АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Отчет по практике: Налогового комитета по г. Шымкент

План:

Введение

  1. Основные этапы становления и развития национальной налоговой системы Республики Казахстан 
  2. Деятельность Налогового комитета по г. Шымкент

2.1 Структура налогового комитета по г. Шымкент

2.2 Показатели, характеризующие деятельность налогового комитета по г. Шымкент

  1. Налоговые проверки.
  2. Практика применения законодательства.

4.1 Проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (корпоративный подоходный налог)

4.2 Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет подоходного налога у источника выплаты (индивидуальный подоходный налог)

4.3 Проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость

4.4. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в  бюджет земельного налога с юридических лиц

 4.5. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в  бюджет налога на имущество с юридических лиц

4.6 Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на транспортные средства.

4.7 Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет социального налога.

4.8 Акцизы

Заключение

 

 

Введение

 

Право облагать налогом… — это не только право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

 

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношении, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов).

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в установленных размерах и в определенные сроки в соответствии с действующим  налоговым законодательством и другими нормативными актами.

С начала 1990 года по настоящее время в бюджетно-финансовом, хозяйственном и налоговом законодательстве Республики Казахстан произошли радикальные изменения, равнозначные появлению новой системы налогообложения.

Отмена многих ранее действовавших и появление большого количества вновь принятых законодательных и подзаконных актов, в том числе принципиально новых, их недостаточная систематизация, наличие многочисленных дополнений, изменений и налоговых льгот, наконец, острый дефицит нормативной литературы создают значительные трудности как для налогоплательщиков, так и для работников налоговых  инспекций.

С момента выхода Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235  было внесено большое количество изменений и дополнений.

Согласно новому  Налоговому Кодексу внесение  любых изменений и дополнений, связанный  с пересмотром  структуры  налогов и других  обязательных платежей в бюджет, а также ставок , предполагается  ограничить  одним  разом в год с января следующего года.  

Все эти введения изменений в Налоговый Кодекс должны быть направлены  на придание ясности и снятия существующих неточностей и запутанности в налоговой системе. 

В настоящее время по мере постепенного превращения налогового регулирования в один из основных методов государственного воздействия на экономику, возникновения и быстрого развития новых рыночных структур, широкого вовлечения населения в предпринимательскую деятельность в самых разнообразных ее формах и видах, встает проблема правильного толкования и применения действующего налогового законодательства.

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы становления и развития национальной налоговой системы Республики Казахстан 

 

   Переход на рыночные отношения, начавшийся в восьмидесятые годы с появлением первых элементов смешанной экономики, сопро­вождался коренными преобразованиями во всех сферах и отраслях экономики, в том числе в системе налогообложения, Трансформация налоговой системы за период становления рыночной экономики в стране осуществлялась в трех направлениях: были введены прямые налоги и косвенные и создавалась система дополнительных сборов и платежей в различные фонды.

   Происходящая переориентация в экономических отношениях при­вела к переходу с преимущественно административных норм пере­распределения стоимости к налогам. В этой ситуации возросла значимость налогового менеджмента, от которого зависит как финансовая устойчивость производственной и коммерческой деятельнос­ти субъектов экономики, так и благополучие государства. Вместе с тем отсутствие четких базовых принципов привело к появлению мно­гочисленных налогов и сборов, введение которых сопровождалось законодательными актами, что вело к путанице и противоречивости налоговой системы и обусловило введение с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», что по сути стало той наработкой, с которой осталась Республика Ка­захстан, как и другие страны СНГ, для создания собственной нало­говой системы.

   Разрыв хозяйственных связей, которым сопровождался процесс распада единой страны, повлек за собой: спад производства на всех предприятиях республики, имеющих преимущественно сырьевую на­правленность производственно-хозяйственной деятельности; увели­чивающееся количество убыточных, обанкротившихся и останавли­вающихся предприятий; галопирующую инфляцию. Это стало объек­тивными причинами смещения приоритетов в целевых установках социально-экономического развития республики, оказавшими реша­ющее значение на формирование собственной налоговой системы. Республика встала перед проблемой формирования многообразия форм собственности, разделения имущественных прав и от­ветственности между предприятиями и гражданами, субъектами экономики и государством, создания стабильной, поступательно раз­вивающейся и социально ориентированной экономики. Решение этих проблем становится кардинальным условиям формирования налого­вой системы Казахстана. Эти проблемы усугублялись субъективны­ми причинами, а именно: отсутствием какого-либо опыта самостоя­тельной разработки национальной налоговой системы, функциони­рующей в условиях рынка, и соответствующих квалифицированных кадров, способных решить теоретико-методические и практические задачи системы налогообложения и организации потоков движения средств от субъектов экономики в казну государства. Решение этой проблемы связано со стратегией налогового менеджмента, предпо­лагающей выбор и обоснование налоговой политики государства, отражающей цель и степень государственного вмешательства в эко­номику. Соответственно сложившейся ситуации стратегической це­лью налоговой системы становится максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения. Для достижения этой цели необходимо:

— определение источников средств;

— расширение налогооблагаемой базы;

— разработка программ вложения и использования бюджетных средств.

В рамках первого направления определяются источники средств, показывающие, откуда и в каком размере брать средства и какова должна быть оптимальная структура источников. Второе и третье на­правления также взаимосвязаны между собой и зависят от развития

производственных отношений. Масштабность задач обусловливает необходимость поэтапного эволюционного развития национальной налоговой системы. Выделение этапов в становлении и развитии на­логовой системы целесообразно увязать с изменениями экономичес­кой политики государства при переходе от одной модели рыночных* преобразований к другой. Исходя из критерия первичности произ­водственно-экономических отношений, по нашему мнению, в Казах-» стане можно выделить следующие этапы (табл.1) становления и раз­вития национальной налоговой системы:

Первый этап (1991- 1994гг.) характеризуется созданием националь­ной налоговой системы путем использования различных инструмен­тов, в частности, таких как определенные виды налогов и их элемен­ты для накопления государственного бюджета и предотвращения ин­фляции. Основные статьи Закона «О налогах» от 25 декабря 1991 г. были направлены на упорядочение налогов, снижение инфляции, ко­торая достигала более 2002% в год и достижение макроэкономичес­кой стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения внутренних и внешних условий ориентированы на приори­тетность решения преимущественно краткосрочных целей.

Второй этап (1995- 1998гг.) становления и развития национальной налоговой системы характеризуется достижением макроэкономичес­кой стабилизации, созданием благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, веду­щей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возмож­ности решения социальных проблем. Макроэкономическая стабили­зация стимулирует развитие производственно-коммерческой дея­тельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться), и средствами, которые перераспределяются через на­логовый и бюджетный механизмы и позволяют ориентироваться на среднесрочные цели.

Третий этап (1999-2003 гг.) связан с началом экономического ро­ста, который характеризуется увеличением таких макроэкономичес­ких показателей, как валовой внутренний продукт, валовой нацио­нальный продукт и валовой национальный доход. В этот период на­чинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущий к увеличению поступлений в виде налогов в государствен­ный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необ­ходимость перехода на новые принципы организации налогового ре­гулирования и формирования государственного бюджета.

Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., свя­зан с введением подготовленного проекта нового Налогового кодек­са, имеющего следующие черты:

— ясное и непротиворечивое экономическое определение и юри­дическое оформление социально-экономических проблем и налого­вых инструментов для их решения;

— четкое представление источников бюджетных средств и их использования;

— определение направления и оценка эффективности финансиро­вания социально-экономических программ;

— организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;

— растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.

При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функциониро­вания системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система будет способствовать ста­бильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1  Основные этапы становления и развития национальной налоговой системы Казахстана 

 

Периодиза-ция

Цель этапа становления и развития национальной налоговой системы

Стратегия и тактика управления налоговыми отношениями

Уровень централизации

Достигнутые социально-экономические результаты

Первый этап

1991-1994гг.

