Одной из самых интересных и нужных мне книг по истории казахов оказался небольшой, плохо изданный сборник полевых заготовок этнографов Вострова и М.Муканова. Кажется, назывался он «Родоплеменное расселение казахов». (Инициалы Вострова не запомнил. Муканова звали Марат. Он был сыном писателя Сабита Муканова.)1
Книжка вышла в 60-х годах. Мизерным тиражом. Мало кто прочел: никакой реакции на нее в академических изданиях не было. Но после событий декабря 1986 года она получила неожиданную одиозную известность. Потому как была упомянута в каком-то важном докладе. В книге этой приводились гербовые знаки большинства племен и многих родов. Напоминание о них, оказывается, могло способствовать расколу казахского народа, который идеологам представлялся, видимо, некоторым монолитом. Посему книгу наверняка изъяли из академической библиотеки (в другие-то она едва ли попала).
Я не расставался с ней долго. Она выдержала несколько переездов до последнего. Большинство гербовых знаков и их названий помню.
Радуюсь, что у нас пока сохраняется это уникальное явление культуры – родовые гербы, являвшиеся во времена кочевничества знаками собственности этноса. Ими клеймили лошадей, чтобы табуны родов не путались с чужими и не присваивались. Гербы высекали на валунах, скалах, обозначая границы пастбищ и районов расселения. Таково, думаю, происхождение гербов всех древних государств. Большинство новых гербов придуманы недавно, с обретением государственности, и не выражают уже никакого исторического содержания, кроме амбиций художников и высокопоставленных заказчиков.
Материалы этой книги помогли мне понять механизм образования этнонимов – имен родов, племен, целых народов. Очень простой механизм. Люди называли род по имени родового (племенного) герба. Помню простые гербовые знаки (тамба), впервые увиденные в собрании Вострова и Муканова:
-ойык, I- тiлiк, – yш-тамба, +- торт-тамба. Буквальные значения этих названий: ойык -«круглый вырез», «вырезанный круг» (от глагола ой -«вырезай круг»); тiлiк — «черта, полоса, ленточка» (от глагола тiл — «полосни, порежь острым»; yш – 1) «три» 2) «острие»; торт – «четыре»2. Тамба – «знак» (от танба, произошедшего от глагола тану – «узнавать»). В Алма-атинской области обитают казахи, происходящие из родов, которые имеют именно эти гербовые знаки, и соответственно называются Ойык, Тілік, Yш тамбалы, Торт тамбалы («имеющие знак трех», «имеющие знак четырех»). Очень древние имена3.
Мне удалось расшифровать и гораздо более сложные примеры. В той же области давно «прописано» большое, древнее племя жалайыр. Его герб – Трезубец. Думаю, что и здесь название герба стало именем племени.
Прочитывается и некий исторический сюжет. Два рода, имеющие похожие гербовые знаки, называют их по-разному: – айыр -«вилы», «трезубец». Другой родственный народ, кочующий рядом, имеет тамбу похожую, но стилистически отличающуюся, скажем , что позволило и назвать ее иначе. На трезубец этот знак уже не походил, напоминал нечто развевающееся, потому и назван был жал — «грива».
Похожесть знаков приводит к объединению родов. Вырабатывается общий герб, названия прежних сливаются в одно слово жалайыр («грива – вилы»). Имя герба станет названием племени, появившегося от слияния родственных родов.
Одна из самых сложных и неразрешимых проблем языкознания – выяснение происхождения этнонимов. Никто еще не смог ответить на вопросы – что означали слова Рус, Прусс, Поляк, Славян, Серб, Хорват, Чех, Латвия, Литва, Германия, Китай и тысячи других, ставших именами народов.
