АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Отчет по практике Управление таможенным делом Республики Казахстан

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

  1. Управление таможенным делом Республики Казахстан

  1.1 Таможенное дело в Республике Казахстан

  1.2 Таможенные органы Республике Казахстан

  1. Таможенное администрирование

  2.1 Формы и порядок проведения таможенного контроля

  2.2 Таможенная экспертиза

  2.3 Проверка участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела

  2.4 Таможенный контроль в сфере валютного и экспортного контроля

  1. Совершенствование системы организации таможенного оформления и контроля в таможенных органах.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной функцией таможенной службы как государственной структуры является проведение политики государства. Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы Республики Казахстан, как это определено, было, и остаются: защита казахстанского рынка, защита казахстанских производителей и потребителей, стимулирование развития экономики, содействие проведению структурной перестройки в экономике, поощрение конкуренции и противодействие монополизму, стимулирование экспорта и поощрение импортозамещающего производства, привлечение иностранных инвестиций, решение задач торговой политики, осуществление фискальной и правоохранительной функции, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Данный отчет имеет цель осветить вопросы, связанные с порядком производства таможенного контроля, с  возникающими проблемами, связанными с производством таможенного контроля.

 В первой главе раскрывается организация таможенного дела, основные задачи  и обязанности ее должностных лиц, освещены вопросы взимания таможенных платежей и налогов и организации таможенного оформления и контроля.

Во второй главе проведен анализ таможенного администрирования.

В третьей главе работы раскрываются стоящие перед таможенными органами проблемы  таможенного оформления  и контроля,   возможные пути  решения этих проблем, аспекты совершенствования их правового статуса.

 

 

 

 

 

  1. Управление таможенном делом Республики Казахстан
    • Таможенное дело в Республике Казахстан

 

 Таможенное дело в Республике Казахстан  составляют таможенная политика РК, а так же порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики.

Таможенное дело относится к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти  Республики Казахстан.

 Республика Казахстан стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела, развитию его в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

При осуществлении таможенного дела Республика Казахстан соблюдает признанные в международных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единую форму декларирования экспорта и импорта товаров, таможенную информацию, другие общепринятые международной практикой нормы и стандарты.

В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики и представляющая собой систему мер, применяемых государством с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей  Республики Казахстан.

Основными целями таможенной политики  Республики Казахстан являются обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирования товарообмена  на таможенной территории Республики Казахстан, участие в мероприятиях по развитию национальной экономики и иные цели, определяемые Президентом Республики Казахстан, Правительством  Республики Казахстан.

Территория Республики Казахстан составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство над ней, в пределах которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела.

На территории Республики Казахстан могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территория свободных таможенных зон и свободных складов рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Республики Казахстан, за исключением случаев, определяемых Таможенным Кодексом Республики Казахстан и иными законодательными актами  Республики Казахстан по таможенным вопросам. Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а так же периметры свободных таможенных зон и складов являются таможенной границей.

В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции  Республика Казахстан создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами  международного права.

Таможенное законодательство является составной частью законодательства  Республики Казахстан.

Таможенное дело Республики Казахстан регулируется таможенным Кодексом  Республики и иными актами законодательства  Республики Казахстан, принятыми в соответствии с Таможенным Кодексом  Республики Казахстан.

В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенным органом Республики Казахстан таможенной декларации и иных документов, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом  Республики и иными законодательными актами  Республики Казахстан. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу  Республики Казахстан таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных  средств через таможенную границу  Казахстана.

  • Таможенные органы Республики Казахстан

 

Общее руководство таможенным делом в Республике  Казахстан осуществляет Правительство  Республики.

Непосредственное руководство таможенным делом в  Республике Казахстан осуществляет Агентство таможенного контроля .

Агентство таможенного контроля и подчиненные ему таможенные органы (таможни, таможенные посты) образуют таможенную службу Республики Казахстан.

Положение о Агентстве таможенного контроля утверждается правительством  Республики Казахстан. Создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных таможенных органов осуществляет Председатель Агентства таможенного контроля Республики Казахстан.