Создание национальной налоговой системы, упорядочивающей элементы хаотичности в экономике и налоговых отношениях и ориентирующей на формирование доходной части государственного бюджета  

Ориентация на решение текущих и краткосрочных задач

Низкий

Создана национальная налоговая система, не лишенная противоречий и элементов хаотичности. Сжимание налогооблагаемой базы.

Второй этап

1995-1998 гг.

Достижение макроэкономической стабилизации и максимизации доходной части бюджета путем стимулирования предприятий, имеющих наиболее высокой потенциал и конкурентоспособность

Решение кратко-среднесрочных задач. Ориентация на среднесрочные задачи

Средний

Достижение макроэкономической стабилизации, ставшей основой для экономического роста.

Прекращение сужения налогооблагаемой базы

 

 

Третий этап

1999-2003 гг.

Достижение экономического роста связано с переходом на новые принципы организации налогового регулирования, учитывающие правила функционирования мировой налоговой практики, и увеличение доходной части государственного бюджета

Решение среднесрочных задач и ориентация на долгосрочные цели, сформированные в стратегии «Казахстан-2030»

Высокий

Начало экономического роста.

 

Стабилизация и начало расширения налогооблагаемой базы

Четвертый этап начинается с 2002г.

Максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения с целью расширения финансирования социально-экономических программ

Решение средне- и долгосрочных задач. Ориентация преимущественно на решение стратегических задач

Высокий

Стабилизация экономического роста позволит балансировать интересы государства и налогоплательщиков

  1. Деятельность Налогового комитета по г. Шымкент

 

2.1 Структура налогового комитета по г. Шымкент

 

В практике работы юридические лица допускают несвоевременную оплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на счетах в банках и  иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в  бюджет, уклонения от их уплаты и т.п.

Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты занимается специальный аппарат – налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственностью.

Штат налоговых работников в Южно-Казахстанской области составляет _____ человек.  Налоговые комитеты в Южно-Казахстанской области организованы по территориальному признаку. Так в ЮКО насчитывается ____районных , ____городских комитетов, которые административно подчиняются  Областному Налоговому комитету.  Во главе районного налогового комитета стоит начальник районного налогового комитета, а в городских – начальник городского налогового комитета.

 

Функции налоговых инспекторов

 
   

 

 

 

Учет и регистрация  налогоплательщиков

 

Прием налоговой отчетности и начисление платежей

Поведение проверок правильности уплаты налогов

Контроль за поступлением  платежей

Формирование отчетности в областной налоговый комитет

Экономический анализ деятельности налоговых комитетов

Организация работы вспомогательных  служб

 Схема 1

В момент своего создания в 1990 г. налоговая служба практически не имела кадрового обеспечения. Ни одно учебное заведение не готовило специалистов для налоговой службы. Однако переход экономики к рыночным отношениям коренным образом изменил само понятие государственных доходов, принципы и методы их формирования.

В 1990 году произошел первый набор сотрудников в налоговую службу.

На сегодня структура налоговой службы представляет собой следующую схему.

 

СТРУКТУРА

Налогового комитета по г. Шымкент

По ЮКО МГД РК

(общая численность 269 единиц)

 

 

Председатель (1)

 

 

 

       
   
     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего: Председатель:            1

                           Заместитель председателя:    3

           Начальники отделов:           12  

 

Схема 2

 

 

 

  • Отдел аудита занимается проверкой хозяйственной деятельности
  • юридических и физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Отдел по работе с налогоплательщиками занимается приемом отчетов, декларации.
  • Отдел налогообложения физических лиц занимается сбором земельного,
  • имущественного, транспортного налога с населения, выдачей патентов на предпринимательскую деятельность прием декларации по земельному и имущественному налогов. А также выдает справки по неимению задолженностей для получения кредита или детских пособий, субсидий.
  • Одел взимания вставляет распоряжения в банки о долгах предприятий перед бюджетом, при поступлении денег на счет предприятия должника долг автоматически взимается в бюджет.
  • Отдел налоговой регистрации присваивает РНН юридическим и физическим лицам, принимает декларации госслужащих.
  • Отдел косвенных налогов проводит сбор по НДС и акцизам.
  • Юридический отдел рассматривает дела юридических и физических лиц.
  • Планово экономический отдел занимается бухгалтерией, начисляет зарплату, выдает протоколы.
  • Отдел по работе с налогоплательщиками юридических лиц осуществляет прием налоговой отчетности: ежемесячный подоходный налог с физических лиц и расчетная ведомость приложение 15 по НПФ, подоходный налог с юридических лиц (ежеквартально).

 

В настоящее время налоговая служба входит, во первых, в систему Министерства финансов РК, во вторых, организационно размежевана на систему Налогового комитета Министерства финансов и систему Департамента налоговой полиции этого же Министерства.

Министр финансов РК осуществляет общее руководство органами налоговой службы, кроме оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Органы налоговой службы содержатся за счет средств республиканского бюджета.  Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не входят в местные исполнительные органы.

Система налогового комитета включает в себя налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.

Налоговый комитет возглавляет Председатель, который назначается на должность правительством РК.

Работники областных и районных налоговых комитетов назначаются на должность председателем областного налогового комитета.

Таким образом, система Налогового комитета характеризуется жесткой вертикальной подчиненностью.

Структура и штатная численность Налогового комитета, а также численность его территориальных органов утверждается Министром финансов Республики Казахстан.

Налоговый комитет Министерства финансов  РК и его территориальные  органы являются юридическими лицами, имеют счета в банках, печати и бланки с изображением Государственного герба РК со своим наименованием на казахском и русском языках.

Основными задачами Налогового  комитета в сфере  его деятельности являются:

— Обеспечение полного   и своевременного поступления налогов  и обязательных  платежей в государственный бюджет, а также обязательных взносов и отчислении в фонды государственного и социального страхования, содействия занятости, обязательного медицинского страхования, в Государственный центр по выплате пенсии, накопительные пенсионные фонды;

  • Участие в разработке проектов законов, договоров по вопросам

налогообложения с другими государствами;

  • Обеспечение исполнения налогового законодательства, изучение его

эффективности, разъяснение налогоплательщика их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства и нормативно-правовых актов по налогообложению.

В соответствии с возложенными задачами Комитет выполняет следующие основные функции:

  • Осуществляет контроль за обеспечением правильного

законодательного исчисления, полного и своевременного внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также обязательных взносов и отчислении в фонды государственного и социального страхования, содействия занятости, обязательного медицинского страхования, в Государственный центр по выплате пенсии, накопительные пенсионные фонды; осуществляет проверки заявлении, сообщении другой информации о нарушениях законодательства; проводит среди налогоплательщиков разъяснительную работу по применению налогового законодательства; проводит анализ и оценку нарушении налогового законодательства и вносит соответствующие предложения по установлению причин и условии, способствующих налоговым нарушениям и преступлениям; получает, обобщает и анализирует отчеты о поступлении налогов, а также ведет учет начисленных и уплаченных налогов в бюджет.

  • Проводит  проверки организации работы территориальных налоговых

органов по сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательных взносов и отчислении в различные фонды;

  • Принимают меры к устранению выявленных недостатков и

нарушений по результатам проверок;

  • Заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений

Налогового комитета и руководителей территориальных налоговых органов;

  • Оказывает методическую и практическую помощь территориальным

налоговым органам;

  • Изучает и внедряет опыт работы налоговых органов;
  • Проводит мероприятия по повышению квалификации кадров, изучает

опыт организации налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому применению и деятельности налоговых органов РК;

  • Реализует межгосударственные соглашения по вопросам

налогообложения в пределах своей компетенции;

  • Разрабатывает и утверждает в установленном порядке методические и

инструктивные  материалы, готовит разъяснения по применению налогового законодательства;

  • Осуществляет меры по созданию информационных систем и других

средств автоматизации и компьютеризации налоговых органов.

Для реализации  возложенных на него задач и функции налоговый комитет  пользуется правами, предоставленными ему Указом  о  налогах, в пределах его компетенции.

