Судебное производство в Алматы по делу предполагаемого участника запрещенной религиозной организации «Таблиги Джамаат» перешло на русский язык. По просьбе подсудимого, который отказался отвечать на казахском языке.
Житель Алматы Сакен Тулбаев ранее заявлял, что получил образование на русском языке и поэтому ему непонятны некоторые юридические термины. Тулбаев обвиняется в разжигании религиозной розни и в участии в религиозной организации «Таблиги Джамаат». Эта организация в Казахстане запрещена в судебном порядке как экстремистская и исламистская.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В НАРУЧНИКАХ
Сакен Тулбаев, по словам прокуратуры, 6 февраля возле новой мечети, построенной на перекрестке улиц Жандосова и Розыбакиева в Алматы, дал листовки двум молодым алматинцам, вышедшим из мечети после обеденного жума-намаза. Одному из них он также вручил брошюру религиозного содержания. Позже они написали заявление в департамент внутренних дел города Алматы о том, что в листовках и брошюре часто упоминается название организации «Таблиги Джамаат», которая запрещена в Казахстане.
Прокурор заявил на суде, что 11 февраля провели обыск в квартире Тулбаева и в результате обнаружили религиозную литературу. Проведенная впоследствии экспертиза, по словам прокурора, пришла к выводу, что литература, которую раздавал Сакен Тулбаев, а также литература, найденная в его квартире, имеет религиозно-экстремистское содержание. Грозит ему теперь несколько лет тюрьмы.
Тулбаев отвергает обвинение в разжигании религиозной вражды и отрицает членство в запрещенной в Казахстане организации «Таблиги Джамаат».
Находящийся под арестом подсудимый Сакен Тулбаев был доставлен в зал судебного заседания 16 июня, как обычно, прикованным наручниками к одному из конвоиров. После того как с него сняли наручники, Румина Фахрудинова решилась обнять мужа и поздравить его с днем рождения — в этот день ему исполнилось 46 лет.
Судья объявила, что с этого дня судебное производство ведется на русском языке — по просьбе подсудимого. Для этого пришлось сделать более чем полумесячный перерыв в судебном заседании, чтобы за это время прокуратура успела перевести материалы дела с казахского языка на русский, а подсудимый и его адвокат успели ознакомиться с ними.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗ МЕЧЕТИ
Адвокат Сакена Тулбаева, Жандос Булхайыр, представил суду своего рода религиозную характеристику на своего подзащитного, которую дал один из руководителей Духовного управления мусульман Казахстана. В данной характеристике говорится, что Сакен Тулбаев — мусульманин ханафитского мазхаба. Прокурор Асхат Есенов выступил против этого ходатайства. Судья Арай Нугманова оставила вопрос о приобщении данной характеристики к делу открытым.
На суде были допрошены два свидетеля обвинения: молодые люди — друзья с детства, оба работают водителями. Первым был допрошен свидетель Р. К. Он подтвердил то, что ранее огласил в обвинительном акте прокурор Асхат Есенов: якобы Сакен Тулбаев вручил ему примерно десять листовок и брошюру, а его другу М. А. — только листовки.
В тот же вечер, по словам свидетеля Р. К., он прочитал листовки, обнаружил, что там часто упоминается название «Таблиги Джамаат», заподозрил неладное, порылся в Интернете и обнаружил, что эта религиозная организация запрещена в Казахстане. После этого он позвонил, по его словам, своему другу М. А., они встретились, пришли к выводу, что листовки и брошюра имеют экстремистское содержание, и решили обратиться в ДВД Алматы.
БРОШЮРА «КРОВАВЫЙ СЛЕД ВАХХАБИЗМА»
Во второй половине дня в суде были заслушаны специалисты — религиовед и филолог, — которые ранее дали экспертное заключение об «экстремистском содержании» литературы, найденной при обыске у Сакена Тулбаева, в том числе и брошюры «Кровавый след ваххабизма». Между подсудимым и его адвокатом, с одной стороны, и экспертами, с другой стороны, разгорелся жаркий спор – считать ли содержание брошюры «Кровавый след ваххабизма» экстремистским.
При этом подсудимый и его адвокат утверждали о том, что брошюра с таким названием есть практически в каждой мечети и ее содержание предупреждает прихожан об опасности и экстремистской сущности ваххабизма и что борьба против распространения этой брошюры, по существу, является защитой ваххабизма.
Дискуссия между стороной защиты и экспертами по вопросу о том, к чему призывает брошюра «Кровавый след ваххабизма» — к экстремизму или, наоборот, к борьбе с экстремистским ваххабизмом, закончилась безрезультатно: каждая сторона осталась при своем мнении.
Следующее судебное заседание назначено на пятницу, 19 июня.