Никакие государственные органы кроме высших органов законодательной власти Республики Казахстан, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует законодательству   Республики Казахстан.

Таможенные органы  Республики Казахстан выполняют по   таможенному Кодексу следующие основные функции:

  • участие в разработке таможенной политики Республики Казахстан и реализации этой политики;
  • обеспечение соблюдения законодательства, контроль за использованием которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан;
  • обеспечение соблюдения законности, защиты прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан, являющейся экономической основой суверенитета  Республики;
  • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • обеспечение соблюдения предусмотренного Таможенным Кодексом и иными правовыми актами Республики Казахстан разрешительного порядка при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу  Республики Казахстан;
  • ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через границу Республики Казахстан, пресечение незаконного оборота через таможенную границу Республики Казахстан наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, а так же оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;
  • введение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан, а также ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Казахстан материалов;
  • содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров Республики Казахстан, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • обеспечение в установленном порядке высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией по таможенным вопросам;
  • осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области;
  • реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической базы таможенных органов, создание необходимых условий труда для работников этих органов.

Законодательством Республики Казахстан на таможенные органы могут возлагаться и иные функции.

В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, выполнению задач по защите экономических интересов Республики Казахстан, проведения деятельности таможенных органов в соответствии с действующим законодательством и Положением о Гостаможинспекции (Гостаможком) был издан приказ № 83 от 23.11.92 года «О местных таможенных учреждениях, таможнях, таможенных постах и таможенных группах», где говорится, что:

  1. Местные таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и таможенные группы являются государственными учреждениями, деятельность которых оставлена на соблюдение совершения таможенных операций, ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и контрабанды.
  2. Местные таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и таможенные группы в своей деятельности руководствуются Таможенным Кодексом, Указами Президента Республики Казахстан, приказами, инструкциями, правилами Государственного таможенного комитета Республики, а так же нормативными актами министерств, ведомств в вопросах таможенного дела.
  3. Местные таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и таможенные группы образуют единую систему государственной таможенной службы Республики Казахстан и решают поставленные перед ними задачи в пределах территорий закрепленных за ним приказом Государственной таможенной инспекции при Правительстве Республики Казахстан зон деятельности.
  4. Таможня имеет право:
  • давать согласие на осуществление перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Республики Казахстан вне мест своего расположения;
  • требовать от предприятий и организаций, а так же от граждан, перемещенных через таможенную границу товара и иные предметы, либо следующих через таможенную границу Республики Казахстан представления документов, необходимых для таможенного контроля;
  • производить досмотр транспортных средств, товаров и иных предметов, в целях установления законности перемещения через таможенную границу Республики Казахстан товаров и иных предметов, учета обложения их таможенной пошлиной, таможенными сборами, доступа на территорию или перемещения любого предприятия и организации, где находятся предметы, подлежащие таможенному контролю;
  • взимать налог на экспорт и импорт;
  • выдавать свидетельства на право декларирования.
  1. Местные таможенные учреждения выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с контрольно-пропускными пунктами пограничных войск, МВД Республики Казахстан, областными комитетами по внешнеэкономической деятельности, экспертами искусствоведами Министерства Культуры Республики Казахстан, органами гражданской авиации, а также другими предприятиями и организациями.
  2. Таможни, таможенные посты и группы возглавляются начальниками.

Права и обязанности начальника таможни (поста, группы) определены должностной инструкцией. Начальник таможни (поста, группы) несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед таможенным органом задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями и сотрудниками таможни.

  1. При осуществлении таможенного контроля таможенные посты (группы) обладают равными правами с таможнями, кроме внесения решений по вопросам, входящим в исключительную компетенцию таможен.
  2. Местные таможенные органы в пределах своей компетенции на основе и во исполнении законодательства Республики Казахстан издают приказы и дают указания. Штатное расписание и сметы расходов местных таможенных учреждений утверждается Агентством таможенного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Таможенное администрирование

 

 Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

2) таможенной декларации, документов  и сведений о товарах и транс-портных средствах, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом;

3) деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков,  а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению; 

4) соблюдения установленных ограничений на право пользования и распоряжения товарами;

5) исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.

 Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы  Республики Казахстан и до: 

1)  выпуска для свободного обращения, за исключением условного выпуска;

2)  уничтожения;

3)  отказа от товара в пользу государства либо обращения в собственность государства;

4)  фактического вывоза товаров, транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан.

Казахстанские товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем при их вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан, и до пересечения таможенной границы Республики Казахстан.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе казахстанских товаров и транспортных средств либо продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов. Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств в порядке, установленном  уполномоченным  органом  по вопросам  таможенного дела.

 Принцип проведения таможенного контроля:

 При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются  теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан. Порядок проведения радиационного контроля на государственной границе устанавливается уполномоченным органом по вопросам  таможенного дела по согласованию с соответствующими уполномоченными государственными органами.  Для целей осуществления таможенного контроля путем осмотра и (или) таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным надзором вдоль таможенной границы Республики Казахстан в местах таможенного оформления, производства предварительных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и таможенного досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, на таможенных складах, на территории специальных экономических зон, на свободных складах, в магазинах беспошлинной торговли, в местах нахождения таможенных органов создаются зоны таможенного контроля.   

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае необходимости осуществления осмотра или таможенного досмотра товаров и создаваемыми на время проведения таких операций. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в устной и (или) письменной, и (или) в электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной и (или) в электронной формах.   Для проведения таможенного контроля таможенные органы  вправе получать в соответствии с законодательством Республики Казахстан от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения и справки о денежных операциях по осуществляемым  экспортным и (или) импортным сделкам.  В целях осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами и транспортными средствами, а в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, также и к последующим операциям с данными товарами и транспортными средствами, у декларанта или любого иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами и транспортными средствами или владеющего указанными документами и сведениями.   Правоохранительные органы, органы налоговой службы и иные контролирующие органы Республики Казахстан, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, органы, осуществляющие регистрацию  организаций, нотариусы обязаны по запросу таможенных органов  информировать их об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан.

Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать морские, внутренние водные  и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Республики Казахстан без разрешения таможенного органа. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными  Республикой Казахстан.

Таможенный контроль осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе  в электронной форме.

 При таможенном оформлении, предварительных операциях и иных таможенных процедурах таможенные органы совершают действия, необходимые для  проверки достоверности оформления таможенной декларации и соответствия представленных документов требованиям, установленным таможенным законодательством Республики Казахстан.    Проверка таможенной декларации, документов и таможенный досмотр товаров и транспортных средств, а при предварительном, временном декларировании товаров проверка грузовой таможенной декларации и документов осуществляются таможенным органом  не позднее  двух рабочих дней с даты  регистрации таможенным органом  таможенной декларации при представлении всех необходимых документов для выпуска товаров. Продление указанного срока до десяти рабочих дней, а при перемещении товаров морским, внутренним водным транспортом до двадцати рабочих дней с момента принятия грузовой таможенной декларации допускается с письменного разрешения руководителя таможенного органа с указанием причин продления, которое вручается декларанту.  До выпуска товаров таможенные органы совершают операции, необходимые для установления соответствия наименования, происхождения, количества и стоимости товаров сведениям, указанным в грузовой таможенной декларации и  документах, используемых для таможенных целей.  Если представляются товары различных видов и наименований, содержащиеся в одной товарной партии, и в отношении таких товаров не произведено их разделение на отдельные упаковочные места, на упаковку товаров не нанесена маркировка и сведения об упаковке и  маркировке не указаны в товаросопроводительных документах на товары, что не позволяет таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них, срок таможенного досмотра таких товаров при необходимости продлевается с письменного разрешения  руководителя таможенного органа на время, необходимое для разделения товарной партии на отдельные товары с учетом требований статьи 478 настоящего Кодекса.