Права Председателя Налогового комитета:

  • Организация и осуществление руководства работой Налогового

Комитета и его территориальных органов, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Налоговый комитет задач и осуществление им своих функции;

  • Определение обязанности и степень ответственности заместителя и

руководителей структурных подразделений Налогового комитета.

 

 

 

 

 

 

2.2 Показатели, характеризующие деятельность налогового комитета по г. Шымкент

 

Общая численность Налогового комитета по г.Шымкент по ЮКО МГД РК составляет 269 единиц.

Налоговый комитет возглавляет Председатель.

Заместители  председателя – 3 человека

В отделе аудита – 44

В отделе налоговой регистрации – 5

В отделе информационного обеспечения – 40

В отделе взимания – 21

В отделе косвенных налогов – 11

В отделе планово-экономических работ – 7

В отделе организации кадров – 16

В отделе непроизводственных платежей – 17

В отделе налогообложения физических лиц – 47

В отделе внедрения ИС – 4

В юридическом отделе – 5

В отдел по работе с налогоплательщиками — 48

Смета расходов (далее смета) является основным документом, определяющий объем, целевое направление и помесячное распределение средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов на содержание государственных учреждений и выполнение конкретных бюджетных программ.

Смета составляется по каждой бюджетной программе. Расходование средств республиканского и местных бюджетов без утвержденной в установленном порядке сметы не допускается. Смета может быть сводной и индивидуальной.

При составлении сметы Налоговый комитет руководствуется:

  • экономической классификацией РК структурной специфики

экономической классификации бюджетных программ;

  • нормативными правовыми актами, предусматривающими порядок

финансирования бюджетных программ.

Налоговая система является важнейшей структурой любого государства, которая состоит из определенных видов налогов и обязательных платежей, установленных в соответствии с Законом «О налоговой системе». На основе  этого Закона налогоплательщики исчисляют и вносят платежи в установленный срок в бюджет. При этом налоговая инспекция играет неотъемлемую роль по исчислению этих налогов и платежей вносимых налогоплательщиками.

Структура каждого налогового комитета состоит из таких отделов как:

  • отдел по работе с налогоплательщиками;
  • отдел информационного обеспечения;
  • отдел налогового аудита;
  • отдел принудительного взимания;

Каждый отдел налогового комитета выполняет свои обязанности в

соответствии с инструкцией налоговых органов.

Главная обязанность отдела по работе с налогоплательщиками состоит в том, чтобы инспектора вели учет по поступлению всех документов с декларацией, справок об финансовых платежах, расчетах и др. документации начисленной суммы налогов.

Отдел информационного обеспечения осуществляет прием всех платежей в бюджет для внесения их потом в книгу учета.

Отдел налогового аудита занимается проверкой всей финансовой и бухгалтерской  отчетности любого предприятия  для выявления какого либо несоответствия с данными налогового органа.

Отдел принудительного взимания налогов занимается с предприятиями которые не производят оплату в срок и зачисляет и в список неплательщиков по начислению пени и штрафных санкции.

Отдел по работе с налогоплательщиками юридическими лицами.

Этот отдел по своей структуре содержит следующие секторы:

  1. сектор налоговой регистрации и массово-разъяснительной работы;
  2. сектор приема декларации и расчетов налогоплательщиков;
  3. сектор рассмотрения налогов и рассмотрении.

Основными функциональными обязанностями отдела являются:

  • прием декларации и других форм отчетности налогоплательщиков;
  • доведение до населения принятия в требованиях к подаваемым налоговым документам;
  • осуществляет регистрацию тематических программ по информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками;
  • проведение в области семинаров совещании, обучение работников налоговых органов района с целью доведения до налогоплательщиков до основ налогового законодательства;
  • рассмотрение жалоб, претензий и ответы на письма налогоплательщиков.

Если рассматривать структуру налогового комитета, то можно выделить

такие отделы, как отдел  налогового и неналогового аудита.

По структуре содержит следующие сектора:

  1. сектор налогового аудита юридических лиц;
  2. сектор налогового аудита физических лиц;
  3. сектор налогового аудита.

Основные обязанности отдела:

  —  регистрация методики и политики центра по проведению проверок;

  • осуществляет план проверок, получаемый вышестоящего органа, в том числе и проверок крупных налогоплательщиков;
  • обеспечение правильности и своевременности текущей отчетности.

Отдел взимания

По структуре содержит следующие секторы:

  1. Сектор работы с незарегистрированными предприятиями и не

подавшими декларацию налогоплательщиками;

  1. Сектор взимания.

Основные функциональные обязанности отдела:

  • реализация политики взимания по всем видам налогов и других финансовых обязательств перед государством;
  • выявление незарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности и уплата им начисленного налога;
  • выявление налогоплательщиков, не подающих декларации, обеспечение и подача ими декларация;
  • выяснение недоимки;
  • обеспечение правильности и своевременности текущей отчетности;
  • аккумулирование информации по вопросам взимания и представления ее вышестоящему подразделению.

Отдел информационного обеспечения

По структуре содержит следующие сектора:

  1. Сектор обработки информации и сопровождение информационных систем;
  2. Сектор учета.

Основными функциональными обязанностями являются:

  • реализация установок областного налогового органа по внедрению ИТ с проведением соответствующего обучения персонала;
  • ввод форм декларации. Регистрационных норм отчетности;
  • обеспечение оперативной обработки, учет поступлении налогов и других финансовых обязательств перед государством;
  • сопровождение информационных систем налоговой службы.

Административно-хозяйственный отдел

Основными функциональными обязанностями являются:

  • осуществление установок областного аппарата по организации и координации работы районной налоговой службы;
  • обеспечение административно-хозяйственной деятельности налогового комитета;
  • подготовка справок отчетов, докладов и информации направленной в местные организации.

Подробнее остановимся на функциональных обязанностях работников

отдела по работе с юридическими лицами.

Сектор налоговой регистрации и массово-разъяснительной работы.

Работники этого сектора выполняют следующие функции:

  • дают разъяснения налогоплательщикам по перечню документов,

необходимых для регистрации вновь созданного хозяйственного субъекта физических лиц, перерегистрации и срока их представления для регистрации в налоговых органах, дают разъяснения по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, сроках их уплаты и представления отчетности  и предоставление отчетности с вручением приложении;

  • проверяют при предоставлении налогоплательщиком документы

для регистрации и перерегистрации, полноту их представления согласно утвержденного перечня,  а также правильности их оформления;

  • формируют юридическое и экономическое дело

налогоплательщиков в соответствии с утвержденной номенклатурой передают экономической дело в сектор по приему декларации и расчетов налогоплательщиков с отметкой в журнале;

  • контролируют соблюдение срока регистрации и поставки на учет и

при нарушении срока регистрации оформляют протокол об административном правонарушении и готовят проекты постановления;

  • выдают справку в кредитно-финансовые учреждения для открытия

счета;

  • составляют сведения в банках, нарушивших сроки соблюдения об

открытии счетов и направляют в отдел аудита для проведения проверки;

  • систематизируют юридические дела предприятии и обеспечивают

их сохранность;

  • предоставляют сведения по предоставлению операции по актам

налогоплательщиков в финансово-экономические учреждения, а при устранении нарушении выдают справки о возобновлении операции по счетам  налогоплательщиков, с обязательной пометкой в базе  данных налогоплательщиков отделом информационного обеспечения;

  • проводят 1 раз в год инвентаризацию юридических дел в секторе по

приему, обработке декларации экономических дел;

  • получают документы о ликвидации предприятии от органов

юстиции,  получают экономическое дело в «секторе по приему декларации и расчетов», проверяют полноту документов и передают дело в архив;

  • выдают налогоплательщикам подтверждение о постановке на учет;
  • проводят сверку с финансово-кредитными учреждениями по

составу не имеющих расчетных счетов налогоплательщиков с данными налоговых органов; 

  • участвуют в рейдовых проверках и дежурствах на рынках;
  • проводят массово-разъяснительную работу по курирующим

вопросам;

  • исполняют задачи вышестоящих налоговых органов;
  • осуществляют выдачу патентов, свидетельств;
  • регистрируют книги учета движения товаров, книги кассира-

операциониста, выдают паспорта на торговые точки.