Я думаю, авторам этимологических словарей надо бы иметь книгу Вострова и Муканова в качестве настольной: она бы помогла понять, что большинство этнонимов сначала были названиями письменных знаков или предметов, изображения которых становились гербами родов-племен. Гербы изменялись, но наименования первых укрепились в памяти и в традиции. Земледельческие, оседлые народы не запомнили свои гербы. Только скотоводы-кочевники не забыли, потому что приходилось ими постоянно пользоваться в повседневности, клеймя скот и меняющиеся границы пастбищ. А такие знаки собственности не менялись тысячелетиями. Поэтому собрание племенных гербов скотоводов-кочевников может иметь большое значение не только для этимологии этнонимов, но и для языкознания и истории письма в целом.
Культура Трезубца
Трезубец – один из двух самых первых знаков солнца ( ), созданных в верхнем палеолите, около 50 тысяч лет назад. В древнем мире в историческое время (а оно, как договорились считать, начинается с первого письменного памятника, то есть с глиняных книг Шумера – в IV тысячелетии до н.э.) оба солнечных знака и их многочисленные художественные варианты использовались в качестве гербов государств солнцепоклонников. Можно предположить, что разность этих форм стала причиной разногласий, соперничества, борьбы первых племен за утверждение истинности именно своей версии символа Верховного божества (как ныне соревнуются Крест и Полумесяц). Стилевое различие породило два основных направления развития культуры раннего человечества. Сторонники каждого из них внесли свой вклад в цивилизацию. Одни изобрели лук со стрелой, тычковое земледелие и перешли от охоты к скотоводству, другие создали колесо и поворотные механизмы. В III тысячелетии до н.э. возникает культ Юного Солнца, и сторонники круглого божества начинают мигрировать на восток (от Средиземного моря) на поиски родины Солнца. В западной части древнего мира коренятся в основном сторонники Трезубца. Тысячелетия борьбы как формы активного взаимодействия привели к метисизации культур обоих направлений. Осколки этого сложного процесса зримо представлены в собрании родо-племенных гербов казахского народа. Однако в этно-государственной символике нашей особенно заметно проявление культуры Трезубца.
I
Однажды Трезубец становится гербом союза уже не только двух родов, но многих тюркских племен, целого государства. И выглядит он уже болеее воинственно. Пофантазируем: или сокращенно
В названии появляются изменения. Уже не «Грива – Вилы», а описательное – Уч ок – «Три стрелы» (в текстах Орхона-Енисея VIII-го века упоминается союз племен под таким названием. Произношение тюрков-огузов или карлуков). Но казахи продолжают свою работу над гербом, названным как Три стрелы. Тогда ли возникает иносказательное казахское наименование этого варианта знака: Yш жyз – «Три острия»?
Но можем смело утверждать, что это определение уже не племенного союза, а государства: тройственная структура была присуща модели государства. Примеры такой структуры известны в мировой истории.
Возможно, в какой-то период под влиянием амбиций правящих сил нарушается равновесное положение «острий»: ( )
Тогда появляется титульное подразделение союзов племен, по величине или степени значимости для государства: Yлы жyз (Великое острие), Орта жyз (Среднее острие), Кiшi жyз (Малое острие). Такая разбаласированность могла послужить одной из причин крушения того государства.
Слово жyз в казахском языке имеет еще одно значение – «сто». Поэтому народная этимология (после распада государства и утраты гербового знака) эту последнюю семантику приняла как единственную и поняла Yш жyз – «Три сотни». Разделив народ на Великую сотню, Среднюю сотню и Малую сотню, что тоже не способствовало единению4.
II
В знаке Трезубец у Трех Стрел или Трех Острий была общая основа. Племена, отнесенные к паралельным Стрелам, Остриям, хотя и были обособлены, чувствовали родство друг с другом. Примитивное понимание метафорической символики «Три стрелы» – «это союз трех племен» – мог привести к упрощению символа с потерей общей основы: = III
Тогда рождается арифметическая традиция называния союзов строго по количеству объединяющихся племен. От этого времени сохранились у казахов подразделение Жетi ру («Семь племен»).
А затем, когда объединились десять племен, появляется в древне-тюркских текстах термин Он ок – «10 стрел». И можно представить, каким был графический символ этого объединения: он состоял, скорее всего, из десяти штрихов, не соединенных между собой.
