АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Оптимизируя государственные услуги

скачанные файлы (6)Асхат Кузеков, депутат Сената Парламента РК, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Совершенствование системы государственных услуг в электронном формате и обеспечение к ним свободного доступа граждан стали важнейшими стратегическими задачами, поставленными Главой государства. О том, как выполняются эти поручения на законодательном уровне, об автоматизации госуслуг и преимуществах «мобильного правительства» рассказывает депутат Сената Парламента РК, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Асхат КУЗЕКОВ.

– Асхат Сайпиевич, сегодня все шире становится область предоставления государством услуг в электронном виде. Следовательно, все больше нормативных документов, закрепляющих их законодательно. Не так давно вы рассматривали очередной законопроект, касающийся автоматизации государственных услуг. Скажите, пожалуйста, что нового он предусматривает?

– Законопроект по оптимизации и автоматизации госуслуг в социально-трудовой сфере стал еще одним реальным шагом вперед во взаимоотношениях государства и общества. Теперь через портал «электронного правительства» можно подать необходимые документы для оформления государственной базовой пенсионной выплаты и государственных социальных пособий по возрасту, социальных выплат по потере работы и по уходу за ребенком. Единая информационная система Правительства позволит сократить количество требуемых документов и сроки оказания государственных услуг. К примеру, для оформления базовой пенсии гражданам вместо пяти документов потребуется предъявить только один – удостоверение личности, а срок получения услуги сократится от семи дней до получаса.

– А как часто принимаются такие законопроекты? И нельзя ли как-то объединить все необходимые нормы в одном документе?

– Видите ли, все жизненные ситуации в одном нормативном документе невозможно предусмотреть. Закон, принятый сегодня, через время уже требует корректировки, дополнений, внесения изменений, ведь принимается он на основе реалий сегодняшнего дня. Например, первый закон, ставший основой для внедрения автоматизированных электронных государственных услуг в республике, – «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» – был принят в 2003 году. За это время произошли колоссальные изменения в информационно-технологическом обеспечении. И каждый новый этап в реализации этого закона находил законодательное закрепление в виде внесения дополнений, изменений. Через год была утверждена программа формирования «электронного правительства» на 2005–2007 годы. Затем, в 2007 году, был принят Закон «Об информатизации», который дал большой импульс дальнейшему процессу перевода госуслуг в электронный формат.

– Если говорить о «росте» «электронного правительства», то как вы оценили бы его нынешнее состояние? 

– В целом реализация данной программы проводилась поэтапно. Сегодня можно говорить об успешном прохождении самых сложных – информационного, интерактивного, транзакционного – уровней с выстраиванием системы электронного документооборота, созданием баз данных физических лиц, юридических лиц и многим другим. Преодолели мы и четвертый этап, трансформационный, связанный с созданием комплексных, композитных электронных услуг.

В качестве примера можно привести государственную услугу «Рождение ребенка», которая используется для получения свидетельства о рождении ребенка, оформления пособия по уходу за ребенком и постановки малыша в очередь на детский сад. Сейчас мы можем говорить о новом этапе развития – переходе к «мобильному правительству» – который еще больше упростит взаимодействие гражданина и государства. Когда можно с помощью мобильного телефона, отправив SMS, получить информацию о налогах, штрафах, другие госуслуги. Одной из особенностей данного этапа можно назвать трансформацию электронной подписи, ее внедрение в SIM-карту.

– Все это, конечно, хорошо, однако возникают и вопросы безопасности базы личных данных, той же электронной подписи… 

– По этому поводу могу сказать, что реализация «мобильного правительства» строится по принципу уже созданного портала «электронного правительства». Данные пользователя находятся в его Личном кабинете, а получать услуги он сможет только при наличии электронной цифровой подписи. Считаю, что и в целом безопасность электронных данных и, в частности, цифровой подписи обеспечивается высоким уровнем защиты. При этом электронную подпись рекомендуется ежегодно менять, чтобы защитить ее от возможности взлома и использования другими. Чем дольше срок действия подписи, тем больше риски.

– По вашему мнению, насколько эффективно «электронное правительство», оправдало ли оно вложенные в его реализацию затраты?

– Об эффективности и том, что мы последовательно достигаем все новые уровни во взаимоотношениях государства и общества, гласят также итоги рейтинга ООН по индексу развития e-gov. К примеру, в 2012 году в этом рейтинге наша страна находилась на 38-м месте. К 2014 году мы поднялись на 10 пунктов и вышли на 28-е. В прошлом году мы приняли Закон о ратификации Соглашения между Правительством РК и ООН «О целевом фонде технического сотрудничества», в рамках которого с 6 по 8 октября в Астане прошел III Глобальный форум по «электронному правительству».