Сектор по приему декларации и расчетов  налогоплательщиков

Работники сектора выполняют следующие действия:

  • осуществляют прием всех видов отчетности предусмотренных

законом от налогоплательщиков по всем видам платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

  • передают в отдел информационного обеспечения декларации и

расчеты, справки о финансовых платежах и другую документацию для проведения в лицевые счета налогоплательщиков;

  • подшивают в полученные от «сектора налоговой регистрации»

экономические  дела по каждому налогоплательщику, принятые расчеты, декларации, отчеты и другие экономические платы;

  • закрепляют за каждым видом налогов ответственного работника

данного сектора, который обобщает результаты принятия расчетов, деклараций;

  • готовят материалы для принятия мер административного

воздействия налогоплательщикам, нарушившим сроки представления отчетности – это есть составление протоколов, постановлений – выписывают предписания расходных операции по счетам.

Сектор  финансирования жалоб — разъяснении

Работники сектора выполняют следующие функции:

  • рассматривают и отвечают на письма налогоплательщиков;
  • принимает и рассматривает жалобы;
  • консультируют налогоплательщиков и т.п.

В отделе по работе с налогоплательщиками – юридическими лицами я

ознакомилась с отчетностью отдельных предпринимателей, которые в отдельном порядке представляют свои налоговые декларации и предварительные расчеты по платежам.

На каждое отдельное предприятие заводится дело, где хранится вся

отчетность за определенный год, а данные в самом предприятии то есть  все его реквизиты заносятся в компьютер и хранятся на электронном носителе информации.

Я подробнее ознакомилась со всей отчетностью ОАО «Химфарм» предоставленной в орган налогового комитета, а также производится анализ по правильности  населения и заполнение всех видов декларации и расчетов по платежам в бюджет.

На основании бухгалтерского баланса и отчетности о результатах

административно-хозяйственной деятельности и производила сверку о правильности заполнения декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за 2003г. В следствии этого было выяснено, что общий доход СТД составляет 87747 тыс. тенге, сумма произведенных вычетов 87715  тыс. тенге, следовательно налогооблагаемый доход равняется 2032 тыс. тенге. При объяснении этого доходы по 30% ставке,  то сумма подлежащая уплате составляет 610 тыс. тенге. По данным декларации видно, что были внесены финансовые платежи в размере  5284 тыс. тенге, подтверждения соответствия платежными документами, и это значит что предприятии чистая переплата в сумме 4647 тыс. тенге, материал на основании заявления налогоплательщика полежит возврату по решению налогового органа, либо зачету в счет других причитающих с платежами суммы налоговых платежей.

В рассмотрении декларации по НДС прилагается  в сферах 200 долларах США, видно, что общий оборот составляет 2407192 тыс. тенге, что составляет 84,89 % от общего оборота. Общая сумма относимая в зачет составляет 332960 тыс. тенге, а для определения  суммы  разрешенного в зачет необходимо общую сумму  относимую в зачет умножить на долю обычного оборота в процентном выражении. Для того чтобы узнать сумму НДС подлежащей уплате в бюджет, необходимо  проверить общую сумму начислений НДС за вычетом суммы разрешаемого зачета.

В ознакомлении с декларацией по земельному налогу, я проверила акт на землепользование на основании которого заполняется данная декларация, в которой непосредственно указывается площадь занимаемого земельного участка. Следовательно производственная площадь земельного участка. Следовательно производственная площадь ОАО «Химфарм» составляет 248419 м 2,  и  площадь общежития 310 м 2. Таким образом, при  исчислении земельного налога сумма платежа составляет 1852666 тенге и буде уплачиваться равными частями 29 февраля, 20 марта, 29 августа и 20 ноября.

Если рассмотреть по налогу на имущество  за 2003г. с приложением 22 и инструкцией 38, то по данным налогоплательщика на основании бухгалтерского баланса за прошедший год выявлена остаточная стоимость амортизационных отчислении на начало года в размере 26674807 тенге, а стоимость выбывших активов составила 481198 тыс. тенге. Из расчета декларации видно, что остаточная стоимость на конец года составила 267745942 тенге, на основании этих данных определяется среднегодовая остаточная стоимость амортизационных отчислении принимаемая при начислении налога, и следовательно сумма налога подлежащая внесению  в бюджет.

 

 

2.3 Проблемы деятельности налогового комитета

 

Исполнение исходной части бюджета на 1 января 2004 года по общему контингенту составило 16488 млн. неге или 1061 (при  плане 15500,8 млн. тенге) в том числе:

В Республиканский бюджет – 9520,8 млн. тенге, или 1021 (при плане 9324,4 млн. тенге).  113% ( при плане в 176,4 млн. тенге, или 102% от плана прогноза с начала года, в том числе:

  • регулируемым – 2070,5 млн. тенге, или 95%, при плане-прогнозе 2168,1 млн. тенге. Удельный вес регулируемых доходов в общем объеме поступлении доходной части городского бюджета составляет 67,1%;
  • закрепленным – 898,6 млн. тенге, или 162 % (при плане-прогнозе 737,6 млн. тенге);

Учитывая что ОАО «ШНОС» является основным налогоплательщиком, наполняющим доход бюджета, общее поступление налога и доходов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

С учетом поступления АО «ШНОС» за 12 месяцев 2003 года поступило 6967,9 млн. тенге, что меньше на 1611,5 млн. тенге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (12 месяцев 2002 года – 8579,5 млн. тенге). Без учета поступлении АО «ШНОС» за 12 месяцев 2003 года поступило 5356,4 млн. тенге, что больше на 1421,2 млн. тенге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (12 месяцев 2002 года – 3955,2 млн. тенге). С учетом поступлении АО «ШНОС» за 12 месяцев 2003 года поступило 3187,5 млн. тенге, что меньше на 229,9 млн. тенге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года  (12 месяцев 2002 года – 1350,2 млн. тенге).

Без учета поступлении АО «ШНОС» за 12 месяцев 2003 года поступило 2473,1 млн. тенге, что больше на 1122,9 млн. тенге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (12 месяцев 2002 года – 1350,2 млн. тенге).

По сравнению с соответствующим периодом 2002 года наблюдается  увеличение доходной части бюджета по:

  • НДС на импорт на 128528,5 тыс. тенге;
  • Социальному налогу на 454165,1 тыс. тенге;
  • Акцизам на пиво – на 64609,6 тыс. тенге;
  • На табачные изделия на — 370,3 тыс. тенге, за электроэнергию – на 4917,0 тыс. тенге.