Два стилета (кипчак)
Где-то ближе к началу средневековья умному грамматисту пришла в голову идея предельно упростить формулу союза множества племен, выразив ее двумя параллельными чертами-единицами. Логика такого знака опиралась уже на опыт обозначения больших величин в культурах Древнего мира. Когда человек освоил пятиричную систему исчисления («пять» – это число пальцев на одной руке), пятерка выражала синхронно и понятие «много». Прибавление еще одного пальца-единицы к пятерке считалось «очень много».
Число пальцев на всех четырех конечностях – «предельное множество»; прибавление к двадцатке еще одного пальца-единицы (20+1) – «запредельное множество».
Потом, по мере развития человека, предельным множеством станет тысяча. 1000+1 = «запредельное множество». Еще не знали чисел миллион, миллиард, но и тогда прибавление единицы означило бы запредельность. (Это, кстати, и о роли Личности в любом миллионном или миллиардном народе).
Изобразить величину «много», оказывается, можно было еще одной графической метафорой. Прибавить к единице другую единицу, и это для примитивной арифметики – два, а для образно мыслящего – больше чем один, т.е. много. И так понимать необязательно было всем, достаточно – первым. «Остальные – поверят!»
Так, думаю, возник гербовый знак союза племен II, получивший несколько наименований. Огузо-карлуки, считаю, назвали его iкi -пчак – «два стилета (тонких ножа)». В процессе освоения в разных племенах сложное слово слилось в лексический монолит – кипчак (огузск., карлук.). Название герба стало названием союза племен. До создания империи Чингисхана (до XIII века) союз занимал степи от Монголии до Дуная. В персидских документах это пространство выступало под именем Дешт-и-Кипчак («Степь кипчакская»). Племена, которые в XVI веке войдут в другие союзы (ногайский, узбекский, казахский), в то время еще будут считаться кипчаками.
В начале 60-х я нашел в истории «Левобережной Украины» рассказ о том, как генуэзцы воровали кипчакских мальчиков и продавали их на невольничьих рынках в Крыму. В то время кипчакские юные рабы ценились дороже остальных. Приводился «прейскурант»: кипчак – 120 динар, албанец (так называли тогда азербайджанцев) – 90, черкес (северный Кавказ) – 70. Другие кавказцы в «прейскуранте» не упоминались.
Кипчакских мальчиков увозили в Египет, которым правили османские султаны, учили военному делу и формировали из них воинство мамелюков – личную гвардию султана. Однажды мамелюки сместили султана, захватили трон, возвели на него своего кипчака по имени Уак. Затем его сменил Бейбарс. Он прославился тем, что разгромил монголов, не пустив их в Багдад, в Иерусалим и Египет. Его собственный паспорт: «Я – Бейбарс, ат-тюрк, кипчак из рода берж». Называлось личное имя, название супер-этноса, союзное имя и этноним.
Эти кипчаки правили Египтом до XIX века, пока Наполеон не подвел черту под их многовековой «командировкой». Корсиканец сформировал из египетских кипчаков боевой корпус и вошел с ним в Москву. Сергей Марков, один из моих литературных учителей, написал в 30-х годах рассказ о том, как он присутствовал при раскопках на Поклонной горе в Москве. Наполеоновских воинов из кипчакского корпуса, павших при штурме города, похоронили в мундирах, при всех регалиях и наградах. И у каждого на пальце руки писатель увидел серебряный перстень с изображением кипчакской тамги – двух вертикальных черточек.
О своем открытии кипчаков в украинской истории в конце 60-х рассказал писателю Морису Симашко. Он создал повесть о Бей-Барсе «Емшан» (посвятил ее мне). Написали сценарий, «Казахфильм» снял неудачную картину. В Атырау акимом стал Имангали Тасмагамбетов, он успел поставить памятники Исатаю, Махамбету и Бейбарсу – все из племени берш (сам Имангали из другого). Конечно, рад, что нам удалось поучаствовать в восстановлении еще одного имени в истории казахов. Не так их много еще, а в тринадцатом веке всемирную известность получил пока всего один – «кипчак из рода берж».
