В России деятельность некоммерческих организации регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Данный Федеральный закон устанавливает, что некоммерческая организация (далее — НКО) — это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Создается для оказания услуг в социальной, благотворительной, культурной, образовательной областях, а также для защиты прав граждан и организаций, оказания юридической помощи и др. НКО обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью, только если она направлена на достижение целей организации.
По вопросам финансирования, на современном этапе в Россиинаблюдаетсясущественное снижение источников финансирования по сравнению с 1990-ми годами и даже началом 2000-х годов, связанное, прежде всего, с постепенным уходом из России иностранных фондов. Одной из причин этого ухода являются естественные ожидания иностранных доноров появления доноров отечественных по мере восстановления и развития экономики новой России.
Следует отметить, что в вопросах финансирования на муниципальном уровне развивается опыт муниципальных грантов и опыт социального заказа. С 2006 г. из федерального бюджета выделяют средства на поддержку проектов российских некоммерческих организации.
Также в 2010 году введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций, ведутся реестры таких организаций. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
НКО создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» и действуют на основании соответствующих учредительных документов[1]. В учредительных документах НКО должны определяться, согласно ст. 14 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», наименование НКО, содержащее указание на характер её деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения НКО, порядок управления, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, а также иные положения, предусмотренные законодательством.
К важным вопросам функционирования НКО как юридического лица относятся виды деятельности НКО и правовой режим имущества НКО. Эти аспекты урегулированы ст. 24-26 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях»[2]. В целом, НКО обладают так называемой «специальной» правоспособностью, они не вправе заниматься, образно говоря, «чем угодно», а только теми видами деятельности, которые определены уставом.
По закону, НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для обеспечения достижения своих некоммерческих целей. Как гласит закон, такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
НКО вправе иметь в собственности любое имущество, находящееся в гражданском обороте, источником которого могут являться любые не запрещённые законом поступления. Полученная НКО прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) НКО.
Административная правосубъектность НКО включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с органами государственной власти. Основы правосубъектности НКО в административно-правовой области определяются содержащимися в законодательных и нормативных актах требованиями, относящимися к процессу создания, регистрации и деятельности этих организаций, включая установление круга правоотношений, регулирование которых в уставах НКО является обязательным. Согласно закону, для осуществления целей и задач, определенных в уставах, программных документах, иных актах, НКО свободно распространяют информацию о своих целях и деятельности, а общественные объединения, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, участвуют в формировании органов государственной власти, а также в выработке их решений и осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Касаясь внутренних управленческих отношений НКО, следует отметить, что они регулируются преимущественно корпоративными нормами. Уровень юридической техники и степень проработанности таких норм оказывают серьезное влияние, как на правовое положение участников НКО, так и на правовой статус организации в целом. Не случайно ст. 28 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени НКО «устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации»[3]. Вопросы формирования и законодательные требования к высшему органу НКО сформулированы в ст. 29 названного закона[4]. Практика показывает, что нередко небрежность в подготовке и принятии локальных нормативных актов, внутренних документов, соглашений и т. д. влечет негативные правовые последствия для организации, частую смену руководства, приводит к имущественному ущербу и даже к судебной ответственности НКО.
Как следует из закона «О некоммерческих организациях» иностранные НПО в России пользуются режимом, отличным от национального. Иностранная НПО определяется как «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы»[5].
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России, имеют право быть учредителями и участниками НПО. Однако учредителями НПО не могут являться иностранные граждане, подозреваемые в экстремистской деятельности или в легализации доходов, полученных преступным путем и т.д[6].
Порядок регистрации — разрешительный. Предусмотрено взимание государственной пошлины.
Для регистрации иностранной НПО требуются:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
— учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
— решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов в двух экземплярах;
— сведения об учредителях в двух экземплярах;
— документ об уплате государственной пошлины;
— адрес постоянно действующего органа НПО;
— при использовании в наименовании некоммерческой организации символики, защищенной законами об охране интеллектуальной собственности, документов, подтверждающих правомочия на их использование;
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения.
По состоянию на октябрь 2014 г. по данным Министерства юстиции РФ, в России зарегистрировано более 433 тыс. некоммерческих организаций.
ОФ «Экспертно-проектное Бюро
общественно-политических процессов»
По материалам обзорного доклада
[1] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // httр.//www.consultant.ru/popular/nekomerz — 20.10.2014.
[2] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // httр.//www.consultant.ru/popular/nekomerz — 20.10.2014.
[3] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // httр.//www.consultant.ru/popular/nekomerz — 20.10.2014.
[4] Там же
[5] Там же
[6] Гвоздева О.М. Проблемы развития некоммерческих организаций России.// Гражданское общество в России и за рубежом. № 4. 2013.С. -15.