Русский язык- язык Лингва Франка для Центральной Азии (интервью)
С 18 октября по 1 нобяря впервые в Бишкеке пройдет выставка о языке, истории и политике «Lingua Franca/Франк тили».
О том, что можно увидеть на выставке, какие цели ставили перед собой организаторы, что будет наиболее интересным для посетителей и о будущем Лингва Франка корреспондент CA-News побеседовал с одним из организаторов выставки с Оксаной Шаталовой, куратором платформы ШТАБ.
О целях выставки
— Оксана,давайте начнем с того, какова цель выставки?
-Венецианская биеннале как самый крупный и известный мировой арт-форум изрядно мистифицирована – и мы захотели наконец показать выставку Павильона Центральной Азии на Венецианской биеннале в самом регионе, что происходит впервые за историю существования Павильонов ЦА в Венеции (всего их было четыре). Мы много и охотно говорим о глобализации – в том числе искусства – однако «глобальное искусство» доступно, как правило, лишь жителям глобальных центров. Почему бы не «продлить» Венецианскую биеннале до Бишкека? К тому же выставка имеет не только глобальное измерение, и, на наш взгляд, будет интересна нашему зрителю не менее, чем «интернациональному».
Участники выставки
-Оксана, расскажите немного об участниках выставки, какие страны участвуют?
— Павильон Центральной Азии традиционно представляет художники из четырех стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Художники из Туркменистана не участвуют ввиду известного рода закрытости страны и невозможности провести полноценное кураторское исследование. Но на выставке в качестве художника представлено само туркменское государство – в проекте «Туркменское ТВ». Мы просто поставили телевизор, транслирующий телепередачи туркменского спутникового ТВ, в котором таинственное для многих государство пытается найти универсальный (согласно своим представлениям) язык, дабы поведать о себе миру.
-Ну а посетителям выставки что можете сказать? Чего они могут ожидать от выставки?
-Зритель увидит насыщенный визуальный текст о Центральной Азии, — ее политическую, культурную, эстетическую многослойность. Но главное – он увидит попытку говорить о современной Центральной Азии.
Язык лингво франка для стран ЦА
-Мы знаем, что языком Лингво Франко для Европы является английский язык, на ваш взгляд, какой язык может стать лингвой франка для стран ЦА?
-Сейчас функцию лингва франка (языка транс-коммуникаций) выполняет русский язык – и мы надеемся, что он сохранится, но есть вероятность, что появятся и другие универсальные языки. Один из лозунгов бишкекской выставки — NI ESTAS POR MULTILINGVA KIRGIZIO («Мы – за многоязычный Кыргызстан» на языке эсперанто). Если интересно узнать подробности – приходите 20 октября в кинолекторий музея им. Айтиева, там во время дискуссионной программы мы будем говорить именно об этом.
Русский язык в искусстве стран ЦА
— По вашему мнению, какое место занимает русский язык в искусстве стран ЦА?
— Благодаря русскому языку, в частности, создана эта выставка (над ней работала интернациональная команда, включающая представителей восьми стран). Русский язык в искусстве изоморфен русскому языку в других сферах – это язык интер-коммуникации. Но мы не пытаемся скрыть сложности и болезненности этой темы. Безусловно, русский язык в постсоветской Азии является источником не изжитой колониальной травмы. Но одновременно русский как постсоветская лингва франка несет и анти-империалистический смысл, составляя альтернативу английскому языку. На нашей выставке мы уделяем довольно большое внимание размышлению об английском языке как глобальной лингва франка. Например, в видео бишкекского художника Адиса Сейталиева «Наш друг Ва Нгог» рассказывается история о вьетнамском художнике, который не учит английский язык по политическим мотивам и при этом делает в Америке художественную выставку о вьетнамской поэме.
-Спасибо за интервью.
Для информации: Lingua Franca/Франк тили – первая выставка Павильона ЦА на Венецианской биеннале, которая будет столь масштабно представлена в самой Центральной Азии. В 2011 году на 54-й Венецианской биеннале Lingua franca/Франк тили, тестировавшая искусство на универсальность, оказалась в числе немногих выставок, представивших критический взгляд на современное искусство как глобальный проект.
ШТАБ (Школа теории и активизма – Бишкек) – центральноазиатская художественно-исследовательская инициатива, участники которой рассматривают искусство как инструмент социальной критики, территорию солидарности и практику радикального воображения.
18 октября 2012,
Источник — CA-NEWS