Официальные службы такси устали бороться со своими нелегальными конкурентами за место на стоянках. Они уверены, что в ситуацию должны вмешаться сотрудники полиции и чиновники. Первые обязаны наказать «бомбил» за незаконное предпринимательство, а вторые – обустроить в Караганде государственные парковки.
Гильдия такси Караганды уже давно поднимает проблему конкуренции с теми, кто занимается нелегальным извозом. По словам председателя этой организации Виктора Шабанова, водители часто жалуются ему на «бомбил». В частности, на то, что они выгоняют легальных таксистов с облюбованных ими стоянок, порой даже угрожая физической расправой. Поэтому Виктор Анатольевич решил провести небольшой эксперимент. Он сел в свою машину, заранее поставив на крышу «шашечки», и встал на «пятаке» рядом с нелегальными конкурентами.
— Мне просто было интересно, какое же будет ко мне отношение со стороны этих нелегалов, – говорит председатель Гильдии такси Караганды Виктор Шабанов. – Скажем так, я почувствовал негатив. Они подходили ко мне, спрашивали: «Ты кто такой? Что ты тут стоишь? Ты тут просто заказ ждешь? Смотри, наших клиентов не отбирай!» Дальше – больше. Чуть ли не до драки дело дошло. Теперь я знаю, о чем мне говорить с представителями государственных органов. Потому что я все это испытал на себе. Вот как нам бороться с этими нелегалами?
Этот вопрос Виктор Анатольевич задал прокурорам, которые присутствовали на совещании членов Гильдии такси. Правда, они не смогли дать конкретного ответа. Сначала представители надзорного органа рассказали, что у нас действует мораторий на проверки индивидуальных предпринимателей. А потом согласились, что «бомбилы» ими не являются. Поскольку работают без документов и не платят налоги.
— Здесь надо начать с того, чтобы эти таксисты зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, – объясняет заместитель карагандинского транспортного прокурора Даурен Иманбаев. – Если такой регистрации нет, то они уже являются правонарушителями. Но, как я понял из ваших слов, вы ведете речь больше о криминальной составляющей. Тут, скорее всего, необходимо подключать ДВД области и службу криминальной полиции. Это вопрос не одного дня. С этим явлением надо бороться правоохранительным органам. Потому что они немного выходят за рамки предпринимательской деятельности.
Кроме того, по мнению транспортного прокурора, к борьбе с нелегалами надо привлекать общественность и прессу. Нужно собирать мобильные группы из сотрудников полиции, прокуратуры, руководителей официальных такси, журналистов и выходить в рейды по «пятакам», где собираются «бомбилы».
Председатель Гильдии такси Караганды Виктор Шабанов считает, что в Караганде должно быть больше государственных стоянок такси. Сейчас они есть, но их не хватает. Официальным такси в ожидании заказа приходится стоять возле торговых домов или остановок. Хотя там для них нет специально отведенных мест. Охрана может в любой момент попросить их покинуть парковку. Поэтому таксистам приходится, рискуя здоровьем, стоять на «пятаках».
— Стихийные стоянки, которые в народе называют «пятаками», образовались же не просто так, – рассуждает Виктор Шабанов. – Раз там стоят нелегальные таксисты, значит, они там зарабатывают деньги. Почему? Потому что у населения есть спрос на такси именно в этих местах. Если бы его не было, то они бы там не стояли, а люди бы просто заказывали машину по телефону. Получается, у населения существует потребность не заказывать, а выйти на улицу, взять такси, сесть и поехать. Следовательно, чем больше будет таких официальных стоянок такси, тем меньше нелегалов будет на них стоять.
Чтобы узнать, собираются ли власти обустраивать в Караганде государственные стоянки для такси, корреспондент «НВ» обратился к руководителю отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Марлену Шалтакову. Чиновник ответил, что таких планов у акимата нет. По его мнению, существующих парковок вполне достаточно. И выделять деньги из бюджета на дополнительные стоянки никто не намерен.
— Этот вопрос мы обсуждали, но пока финансирования нет, – говорит Марлен Шалтаков. – Таксисты – они же частники. Пусть сами себе делают стоянки. Почему мы должны обустраивать стоянки? Чтобы они потом бросали там окурки, выкидывали мусор и свои машины ремонтировали? Я думаю, что дополнительные стоянки городу не нужны.
Фирмам такси, которым нужны собственные парковки, чиновник посоветовал обратиться в акимат с заявлением о выделении земли в аренду. Другого варианта местные власти пока предложить не могут.
Автор: Елена Ульянкина