Слово кипчак не казахи произвели. Казахское произношение кыпшак — искажение огузо-карлукского оригинала: *iкi -пчак > кiпчак. Если бы казахи назвали знак II «екi -пшак» («два ножа»), то, согласно законам сингармонизма, мы бы в лучшем случае имели: *екi -пшак > кiп щек.
…После развала кипчакского союза некоторые племена, входившие в него, сохранили общесоюзный герб в качестве своей племенной тамги (тамбы). Союзное имя становится этнонимом. История развела эти племена по разным регионам. Мы встречаем кипчаков в Центральном Казахстане (Тургай. Амангельды Иманов был из кипчаков). В составе каракалпаков есть такое племя, среди узбеков, на Кавказе, у туркмен (и первый президент, и нынешний, говорят, из села Кипчак).
Две стрелы (косок > касак)
В книге Вострова и Муканова кипчакскую тамгу сами казахи называют «кос алiп», т.е. «пара алип» (первая буква арабского алфавита – *alif, в казахском произношении – алип. Арабская альфа изображалась вертикальной чертой). Но казахи Тургая арабскую грамоту узнали, наверное, не раньше XIX века.
Как бы этот знак казахи назвали, скажем, в орхонские времена, когда звучали Уч ок (Три стрелы), Он ок (Десять стрел)?
Вполне допускаю: II- кос ок (пара стрел). Во-первых, потому что слово кос несет в себе значение более содержательное, чем «пара»: кос – 1) «соединяй» 2) «соединение», «объединение» и только потом 3) «пара». Поэтому кос ок могло выражать союзное содержание получше, чем если было бы названо «две стрелы».
В русских летописях упоминается событие XI века: князь Мстислав и хан косогов Редедя (Ер-деде) договорились обойтись без битвы, а отношения выяснить в поединке на глазах своих воинов. Так и случилось. Повезло Мстиславу («иже зареза Редедю пред полки косожские»), и войско Редеди без боя перешло под руку русскому князю.
Интересует, конечно, и это рыцарское правило, и этноним, впервые встреченный. Но косог или косок, все-таки, было в ед.ч.? В казахском (и некоторых других тюркских языках) глухой гортанный согласный [к], оказавшись в интервокальном положении (между гласными), озванчиваясь, часто превращается в [г]. Например, ок — «стрела», огы — «его стрела», ек — «сей», «сажай»; егiн — «посеянное, выращенное» и т.д. Этот рефлекс передался и древнерусским диалектам (бедняк — бедняга), и благодаря знанию этого нюанса, пока неизвестного славистам, можно было бы понять не только то, почему турецкое слово алачук — «бедное, маленькое жилище» при освоении русскими превратилось в лачуга, с озвонченным гортанным. Римские писатели I-II веков, говоря о народе, кочующем в придунайских степях, называли его jazyges, употребляя суффикс множественного числа. Кириллицей этот этноним можно передать как языги. Этимологии термин поддается: тюрки-огузы называют степь и сегодня jazyk буквально – «разглаженное», «ровное» от jaz -«разглаживай». Известно ли было славянам это слово? Наверное. Степняков-тюрков, скорее всего, и называли язычник, кличкой, которая в века христианства обрела дополнительное значение – «нехристианин» (нехристь), ставшее основным. Но это после X века, когда русичи приняли православие. А в самую раннюю пору могла прозвучать обобщающая кличка языги (*язык-и) – «степняки». Это слово может свидетельствовать о славянском произношении тюркского термина в I-II веках, доказывая, что не только это слово, но и эти языки в то время и в том районе уже звучали (на несколько веков раньше, чем предполагает современная наука).
Этноним *косок в древнерусских летописях в форме единственного числа не встречен, но теперь, зная о приведенном рефлексе, мы можем его восстановить из форм «косоги», «полки косожские».