  1. При проведении таможенного контроля товаров, подлежащих контролю других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

 

2.1. Формы и порядок проведения таможенного контроля

 

Формами таможенного контроля являются:

  1. Проверка таможенной декларации, документов и сведений

Таможенные органы проверяют таможенную декларацию, документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, с целью установления подлинности документов и достоверности  сведений. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными законодательством  Республики Казахстан.При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе запросить у лиц в письменном виде необходимые документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации.  Допускается проверка документов и сведений  таможенными органами на основе выборочной проверки.

  1. Устный опрос

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, предварительных операциях и иных таможенных процедурах  должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос лиц без оформления результатов такого опроса указанных лиц в письменной форме.

  1. Получение объяснений

Получение объяснений — получение  должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме. Уведомление о вызове лица для получения объяснений подписывается руководителем соответствующего таможенного органа и вручается вызываемому лицу под роспись. 

  1. Таможенный надзор

                  Таможенный надзор — визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением  с ними грузовых и иных операций.                 5. Осмотр товаров и транспортных средств

Осмотр должностными лицами таможенного органа товаров и транспортных средств, в том числе международных почтовых отправлений,  багажа физических лиц,  осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. Осмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, наличия таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при осмотре. По результатам осмотра товаров и транспортных средств  должностными лицами таможенных органов составляется акт по установленной форме, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.  По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств,  должностные лица таможенного органа обязаны составить акт. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств.

  1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

 Таможенный досмотр — действия должностных лиц таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр производится с целью идентификации товаров для таможенных целей, установления достоверности заявляемых сведений либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Республики Казахстан с целью проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.    Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре товаров и транспортных средств. По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители обязаны присутствовать при  досмотре товаров и транспортных средств и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Таможенный орган  вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:

1) при неявке указанных лиц по истечении  десяти дней после представления товаров и транспортных средств;

2) при существовании угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурного достояния народов Республики Казахстан и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых и оформляется актом таможенного досмотра по форме, утверждаемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, то результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации.   По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются следующие сведения:

1) сведения о должностных лицах  таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и  лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств;

3) результаты таможенного досмотра.

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю.  

  1. Личный досмотр

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля проводится по письменному решению руководителя  таможенного органа  или лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Казахстан либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами  нарушения законодательства Республики Казахстан. Процедура, связанная с проведением личного досмотра, и порядок оформления личного досмотра определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.  Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа  обязано представить физическому лицу решение руководителя  таможенного органа  или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица. Физическое лицо, в отношении которого проводится личный досмотр, имеет право:

1) до начала проведения личного досмотра ознакомиться с порядком проведения и решением о проведении личного досмотра;

2) добровольно выдать скрываемые при себе товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан;

3) делать заявление с обязательным внесением его в протокол о проведении личного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный досмотр;

4) знакомиться с результатами проведения личного досмотра и процессуальными документами;

5) обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный досмотр в соответствии с  настоящим Кодексом;

6) пользоваться услугами адвоката.

  1. Физическому лицу, в отношении которого проводился личный досмотр, предоставляются копия протокола о проведении личного досмотра, акт об изъятии товаров. Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиени-ческим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование органов тела досматриваемого должно проводиться только врачом- специалистом с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Врач-специалист не вправе уклоняться от исполнения решения руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.  О проведении личного досмотра составляется протокол по форме,  утверждаемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, понятыми, а при обследовании — врачом.
  2. Маркировка товаров специальными марками, нанесение на них идентификационных знаков

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, таможенный контроль осуществляется таможенными органами путем проверки наличия на товарах (их упаковке) специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза  на таможенную территорию Республики Казахстан. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию Республики Казахстан, осуществленный  без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

  1. Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним

 Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним как форма таможенного контроля  применяется в следующих случаях:

1) при заявлении лица о применении упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

2) при условном выпуске товаров, когда такие товары подлежат учету в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

3) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению;

4) при проверке участников внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