 

Приведем цифры поступлении по городскому бюджету без учета и с учетом ОАО «ШНОС», млн. тенге

 

  • На игорный бизнес – на 370,3 тыс. тенге;
  • За электроэнергию – на 4917,0 тыс. тенге;
  • Поступление от реализации бизнеса НПЗ и в розничной торговле возросли на 120334,3 тыс. тенге;
  • Таможенные пошлины на вывозимые товары – на 194308,0 тыс. тенге;
  • Подоходному налогу и источника выплаты на 2573251,8 тыс. тенге;
  • Подоходному налогу у источника выплаты – на 2573251,8 тыс. тенге;
  • Подоходному налогу с предпринимательской деятельности на 7261,8 тыс. тенге;
  • Земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения – на 241,1 тыс. тенге;
  • Земельному налогу населенных пунктов на 103403,9 тыс. тенге;
  • Налогу на транспортные средства юридических лиц – на 3006,9 тыс. тенге;
  • Налогу на имущество с физических лиц – на 40492,7 тыс. тенге;

Перевыполнение поступлении по городскому бюджету обеспечено по 26 видам налогов, в том числе:

По налоговым поступлениям:

  • Социальный налог –111%
  • Подоходный налог с физических лиц, удержанного у источника выплаты – 119%
  • Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – 103%
  • Налог на имущество с юридических лиц – 144%
  • Налог на имущество с физических лиц –139%
  • Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения – 359,31%
  • Земельный налог на земли промыш. – 109%
  • Транспортный налог с юридических лиц –133%
  • Транспортный налог с физических лиц – 100%
  • Единый земельный налог – 101%
  • Плата за воду – 107%
  • Лицензионный сбор –115%
  • Сбор за государственную регистрацию юридических лиц – 104%
  • Сбор за право реализации товаров на рынках – 100%

По налоговым поступлениям:

  • Поступления дивидендов на пакет акции, является коммерческой собственностью – в 10 раз
  • Поступления от аренды имущества коммунальной собственности – 196%
  • Поступления удержании из зарплаты осужденных – 221%
  • Поступления от аренды земельных участков – 132%
  • Административные штрафные санкций – 118%
  • Пошлины – 127%
  • Поступления от продаж земельных участков – 183%

Наибольший удельный вес  в общем объеме поступлении составляют общегосударственные налоги (68% или 11181,2 млн. тенге):

  • НДС – 22,7%
  • Подоходный налог с юридических лиц – 21,6%
  • Подоходный налог с физических лиц у источника выплаты – 6,7%
  • Акциз – 94%
  • Сбор с аукционных продаж – 24%
  • Поступления от реализации услуг, непосредственно государственными учреждениями финансируемые из местного бюджета – 78%
  • Прочие неналоговые поступления – 79%

Невыполнение прогнозного плана по городскому бюджету объясняется не исполнением прогнозного плана по акцизам на водку и вино водочные изделия, игорный бизнес, по которым не допустило в бюджет – 8430,5 тыс. тенге.

Невыполнение прогнозного плана по акцизам на водку и вино водочные изделия объясняется снижением объемов реализации данной продукции АО «Химфарм» и ТОО «Азия БиО» в связи с  тем, что наблюдается сильная конкуренция на рынке сбыта.

По подоходному налогу с юридических лиц при прогнозном плане 1361750 тыс. тенге или 81% к плану основной причиной невыполнения прогнозных показателей и уменьшение поступлении является снижение объемов реализации по АО «ШНОС», что в свою очередь повлекло за собой снижение налогооблагаемого дохода в текущем году.

По налогу на имущество с юридических лиц проведен мониторинг полного и своевременного фактического поступления, которое  по состоянию на 01.01.2003 года, составило 191974,7 тыс. тенге. В ходе проведения  мониторинга установлено, что на перевыполнение повлияло поступление от АО «Фосфор» — 26 млн. тенге, в  том числе  9 млн. тенге недоимки прошлых лет. Дважды в неделю в городском  акимиате проводятся заседания комиссии по оздоровлению финансового состояния предприятий – недоимщиков с  установлением сроков погашения недоимки по всем видам платежей.

С целью соблюдения правильности перечисления ежемесячно проводится анализ поступления платы за аренду земельных участков и за право  на постоянное земельное пользование в доход городского бюджета, в том числе производится выборка фактического поступления.

По состоянию на 01.01.2003 года поступило 1578,2 тыс. тенге, при плане 12002,0 тыс. тенге, выполнение составило 132%. Фактическое поступление от продажи земельных участков с начала года составляет 116935,1 тыс. тенге при плане 63750,0 тыс. тенге, или 183%.

По лицензионному сбору ежемесячно производится анализ и контролируется поступление лицензионного сбора. В соответствии с постановлением правительства РК от 1.16.2003г.  с 4 июля по 4 октября 2003г. определена нулевая ставка сбора, за счет этого периода составили 1620,9 тыс. тенге, в том числе:

  • По отраслевому управлению образования – 186,0 тыс. тенге
  • По государственным лицензиям – 800,4 тыс. тенге
  • По областному управлению здравоохранения – 200,5 тыс. тенге

30 ноября 2003 года решением маслихата города были внесены изменения  в бюджет города и план по лицензионному сбору снижен с 8200,0 тыс. тенге до 5300,0 тыс. тенге. С начала года лицензионный сбор поступил в сумме 6107,2 тыс. тенге при прогнозном плане 5300,0 тыс. тенге.

Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью поступил в сумме 3601,5 тыс. тенге при плане 3507,0 тыс. тенге, или 103%.

На 01.02.2002 года количество занимающихся  предпринимательской деятельностью по патенту составило 42,19 единиц, по свидетельству – 164 единиц.

За 12 месяцев 2003г. сбор за право реализации товаров на рынках поступил в сумме  90312,1 тыс. тенге при плане 90000,0 тенге, то есть  прогноз исполнен на 100%, в том числе  за декабрь месяц при прогноз плане 7200,0 тыс. тенге фактически в  бюджет поступило 8083,2 тыс. тенге.

Задолженность    по платежам в бюджет, по состоянию на 01.01.2003 г. составляют:

  • по контингенту – 1872,9 млн. тенге
  • по областному бюджету – 707,2 млн. тенге
  • по городскому бюджету – 329,3 млн. тенге

Снижение недоимки по сравнению с 01.01.2002г. (2967,6 млн. тенге) составило 1094,7 млн. тенге, в том числе по областному бюджету (1268,9 млн. тенге) снижение на 513,7 млн. тенге,  по городскому бюджету (470,1 млн. тенге) снижение на 140,8 млн. тенге.

В целях обеспечения наиболее полного поступления в бюджет налогов и доходов за 2003 г. было выставлено  5404 распоряжения на сумму 5270338,0 тыс. тенге, из них по актам проверок выставлено 460 распоряжении на сумму 24014,4 тыс. тенге, из них

Выставлено на дебиторов 55 распоряжении на сумму 67735,7 тыс. тенге, из них поступило в бюджет по 31 распоряжению на сумму 61534,3 тыс. тенге.

Объявлено банкротом 27 предприятии на сумму 2357220,2 тыс. тенге, в том числе основного долга 1187547,9 тыс. тенге. В течении, года привлечено к административной ответственности 740 правонарушителей налогового законодательства на сумму 17327,7 тыс. тенге. Всего оплачено по 305 постановлениям на сумму 5555,0 тыс. тенге.

С начала 2002 года налоговым комитетом было проведено 180,5 проверок хозяйственных субъектов, что на 561 проверку больше уровня 2002 г. В том числе проверено 710 документальных, 211 встречных, 779 тематических, 197 рейдовых проверок.

В соответствии с постановлением правительства РК «О создании единого автоматизированного банка данных учета налогоплательщиков РК» в НК завершение перерегистрации нефизических и физических лиц, и проводятся текущая регистрация налогоплательщиков, что дает возможность выявления реальной налогооблагаемой базы.

По состоянию на 01.01.2002г. на учете состоит 12158 налогоплательщиков, в том числе юридических лиц – 6431, физических лиц – 5727.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговые проверки.

 

Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля, производятся для установления достоверности отчетных данных, обеспечения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Одновременно проведением налоговых проверок достигается цель повышения общей налоговой культуры налогоплательщиков.

В каждом налоговом комитете существует план проведения документальных проверок, утверждаемый его руководителем. Порядок определения хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке налоговыми органами по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии со статьей 137 Закона Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года N 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон «О налогах…») устанавливается Приказом Министерства государственных доходов Республики Казахстан N 1308 от 29 октября 1999 года «Об утверждении правил определения хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке».

Отбор налогоплательщиков, подлежащих выездной проверке, основывается на критериях, свидетельствующих о высокой вероятности обнаружения нарушений.

Учитывая тот факт, что проведение налоговой проверки подразумевает возникновение особых правоотношений с участием двух сторон должностного лица органа налоговой службы, представляющего интересы государства, и налогоплательщика, каждый из участников этих отношений обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Права и обязанности органов налоговой службы определяются статьями 170 и 171 Закона «О налогах…».

