АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости Казахстана

О какой такой «счастливой» стране мечтают ждуны и совкодрочеры в Казахстане

В период существования Казахской Советской Социалистической Республики (Казахской ССР) языковая политика и образовательная система претерпели значительные изменения, которые оказали глубокое влияние на сохранение и развитие казахского языка и культуры, сообщает Altyn-Orda.kz. Несмотря на официальные заявления о поддержке многонациональности и равенства языков, на практике наблюдалось постепенное сокращение использования казахского языка в общественной жизни и образовании.​

Сокращение числа казахских школ

В период с 1950 по 1970 годы количество школ с казахским языком обучения значительно уменьшилось: с 3 891 до 2 577. В то же время число русскоязычных школ увеличилось на 1,5 тысячи. К 1959—1960 учебному году в Казахской ССР насчитывалось 3 123 казахские школы с 192 274 учащимися, тогда как в 4 199 русских школах обучались 826 103 учащихся. К 1989/1990 учебному году 49 % общеобразовательных школ Министерства народного образования Казахстана, где училось 67 % учащихся, вели обучение на русском языке, а 32 % школ — на казахском языке. ​

В столице республики, Алма-Ате, ситуация была особенно острой. До конца 1980-х годов в городе функционировала всего одна казахская школа — № 12. Основанная в 1924 году, эта школа на протяжении десятилетий оставалась единственным общеобразовательным учреждением с преподаванием на казахском языке в городе. Большинство её учеников составляли дети из сельской местности, поскольку городские казахи часто отдавали предпочтение русскоязычным школам, считая, что это обеспечит их детям лучшие карьерные перспективы. ​

Русификация и её последствия

Политика русификации, проводимая в советский период, привела к значительному снижению использования казахского языка. В 1955 году было отменено обязательное преподавание казахского языка в русскоязычных школах. В 1957 году было принято постановление об обязательном изучении родного языка казахскими учащимися в русскоязычных школах, однако его реализация часто носила формальный характер. К 1958 году 75 % казахских детей посещали казахские школы, но к 1991 году этот показатель снизился до 34,4 %. ​

Обвинения в национализме и сепаратизме

Попытки сохранить и развивать казахский язык и культуру нередко воспринимались официальными властями как проявления национализма или стремления к сепаратизму. Например, в 1965 году председатель КГБ Владимир Семичастный в записке отмечал рост националистических настроений среди казахской молодежи, выражавшихся в протестах против насаждения русского языка и выдвижения на руководящие посты лиц некоренной национальности. ​ Когда в республике был открыт один-единственный казахский детсад, в «Известиях» сразу вышла разгромная статья: «в Казахстане стремление к национальной обособленности, голову поднимает махровый национализм».

Это прошлое, которое нельзя забывать

Период существования Казахской ССР характеризовался сложными и противоречивыми процессами в сфере языковой политики и образования. С одной стороны, декларировалась поддержка многонациональности и равенства языков, с другой — проводилась политика, способствовавшая русификации и сокращению использования казахского языка. Эти процессы оказали длительное влияние на языковую ситуацию в Казахстане и продолжают отражаться на современных реалиях.

Altyn-Orda.kz