  1. В случаях, не указанных в настоящей статье, проверка системы учета и отчетности может производиться при проведении таможенного контроля с использованием проверки внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
  2. Учет товаров и транспортных средств
  3. В целях обеспечения контроля условно выпущенных товаров и транспортных средств, товаров, на которые установлены меры тарифного и нетарифного регулирования, таможенные органы ведут учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в порядке и форме, установленных уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, на основе сведений, предоставляемых лицами при таможенном оформлении и таможенном контроле в соответствии с настоящим Кодексом.
  4. Лица, пользующиеся условно выпущенными товарами и транспортными средствами на территории Республики Казахстан, и иные лица, определяемые настоящим Кодексом, обязаны вести их учет и представлять таможенным органам отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
  5. Осмотр помещений и территорий

 В целях проведения таможенного контроля  должностные лица таможенных органов при предъявлении служебного удостоверения и предписания, подписанного руководителем таможенного органа, имеют право доступа (без права проведения досмотра и обыска) на территорию и в помещения, где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю,  документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. В случае отказа  доступа  на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения, за исключением жилых помещений, доступ в которые санкционируется прокурором, с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законами  Республики Казахстан. В случаях, не терпящих отлагательства, действия, требующие санкции прокурора, могут быть произведены без таковой, но с последующим  письменным уведомлением его в  течение  двадцати четырех часов. Получив указанное уведомление,  прокурор проверяет законность  произведенных действий  и  в случае их незаконности отменяет или снимает меры  запретительно-ограничительного характера своим постановлением.  Если законодательными актами Республики Казахстан установлен специальный  порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами. Осмотр помещений и территорий, проводимый с целью подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, производится в местах временного хранения, на таможенных складах, свободных складах, в специальных экономических зонах, помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим Кодексом. Осмотр помещений и территорий производится при наличии информации об утрате товаров, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

 

 

2.2 Таможенная экспертиза

 

Целью таможенной экспертизы является проведение исследований для определения качественного состава товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, для их правильной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенная экспертиза может назначаться таможенными органами при невозможности определения должностными лицами таможенных органов качественного состава товара в случаях:

1) осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

2) принятия предварительного решения;

3) выявления правонарушений в сфере таможенного дела.

  1. Объектами таможенных экспертиз являются товары, сведения о товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах, идентификационные знаки. Таможенная экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий.

Основанием для проведения таможенной экспертизы являются:

1) направление на таможенную экспертизу — на стадии таможенного оформления и таможенного контроля или при принятии предварительного решения, а также по обращениям участников внешнеэкономической деятельности;

2) постановление о назначении таможенной экспертизы — по  правонарушениям в сфере таможенного дела.

В направлении либо постановлении указываются:

        1) основание для проведения таможенной экспертизы;

2) наименование таможенной лаборатории, где должна быть проведена таможенная экспертиза;

        3) вопросы, поставленные перед экспертом;

        4) материалы, предоставленные  на рассмотрение эксперта.     

  Таможенная экспертиза проводится как в помещении таможенной лаборатории, так и вне, если это необходимо по характеру исследования либо в силу невозможности доставить объект исследования на экспертизу. Эксперт приступает к производству таможенной экспертизы только по письменному распоряжению руководителя  таможенной лаборатории.  По результатам таможенной экспертизы  выдается заключение эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.      В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования  и обоснованные ответы на поставленные вопросы.  В случаях необходимости производства сложных экспертных исследований по решению руководителя таможенной лаборатории  проводится комиссионная экспертиза, которая поручается нескольким экспертам одной специальности. При разногласиях между экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение. При необходимости проведения таможенной экспертизы  экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции назначается комплексная экспертиза. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, по которой проводил таможенную экспертизу. При невозможности дачи заключения по представленным материалам эксперт письменно сообщает об этом таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, с  указанием мотивов отказа.

 

2.3 Проверка участников внешнеэкономической и иной    деятельности  в сфере таможенного дела

 

Проверка участников внешнеэкономической и  иной деятельности  в сфере таможенного дела осуществляется таможенными органами  при наличии оснований о несоблюдении таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в порядке, установленном  уполномоченным  органом по вопросам таможенного дела.