Права органов налоговой службы, изложенные в статье 171 Закона, включают, в частности, право:

а) производить у хозяйствующих субъектов проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

б) давать руководителям и другим должностным лицам организаций, а также гражданам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение;

в) применять к организациям, должностным лицам и гражданам, нарушившим налоговое законодательство, налоговые санкции и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

В обязанности органов налоговой службы согласно положениям статьи 170 Закона «О налогах …» входит:

а) соблюдать и защищать права налогоплательщиков и интересы государства;

б) соблюдать тайну информации о налогоплательщиках в соответствии с положениями статьи 175 Закона «О налогах…»;

в) проводить проверки налогоплательщиков по предписаниям руководителей органов налоговой службы;

г) составлять отчетность о поступлении налогов и других финансовых обязательств перед государством и так далее.

Кроме того, во время проведения проверки работники органов налоговой службы обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, соблюдать нормы служебного этикета, предъявлять налогоплательщику требования, основанные исключительно на положениях действующего налогового законодательства или иных нормативных актов.

Налоговые органы при проведении выездной проверки обязаны выяснять все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, в том числе благоприятные для налогоплательщика. Необходимо принимать у налогоплательщика все документы, имеющие отношение к делу, принимать все объяснения и сведения. Налогоплательщик имеет право во время проведения проверки настаивать на рассмотрении тех или иных документов или обстоятельств, на приобщении к делу тех или иных материалов. По окончании проверки документы и объяснения не принимаются.

К сожалению, как это следует из большого опыта, накопленного должностными лицами налогового комитета по ЮКО города Шымкент, в ходе проведения проверок налогоплательщики все еще допускают большое количество нарушений налогового законодательства — как по незнанию, так и умышленно. В основном, при проведении проверок по налогу на добавленную стоимость встречаются следующие нарушения:

— занижение облагаемого оборота;

— отнесение в зачет сумм НДС без соответствующих документов;

— неправильное определение удельного веса при наличии освобожденных оборотов;

— неправильное исчисление НДС при реализации и ремонте основных средств и так далее.

Кроме того, в качестве нарушений можно назвать

также отсутствие первичных документов у налогоплательщиков, а также непредставление ими информации и документов, относящихся к налогообложению.

Причиной указанных проблем, как правило, является некомпетентность материально ответственных лиц и руководителей предприятий, слабое знание ими налогового законодательства Республики Казахстан.

Большую проблему в работе органов налоговой службы создает отсутствие налогоплательщиков по указанному в налоговом комитете адресу. Вызвано это тем, что образовываются фирмы-однодневки, которые отсутствуют по указанному в налоговом комитете адресу, поэтому часто приходится обращаться в органы налоговой полиции для розыска руководителей предприятий.

 

  1. Практика применения законодательства.

 

Налоговая проверка на предприятие

       Налоговая проверка-проверка, осуществляется органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан.

       Налоговая проверка является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщика.

       Налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких либо исключений.

      Налоговым кодексом четко установлено, что органы налоговой службы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение пяти лет после окончания налогового периода.

         Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:

  1. документальные проверки
  2. рейдовые проверки
  3. хронометражные обследования

         Налоговые проверки производятся для установления достоверности отчетных данных, обеспечения правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

         Тематическая проверка — проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налогов и других обязательных платежей в бюджет , которая осуществляется не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же налога и других обязательных платежей в бюджет.

       Пример:

       Проверяется декларация по налогу на транспортные средства. В декларации включены транспортные средства, которые облагаются налогом на транспорт. Тематической проверкой установлено, что по 3 транспортным средствам это ГАЗ 53, грузоподъемностью до 5 тонн ставка налога 12 МРП, налоговые ставки применены не верно, в результате чего доначислен налог на транспорт в сумме 27900 т.т.

   Налогоплательщику направлено уведомление по исполнению налогового обязательства согласно ст. 31 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

В соответствие со ст.219 Налогового Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» за невыполнение законных требований органов налоговой службы налогоплательщику предъявлен административный штраф.

   Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику предписания. Проверка начинается только после предъявления должностными лицами, осуществляющими проверку, своих служебных удостоверений.

    В период осуществления налоговых проверок не допускается внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода. По завершению налоговой проверки, должностным лицом органа налоговой службы, составляется акт налоговой проверки.

     Документальная проверка проводится на основание результатов камерального контроля, данных уполномоченных по учету объектов налогообложения и объектов связанных с налогообложением и данных других форм налогового контроля. Документальная проверка проводится в отношение налогоплательщика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и других обязательных платежей в бюджет.

     Одной из основных форм контрольной работы налоговых органов является проверка деклараций, бухгалтерских отчетов и балансов предприятий и организаций. Целью проверки является установление достоверности определения дохода и вычетов, выполнение обязательств перед бюджетом , оценка состояния платежной дисциплины, соблюдения законности в исчислении и взимании платежей в бюджет. Следует проверить по всем ли налогам подлежащим уплате произведены начисления в соответствие с инструкциями. При проверке следует иметь в виду наличие хозяйствующих субъектов и иных организаций утвержденной учетной политики, базой для ее формирования являются стандарты бухгалтерского учета, которые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности и пр.

 

    Рассмотрим порядок проверки начисления и уплаты в бюджет основных видов налогов и обязательных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (корпоративный подоходный налог)

 

Корпоративный подоходный налог

Плательщики:

  • юридические лица – резиденты РК, за исключением НБ РК и

государственных учреждении, а также юридические лица – нерезиденты, осуществляющие  деятельность в РК через постоянное учреждение  или получающие свои доходы из источников  в РК.

  • юридические лица, применяющие специальный налоговый режим, уплачивают корпоративный подоходный налог в соответствии со статьями 368-377, 385-397 НК.

Объекты обложения:

  • налогооблагаемый доход;
  • доход, облагаемый у источника выплаты;
  • чистый доход юридического лица – нерезидента, осуществляющие  деятельность в РК через постоянное учреждение.    

Ставки подоходного налога:

а) ставки подоходного налога для юридических лиц устанавливаются в следующих размерах – 30%

б) доходы, облагаемые у источника выплаты подлежат налогообложению по ставке 15%.

в) для юридических лиц, у которых земля является основным средством производства – 10% от  доходов, полученных от непосредственного ее использования.

Налоговым периодом является  календарный год. Налоговая декларация представляется не позднее 31 марта, года, следующего за отчетным налоговым периодом.

 

 

      Налогоплательщиком ТОО «Коктем» не представлена декларация о СГД за 2003 год.

Проверка первичных документов, встречные проверки, данные о движении денежных средств на расчетных счетах показали, что предприятие имело доход от реализации в сумме 513.5тыс. тенге. Других доходов подлежащих налогообложению налоговой проверкой не установлено. Затраты на реализованную продукцию определены на основание главной книги и первичных документов, которые составили 172.6 тыс.т. Согласно акта сверки платежи в бюджет не вносились. Таким образом, на основание вышеуказанных фактов, определен налогооблагаемый доход в сумме 340.9т.т. Ставка налога 30%, доначислено подоходного налога с юридических лиц в сумме 102.3тыс.т. (340.9т.т.*30%). Согласно налогового законодательства к скрытой сумме дохода применены соответствующие штрафные санкции.

4.2 Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет подоходного налога у источника выплаты (индивидуальный подоходный налог)

 

Индивидуальный подоходный налог у источника выплаты

Плательщики — физические лица, имеющие  объекты налогообложения.

Объекты обложения:

  • доходы, облагаемые у источника выплаты;
  • доходы, необлагаемые у источника выплаты.

Ставки налога исчисляются по следующей таблице:

Таб.1

До 15-кратного годового расчетного показателя

 5 % с суммы  облагаемого дохода

От  15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя

Сумма налога с 15-кратного ГРП +10 % с суммы, превышающей его

От  40-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя

Сумма налога с 40-кратного ГРП +20 % с суммы, превышающей его

От  600-кратного годового расчетного показателя и свыше

Сумма налога с 600-кратного ГРП +30 % с суммы, превышающей его

Доходы работников облагаемые у источника выплаты не превышающие  за год 12-кратного размера заработной платы (2003г – 5000тенге) установленного Законом РК «О Республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год, подлежит обложению по ставке – 0%, при условии что среднемесячная заработная плата  работника в течении квартала не превышает минимального размера  заработной платы.

