С традиционной исламской точки зрения шаманство и общение с шаманом-баксы считается грехом. Однако некоторые современные казахи до сих пор обращаются за помощью к людям, известным на тюркском языке как «баксы», и верят, что они обладают сверхъестественными способностями.
Предполагается, что слово «баксы» происходит от тюркского корня «бак» (смотреть, видеть). Казахские шаманы считали Коркыта (Коркута) своим оберегом. Предполагается, что он тюрок из племени огузов, а его мать была кипчачкой.
Баксы существовали на территории современного Казахстана с древних времен. С древних времен баксы боялись (считалось, что они связаны с темными силами) и просили о помощи, потому что баксы могут воздействовать на людей — у баксы есть способности, которых нет у обычных людей. Первые баксы появились в эпоху палеолита. Эти сверхъестественно одаренные люди с древних времен связывали мир духов и мир людей.
Существуют различные толкования значения слова «баксы»: Баксы-шаман — это обладатели сверхъестественных способностей. Другими словами, это волшебники. Шаман-баксы — это человек, который может общаться с духами и перемещаться между мирами. Это достигается с помощью специальной процедуры. Шаман-баксы – это человек, хорошо разбирающийся в национальных обычаях. Он также целитель, который исцеляет людей сверхъестественными дарами.
В древности шаманы-баксы имели большое влияние на человеческое общество, пользовались уважением правителей казахских родов, племен и жузов, и консультировали как жрецы древнего мира. С распространением ислама эти «волшебники-мудрецы» утратили былую репутацию и стали заниматься в основном гаданием и колдовством.
Главной задачей любого шамана-баксы было помочь своему роду и племени, обеспечить его благополучную жизнь. Баксы-шаманы занимались следующими вопросами:
Перемещаясь между мирами, предсказывать будущее, толковать сны.
Поиск потерянных людей и вещей.
Контакт с умершими предками.
Защита соплеменников от козней злых духов.
Подчинение сверхъестественного своей воле.
Лечение больных.
Предсказание погоды, предотвращение стихийных бедствий.
Баксы-шаман не могут добиться богатства, потому что их главная черта — бескорыстие. Они также не имеют права на дурные мысли и вредные привычки. Большинство из них вели оседлый образ жизни — потому что зависели от места силы. Помощь людям занимала почти все их время.
Есть 6 баксы-шаманских уроков, полезных для всех:
Избегайте плохих или токсичных мест и людей.
Человек должен избегать негативных мыслей, не должен позволять себе плохих поступков. Только добрые мысли и дела позволяют встать на путь самореализации.
Не ставьте себя выше других.
Нельзя гордиться милосердием и добротой.
У всех есть проблемы.
Если что-то не получается, надо пробовать.
Живите здесь и сейчас.
Нет необходимости постоянно возвращаться в прошлое или пытаться проникнуть в тайну будущего.
Всегда начинайте с себя.
Каждый влияет на окружающий мир.
Доверяй своим чувствам.
Не забывайте прислушиваться к своему сердцу, принимая важные решения.
Кстати, в Папской библиотеке Ватикана хранится произведение под названием «Книга Коркыта Аты», написанное примерно в 15 — 16 веках. Жил-был старик, которого очень уважали на Востоке: говорят, что он вел благочестивый образ жизни, был мудрецом и благословлял ханов во время их военных походов.
Важнейшим атрибутом баксы-шамана является особый музыкальный инструмент под названием кобыз. По легенде, Коркыт ата сделал его сам. Казахи, обращающиеся к шаманам, считают, что подношение кобыза – это особый, редкий дар свыше. Звуки, издаваемые этим инструментом, волшебны: говорят, что они открывают тайные знания, успокаивают нервную систему и даже лечат серьезные болезни. Игра на кобызе, как и пение, обычно сопровождает общение баксы с духами.
Керимсал ЖУБАТКАНОВ