Напомню, что предыдущие два прошли в Южной Корее, лидирующей в развитии «электронного правительства». Достижения в области информационных технологий и «электронного правительства» позволили и нашей стране проводить такие крупные авторитетные мероприятия. К моменту его открытия мы уже могли предоставлять порядка 700 услуг, в том числе по лицензированию. Кстати, получение лицензии очень важный проект «е-правительства», уже доказавший эффективность как в плане привлечения инвестиций, так и в борьбе с коррупцией, поскольку полностью исключает контакт предпринимателей с чиновником. На сегодняшний день автоматизировано 86 видов лицензий и 435 разрешительных документов. Портал «е-лицензирования» ежедневно посещает более 5 000 человек.

– А отношение к процессу автоматизации со стороны госорганов и населения изменилось за это время? Раньше ведь с этим было очень тяжело, многим было удобно работать по старинке…

– Конечно, изменилось. Как и любое другое начинание, внедрение автоматизации, в том числе электронной подписи, поначалу сталкивалось с определенным сопротивлением и непониманием. И тому было немало субъективных причин. Например, раньше, чтобы получить государственную услугу, человеку приходилось обивать пороги не одного кабинета, идти на поклон к чиновникам. А они зачастую действовали по своему усмотрению, не спешили с приемом и оформлением документов. Но сегодня подобный подход, к счастью, уже во многом изжит, и мы можем уверенно сказать, что «электронное правительство» в нашей стране работает, и очень успешно, а пользователей услуг с каждым годом становится все больше.

– И все же далеко не в каждом селе, особенно отдаленном, есть Интернет, да и умеют им пользоваться тоже не все…

– Сегодня доступ к Интернету имеет более половины сельских жителей. Другое дело, скорости там не такие, как в городах, и не каждый может подключиться ввиду разных финансовых возможностей. Поэтому одним из вариантов решения данного вопроса могло бы стать создание в сельских населенных пунктах центров общественного доступа. Возможно, они будут организованы на базе школ или акиматов, или в отделениях Казпочты. В городах такие пункты действуют, к примеру, при интернет-кафе. Делать это необходимо, поскольку без роста числа пользователей невозможно достичь ожидаемого эффекта от новой системы оказания государственных услуг. В этом плане проведенная в свое время Программа снижения информационного неравенства помогла значительно повысить уровень компьютерной грамотности населения. Здесь важна как мотивация, так и осознание людьми широких возможностей, а главное – удобства «виртуального правительства».

– После принятия тех или иных законодательных норм как вы затем следите за их реализацией на практике? 

– Мы поддерживаем тесную связь с депутатами маслихата, населением тех регионов, из которых были выбраны в Сенат. И хочу отметить, что на таких встречах четко прослеживается тесная взаимосвязь степени развития информационных технологий с настроением общества. Отдельно хотел бы сказать и о центрах обслуживания населения, по работе которых часто судят об уровне развития и социального обеспечения населения страны. В прошлом году мы с коллегами посетили такие учреждения в Астане, и нас порадовали уровень обслуживания, порядок, отсутствие очередей. Это показатель того, что законы об электронном документообороте, об информатизации и другие в стране работают, и очень эффективно. Большие удобства созданы и в спецЦОНах – для автолюбителей, которые у нас есть практически в каждой семье.

– Вы сами пользуетесь услугами «электронного правительства»?

– Разумеется. Думаю, все сенаторы сдают ежегодные декларации о доходах в электронном виде, и мы находим этот способ очень удобным. Чем раньше приступаешь к сдаче, тем выше вероятность сделать это за считанные минуты. Кроме того, сейчас я также оплачиваю коммунальные услуги на портале e-gov.

– Как специалист, проработавший 40 лет в сфере телекоммуникаций, скажите, пожалуйста, как оцениваете сегодня развитие Интернета в стране. Есть нарекания и по его скорости, и по качеству. А ведь этот фактор – один из основных для роста пользователей «электронного правительства»…

– И как специалист, и как пользователь я могу сказать, что Интернет, как и все технологии, развивается бурными темпами. К примеру, если лет 10 назад в сельских районах на встречах ставились острые вопросы телефонизации квартир, то сегодня характер просьб изменился в сторону обеспечения высокоскоростным Интернетом, в том числе 3G и 4G, технологии EVDO и другие. Конечно, на селе сегодня не такие скорости, как в городах. Однако в этом направлении профильный Комитет по связи и информации проводит большую работу. Недавно прошел в Астане форум по ликвидации электронного неравенства, где говорилось о том, что делается национальными операторами связи, чтобы все электронные услуги в полной мере получали и сельчане. Знаю, что в следующем году планируется запустить проект по обеспечению сельских населенных пунктов скоростным Интернетом. В планах также обеспечить Интернетом на скорости 10 мбит/с более 3 млн. сельчан. Это очень большой проект, очень важный для страны.

Автор: Беседовала Гуляим ТУЛЕШЕВА
http://www.kazpravda.kz/