Доходы в виде дивидендов, вознаграждения, выигрыши облагаются по ставке – 15%.

Доходы адвокатов и частных нотариусов облагаются по ставке – 10%.

Совокуп. годовой

доход с учетом корректировки

 

Налогооблагаемый доход рассчитывается по следующей методике:

       
 

Налогооблагаемый доход

 

 

Налоговые вычеты

(ст. 152 НК РК)

 

 

 

                           =                                        _

 

 

Исчисление индивидуального подоходного налога  производится  равномерно (помесячно) в течение налогового года нарастающим итогом с учетом налога  удержанного в предыдущем месяце. Для равномерного исчисления индивидуального подоходного налога  используется коэффициент перерасчета. Расчет индивидуального подоходного налога  оформляется в таблице в специальных формах на каждого работника в течении 12 месяцев расчетного периода. 

Ниже я  привела пример исчисления индивидуального подоходного налога у источника выплаты на одного работника в таблице специальной формы.  Расчет суммы налога представлен в форме 201.00.

 

 

 

Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет подоходного налога у источника выплаты

Фирмой «Натим» за 2003 год  представлены расчеты по исчислению и уплате в бюджет подоходного налога у источника выплаты, которые согласно налогового законодательства представляются ежемесячно.

        Среднесписочная численность работников в 2003 году составляет 5 человек, которым начисляется заработная плата.  Среднемесячная заработная плата составила 62002 тенге.

         Правильность исчисления индивидуального подоходного налога проверяется на основание трудовых книжек работников, приказов о принятие на работу, штатных расписаний и расчетно-платежных ведомостей по начислению заработной платы и учредительных документов в части распределения дохода. Проверкой установлено, что удержание налога производилось в соответствие со статьями «Закона о налогах».

         ФОТ за 1 месяц составил 62002 тенге, за квартал 186000 тенге.  Доход облагаемый ИПН (за исключением 1МРП -872 тенге и ОПВ В НПФ) составил 51440 тенге, за квартал 154320 тенге. Сумма исчисленного подоходного налога у источника выплаты за месяц составила 2572 тенге, за квартал 7716 тенге  (154320*5%). 

 

 

 

4.3 Проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость

 

 Предприятие за отчетный период имеет следующие обороты по реализации:

 

Оборот без НДС

НДС 16%

Итого

I. Обороты предприятия по реализации за отчетный месяц

1

Продажа товаров

1200200

19200

1392002

2

По договору бартера

40000

6400

46400

3

Реализация легковых автомобилей (НДС при покупке не принят в зачет балансовая стоимость 100000 тг.; стоимость реализации 115000 тенге) п7 ст.217

15000

2400

17400

4

Выдана зарплата товарами

20020

3200

23200

5

Финансовый лизинг оборудования на сумму 380000тенге,  в т.ч:

—          стоимость оборудования

—           НДС

—           интерес (%) 

 

 

300000

 

32002

 

 

 

48000

348000

6

Договор комиссии

350000

56000

406000

7

Товары приобретенные для продажи  использованы для собственных нужд

16000

2560

18560

8

Детскому дому безвозмездно переданы продукты питания

18000

2880

20880

9

Поставлено на экспорт товаров

350000

0

350000

10

Возвращены в отчетном  периоде  ранее реализованные товары на сумму

-210000

-33600

-243600

II. Приобретены  товары и услуги в отчетном периоде

1

Приобретены товары

1000000

160000

1160000

2

Транспортные услуги

150000

24000

174000

3

Реклама

20020

20020

4

Канцтовары по акту закупа на рынке

6000

6000

5

Канцтовары по фискальным чекам ККА

4500

720

5220

6

Коммунальные платежи и услуги связи (по банку)

56000

8960

64960

7

Получено по импорту  оборудование  (НДС методом зачета ст250 НК РК)

500000

80000

580000

8

Оплачены консультационные услуги  российскому партнеру

140000

22400

162400

9

Приобретено по импорту товаров

350000

56000

406000

 

Расчет прилагается в Приложении к форме 300.00 «Обороты по реализации товаров (работ, услуг) облагаемый НДС».

       НДС относимый в зачет, по приобретенным товарам, определен в сумме 352080 тенге. Сумма разрешенного зачета НДС при пропорциональном методе составила 349932 тенге (352080*99,39%). Таким образом за 1 квартал 2003 года подлежит к уплате  НДС в сумме 9908 тенге (352080-349932)   (расчет прилагается в Форме 300.00).

4.4. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в  бюджет земельного налога с юридических лиц

 

Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного землепользования:
  • на праве первичного безвозмездного землепользования.

Объект налогообложения: земельный участок

Ставки  земельного налога дифференцированы и зависят от качества

почв, месторасположения и водообеспеченности.

Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1

октября текущего года.       

Юридические лица, индивидуальные  предприниматели, частные нотариусы, адвокаты представляют  в налоговые органы декларацию по земельному налогу не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.  Расчет текущих платежей при изменении налоговых обязательств  по земельному налогу в течение налогового периода представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября налогового периода.

 

 

Приведем пример уплаты земельного налога по данным ТОО «Коктерек»

Произведенной проверкой установлено, что предприятие ТОО «Коктерек», имеет многосторонний договор на аренду земельных долей. Сумма арендной платы за одну земельную долю составляет 500 тенге, ТОО «Коктерек» имеет 52 земельные доли. Арендная плата в год составляет 26.0 тыс. тенге.

 

4.5. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в  бюджет налога на имущество с юридических лиц

 

Налог на имущество

         Плательщики налога:

  • юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории РК;
  • индивидуальные предпринимаетли, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК;
  • физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности.

Декларация по налогу на имущество юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей  представляется  не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

1.Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей. Объект обложения:  основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы. Ставка налога: 1% от среднегодовой стоимости объектов

  1. Налог на имущество физических лиц. Объект обложения: Принадлежащие на праве собственности и неиспользуемые в предпринимательской деятельности следующие объекты: жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения, помещения на территории РК; объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории РК, — с момента проживания (эксплуатации). Ставка налога: дифференцирована.

 

 

Приведем  расчет  текущих платежей по налогу на имущество и по приобретенным основным средствам на основании данных ТОО «Асем».

На 01.01.03г. числятся основные средства:

  1. первоначальная стоимость ОС – 61000
  2. накопленный износ – 1200200
  3. Балансовая (остаточная) стоимость – 4900000

На основе этих данных заполняется раздел «Исчисление текущего

платежа по имущественному налогу»

Заполняется раздел «Исчисление текущих платежей по приобретенным основным средствам и нематериальным активам»

Чтобы показать как корректируется налог на имущество по итогам года в Декларации (700.00)  следует рассчитать среднегодовую остаточную стоимость на конец года. Расчет приводится в Приложении №3 к деларации Форма 700.03.  Месячная сумма амортизации ОС составляет 40000 тенге,

Среднегодовая остаточная стоимость  ОС равна 4660000 (60580000/13).

Налог на имущество фактически подлежащий к уплате равен 46600 (60580000*1%)

Расчет налога на имущество предоставляется в Декларации Форма 700.00.

 

4.6 Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на транспортные средства.

 

Налог на транспортные средства

Плательщики налога:

— физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности;

— юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты обложения: транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и состоящие на   учете в уполномоченном органе.

Налоговые ставки: дифференцированы в зависимости от вида и классификации транспортных средств.