Моя этимология: II кос ок — «пара стрел» – герб племенного союза. Возможно, именно это слово, после расставания со знаком, стало основой для диалектных преобразований *касак, *ак кас (хаккас, хакас), кашак, казак, кайсак… Азербайджанцы произносят газах. (В «Слове о полку Игореве» Гзак – имя хана, который вместе с Кончаком участвовал в ответном набеге на Русь после похода Игоря и Всеволода. Гзак – личное имя или этноним? В летописи одно путается с другим: часто этноним становится антропонимом. Например, говорится о хане Башкорте. А он мог быть ханом башкортов (башкиров). Так и Гзак мог оказаться предводителем гзаков (казаков). Ближе всех к истокам слышится таджикское окающее произношение – козок. И узбеки так говорят. Но такая переогласовка, конечно, вторична.
…Исследуя пути этого звукосочетания, надо допускать, что в какие-то периоды косок/касак могло быть буквенно записано и прочитано теми, кто глухой свистящий (с) между гласными обязан прочесть как звонкий (з). Так поступают, например, на западе, начиная с латыни. Итальянец прочтет kasa — «дом» как каза. Известная фамилия Казанова – «новый дом», пишется Kasanova. Азия пишется только кириллицей, во всей Европе только Asia, хотя читается – Азия.
Почему мы думаем, что древние казахи не бывали нигде, кроме Центральной Азии? Кочевник в прошедшие тысячелетия всю землю обошел. Наверняка его имя писалось и латинским шрифтом, и греческим, и иероглифами.
Балкан, Балкан, Балкан-тау,
Мен де онда болган тау
(Балканские, Балканские, Балканские горы,
И я там бывал).
Эту народную присказку казахи сочинили не в 1945 году.
Народная этимология особенно активно поработала над другой формой этнонима казак, разложив его на два слова: каз ак – «гусь белый», то есть «лебедь». Гуся и лебедя народ тогда и возвел в ранг священных птиц-тотемов. Все гусино-лебединое приближено к идеалу красоты. Великого оратора называют «Каз дауысты Казыбек» – «гусиноголосый Казбек». Если хотят описать красавицу с гибкой шеей, скажут «каз мойынды» – «с шеей, подобной гусиной». Я уверен, что и ходить вперевалку, как гусь, для хана или бая считалось престижным.
Византийцы называли кипчаков «куман» (Словарь кипчакский – «Кодекс куманикус» XI век)6. Возможно, связано с ку – «лебедь» (каз.). В русских народных сказках и в «Слове о полку Игореве» гуси-лебеди олицетворяют злую силу. Наследие эпохи Ига?
Все это придется изучать, рассматривая значения образов, произведенных народной этимологией, при анализе терминов, бывших нашими этнонимами в прошлом.
(продолжение следует)
г. Париж
___________________________________________________________________________
1Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов» (конец XIX – начало XX в.) ),- Алма-Ата «Издательство «Наука» Казахской ССР», 1968, 255 с. (от редактора).
2В «1001 слове» в главе «О цифрах» будет излагаться версия происхождения знаков числительных (шумерских, китайских, арабских и др.), мы поговорим и о тюркских цифрах. Несколько древнейших обнаруживаются в числе казахских родовых знаков.
3В этимологическом словаре «1001 слово» приводятся этим словам буквальные соответствия из шумерского языка.
4Случайно ли, что в Евразии рядом возникают два государства с тройственной структурой – Великий, Средний, Малый жузы и Великая, Белая и Малая Русь?
5В 50-х годах, еще при жизни Сталина, «Грузия-фильм» выпустила интересную картину «Мамелюки». Обо всей этой истории, но с поправкой: вместо кипчаков на египетском троне оказались грузины.
6Возможно, «тюркское чередование» – б/м позволяет сблизить куман и Кубань как название территории, когда-то населенной племенами куман (кубан).
Олжас СУЛЕЙМЕНОВ
25.10.2013
Продолжение. Начало в №41
Источник — camonitor.com