С каждым днем вопросы налоговой политики приобретают все более выраженный характер. Между тем содержание и цели налоговой политики в развитых странах мира обусловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики. И казахстан в этом случае не является исключением.
Для успешного развития отечественных компаний необходимо пересмотреть действующую систему налогообложения. В связи с этим Главой государства в Национальном плане «100 конкретных шагов» был предложен шаг, направленный на совершенствование механизмов взимания косвенных налогов. В том числе и детальное рассмотрение вопроса введения налога с продаж вместо налога на добавленную стоимость. «Будут радикально изменены механизмы сбора налогов. Необходимо детально изучить вопрос введения налога с продаж вместо сложного непрозрачного НДС», – отметил Глава государства на расширенном заседании Правительства. Более простой и прозрачный налог будет выгоден всем, считает президент страны Нурсултан Назарбаев. Данная инициатива является одним из шагов в политике уменьшения налогов, обеспечивающих свою очередь недопущение сокращения поступлений налоговых сумм в бюджет.
В настоящее время в Казахстане одним из основных косвенных налогов является НДС. Применяемая ставка 12 процентов является одной из самых низких в странах СНГ. При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов.
При этом казахстанский налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы ТС, а теперь ЕАЭС.
К слову, НДС в Евросоюзе применяется в последнее время довольно активно. При этом ставки НДС устанавливаются каждой страной самостоятельно. Законодательство ЕС тоже не устанавливает единые для всех членов сообщества ставки, а только лишь минимальный лимит основной ставки налога. В Евросоюзе принято минимальное ограничение основной ставки — не менее 15%. Далее на ряд льготных товаров разрешены сниженные ставки НДС, которые в сумме не должны быть ниже 5%. В виде исключения на некоторые товары разрешены более низкие ставки вплоть до 0%. Однако наблюдаемый экономический кризис активизировал налоговые поиски большинства стран Европы. В связи с чем ставки налога на добавленную стоимость меняются последние годы часто, и эта тенденция продолжится.
Что касается Казахстана, то Глава государства на расширенном заседании правительства 5 мая поручил Минфину изучить вопрос замены НДС на налог с продаж. Эта инициатива должна привести к существенному изменению механизма сбора налога и его администрированию на всех участках. Естественно, это означает, что будет принят новый Налоговый кодекс. Ожидается, что налог с продаж будут платить только компании, которые продают готовую продукцию конечному потребителю.
Таким образом, совершенствуя национальное налоговое законодательство, не только снизится налоговое бремя для отечественных предприятий, но и улучшится инвестиционный климат в стране.
Актуальные ставки налога на добавленную стоимость (VAT)
в странах Европы
№ |
Страна |
Основная ставка, % |
Сниженная ставка, % |
Дата последнего изменения |
1. |
Австрия |
20 |
12 |
1/01/1995 |
2. |
Бельгия |
21 |
12 |
1/01/2000 |
3. |
Великобритания |
20 |
5 |
4/01/2011 |
4. |
Венгрия |
27 |
18 |
1/01/2012 |
5. |
Германия |
19 |
7 |
1/01/2007 |
6. |
Голландия |
21 |
6 |
1/10/2012 |
7. |
Греция |
23 |
13 |
1/01/2011 |
8. |
Ирландия |
23 |
13,5 |
1/01/2012 |
9. |
Польша |
23 |
8 |
1/01/2011 |
10. |
Португалия |
23 |
13 |
1/01/2011 |
11. |
Финляндия |
24 |
14 |
1/01/2013 |
12. |
Франция |
20 |
10 |
1/01/2014 |