Декларация по налогу представляется юридическими лицами в налоговые органы в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

 

 

Правильность исчисления в декларации по налогу с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов – налога на транспортные средства проверяется на основание главной книги, учетных регистров по аналитическому чету основных средств и технических паспортов автотранспортных средств на балансе ТОО «Акжол» числится две автомашины КАМАЗ, грузоподъемностью больше 5 тонн. Декларации по налогу на транспортные средства не представлена. В соответствие со ст.  «Закона о налогах» ставка налога на грузовой  транспорт грузоподъемностью свыше  5 тонн – 15МРП, где месячный расчетных показатель составляет 872 тенге. Доначислено налога на транспортные средства в сумме 26160  тенге  (872*15*2).

 

 

4.7 Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет социального налога.

 

Социальный налог

Плательщики:

  1. юридические лица – резиденты РК, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение, филиалы и представительства иностранных лиц;
  2. индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности;
  3. частные нотариусы, адвокаты.

Объект налогообложения: расходы работодателя выплачиваемые

работникам в виде доходов, определяемых в соответствии с пунктом 2 ст.149 НК, за исключением выплат, установленных в ст.144 НК.

Методика расчета социального налога следующая:

 

Социальный налог = ФОТ – расчеты необлагаемые социальным налогом * % ставку налога

Ставки налога:

Таб.2

Юр. лица- резиденты РК, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение

21%

Юр. лица- резиденты РК, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение за иностранных специалистов АУП, ИТП

11%

Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих  специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности, частные нотариусы, адвокаты.

3 МРП за себя, 2 МРП за работника

Специальные организации, в которых работают инвалиды 

6,5%

 

Декларация по социальному налогу представляется ежеквартально  не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Расчет суммы социального налога приведен в декларации Ф- 600.00

Рассчитаем сумму социального налога за 1 квартал 2003 года.

ФОТ: за  январь — 26000 тенге, за февраль – 30000тенге, за март – 30000тенге. Количество работников – 3 человека.

 

 

 

Объектом обложения социального налога является фонд оплаты труда.  В бухгалтерском  учете размер фонда оплаты труда отражается по кредиту счета 681 «расчеты с персоналом по оплате труда».    Проверяется социальный налог по основным первичным документам: табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу, договора, контракты,      трудовые соглашения с визой руководителя о выплате,     приказы и прочее.

В ЧП «Пак» численность работников составляет 3 человека. Среднемесячный фонд оплаты труда составляет 30000 тенге. За 1 квартал  2003 года начислено фонда заработной платы в сумме 86000 тенге, облагаемый доход составил 77400 тенге, начислено социального налога в размере 21% согласно статье 317 налогового кодекса в сумме  16254 тенге. Накопительный фонд в размере 10% от ФОТ исчислен на основание ст. 144 налогового кодекса в сумме 8600 тенге.

Расчет социального налога представлен  в Декларации по социальному налогу, форма 600.00

 

4.8 Акцизы

 

Акциз является косвенным налогом, взимаемый с продукции и включается в  цену товара. Акцизами облагаются товары произведенный на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также игорный бизнес.

Плательщики: физические и юридические лица, которые:

  • производят подакцизные товары на территории РК;
  • импортируют подакцизные товары на таможенную территорию РК;
  • осуществляют оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом на территории РК;
  • осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных подакцизных товаров;
  • осуществляет подакцизные виды деятельности на территории РК;

Перечень подакцизных товаров: все виды спирта, алкогольная продукция,

табачные изделия, изделия содержащие табак, икра осетровой и лососевой рыбы, ювелирные изделия из золота, платины, серебра, бензин и дизельной топливо, легковые автомобили, огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемых для нужд органов государственной власти, нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизные виды деятельности: игорный бизнес, организация и проведение лотерей.

Ставки налога дифференцированы.

Налоговый периодом является календарный месяц. Налоговая декларация представляется не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав рассмотренные мною материалы на производственной практике в Налоговом Комитете г. Шымкент, я пришла к выводу, что хозяйствующие субъекты юридические и физические лица, которые уклоняются (т.е. скрывают свои доходы) от уплаты налогов можно разбить на две группы:

  1. Плательщики, которые не хотят платить налоги и для

достижения этой цели намеренно идут на нарушения Налогового законодательства путем занижения налогооблагаемого оборота, ведение двойной бухгалтерии, бартерные сделки без оформления соответствующих документов.

  1. Юридические и физические лица (субъекты малого

предпринимательства) не достаточно грамотные в вопросах налогообложения.

Проблему уклонения от налогообложения можно рассмотреть на примере доначисления при налоговых проверках.

В общей сумме доначисленных налогов наибольший удельный вес выявленных нарушений приходится на НДС, где суммы относимые на зачет не подтверждены документально, т.е. без налоговых счетов-фактур.

Доначисление сумм НДС также произведено за счет недостоверно показанных сумм облагаемого оборота.

Все нарушения допущены в основном из-за некомпетентности финансовых работников, т.е. слабые знания налогового законодательства, хотя я считаю, что со стороны налогового комитета по этому вопросу проводится определенная работа.

Для юридических и физических лиц работниками  проводятся семинары, на которых ставятся вопросы наиболее часто встречающиеся на практике. Так в 2002 году была проведена большая работа по разъяснению нового кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».На семинары, для более полного освещения вопросов, приглашались работники Областного Налогового комитета. Был проведен семинар по разъяснению заполнения новых форм налоговой отчетности.

На семинары приглашаются все юридические лица и индивидуальные предприниматели района. Семинары проводятся с применением наглядных пособий и практических примеров.

       Все мы начиная от главы государства до простого гражданина являемся потенциальными плательщиками налогов, а поэтому небезразлично, все ли уплачивают в бюджет установленные законом налоги и платежи, т.к. от этого зависит развитие экономики страны, своевременность и полнота выплаты пенсии, заработной платы и т.д..

       В связи с этим согласно ст. 170 п.2, п.п.9 закона РК « О налогах …» налоговые службы обязаны проводить проверки заявлений, сообщений и др. информаций о нарушении Налогового законодательства РК. Для выполнения этой задачи устанавливаются телефоны доверия. В основном поступают сигналы по незарегистрированным плательщикам – физических лиц.

Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие общества любой общественно-экономической формации связано с необходимостью налогов в обеспечении таких общественных интересов, как:

— социальное обеспечение населения;

— обеспечение обороноспособности страны;

— проведение крупномасштабных научных исследований;

— создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств;

— обеспечение исполнения задач, заложенных в Стратегии-2030.

Для обеспечения готовности налогоплательщика платить за эти практические действия необходимо ввести право свободного доступа к информации о затраченных ресурсах на различные и крупномасштабные мероприятия государства. Одновременно это способствует воспитанию налоговой культуры у населения.

Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства. По словам Президента Нурсултана Назарбаева, «малый бизнес является одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства». Поддержка предпринимательства в нашей стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства.

Налоговая система должна быть стабильной. Постоянные корректировки, вносимые в налоговое законодательство, недовольство всех субъектов налоговых правоотношений действующей налоговой системой, наличие проблем бюджетной недостаточности свидетельствуют о том, что действующая налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития общества и уровень общественного сознания.

В заключение хотелось бы отметить, что обеспечение позитивности налогообложения — задача сложная, решение ее во многом зависит от объективных и субъективных факторов. Налогообложение является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Налоговый Кодекс «О налогах и других обязательствах в

                 бюджет» на 1 января 2003г. Юрист,  Алматы, 2003 г.

  1. Налоговая отчетность. Официальная газета №52, декабрь 2003г. г. Алматы
  2. Панорама№ 17, 4 мая 2003г.
  3. Ф. Сейдахметова, Налоги в Казахстане. Алматы, 2002г.
  4. Бюллетень нормативных актов, 2002-2003 гг.
  5. Журнал налогоплательщика, 1999-2003гг
  6. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана — 2003-№6
  7. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета — 2002 г. — 17 июля.
  8. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана — 2003 — № 4
  9. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда — 2003 — 9 июля.

 

Ресурсы Интернет:

  • www.mgd.kz
  • www.zakon.kz
  • www.taxkz.kz
  • site.kz