России нам поступают предложения о прокате фильма. Почему якутам интересно, почему они хотят его показывать, а у нас появляются выскочки и пытаются раскачать ситуацию? Но ничего у них не получится: в ответ на их жалкие попытки мы снимем продолжение «Келинки Сабины».