При необходимости проверка участников внешнеэкономической и иной  деятельности  в сфере таможенного дела  может проводиться таможенными органами с привлечением  других государственных органов.

Проверка участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела проводится с представлением предписания, выданного уполномоченным органом по вопросам таможенного дела или территориальным подразделением уполномоченного органа по вопросам таможенного дела либо таможней.  Предписание должно быть подписано руководителем таможенного органа или лицом, его замещающим, заверено гербовой  печатью, зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным  уполномоченным  органом по вопросам таможенного дела. Предписание должно быть зарегистрировано в органах прокуратуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Предписание таможенного органа должно содержать следующие реквизиты:

1) дату и номер регистрации предписания в таможенном органе;

2) наименование таможенного органа, вынесшего предписание;

3) полное наименование участника  внешнеэкономической и иной деятельности;

4) регистрационный номер налогоплательщика;

5) цель проверки;

6) должность, фамилию, имя, отчество проверяющих лиц таможенного органа;

7) срок проведения проверки;

8) проверяемый период.

       На основании одного предписания может проводиться только одна проверка участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

 

2.4 Таможенный контроль в сфере валютного и экспортного контроля

 

Таможенные органы в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за соблюдением валютного законодательства Республики Казахстан при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

В целях соблюдения валютного законодательства Республики Казахстан таможенные органы:

1) обеспечивают контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Республики Казахстан;

2) информируют Национальный Банк Республики Казахстан о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;

3) уведомляют Национальный Банк Республики Казахстан и банки второго уровня о нарушениях валютного законодательства Республики Казахстан, выявленных таможенными органами.

 Таможенные органы осуществляют регулирование в сфере экспортного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела  определяет функции и полномочия таможенных органов путем издания нормативных правовых актов в сфере экспортного  контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Таможенные органы осуществляют таможенный контроль за  товарами, подпадающими под экспортный контроль, при перемещении их  через таможенную границу Республики Казахстан. 

Таможенные органы участвуют в формировании нормативной правовой базы в сфере экспортного контроля, предупреждают и пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю. Должностные лица таможенных органов, уполномоченые осуществлять экспортный контроль, обязаны соблюдать конфиденциальность информации, полученной ими от участников внешнеэкономической деятельности и иных соответствующих уполномоченных государственных органов.

Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Республики Казахстан специалистов государственных органов, а также на договорной основе специалистов и экспертов иных организаций для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Привлекаемые специалисты и эксперты из государственных органов и иных организаций обязаны не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование системы организации таможенного оформления и контроля в таможенных органах

 

Организация таможенного контроля и таможенного оформления – это комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Этот комплекс включает в себя создание таможенной и околотаможенной инфраструктуры, позволяющей обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление как в предусмотренных местах их осуществления так и других местах, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Перед таможенными органами на ближайшую перспективу стоят задачи достижения более высокого уровня таможенного контроля и упрощение таможенных процедур. Для достижения этих задач таможенными органами будет проводиться работа по анализу и управлению рисками. Проектом Таможенного Кодекса предусмотрено применение таможенными органами системы оценки и управления рисками.

  Управление риском — техника применения профилактических мер, позволяющих определить методы контроля для предупреждения риска. Эффективная система управления рисками также подразумевает ряд организационных мероприятий, позволяющих таможенным органам и участникам внешнеэкономической деятельности урегулировать возникающие споры в досудебном порядке.

Введение данной системы позволит:

  • сосредоточить внимание на сферах повышенного риска и обеспечить более эффективное использование имеющихся в распоряжении ресурсов;
  • увеличить возможности по выявлению правонарушений в сфере таможенного дела;
  • создать участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан, благоприятные условия для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

Также одной из целей является активизация роли таможенных органов в совершенствовании механизмов таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и администрирования порядка взимания таможенных платежей и налогов с целью пополнения доходной части республиканского бюджета. Выполнение данной задачи требует информированности в области отечественного производства товаров и развития партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами.

Достижение поставленных целей возможно путем значительного укрепления материально-технической базы таможенной службы, что приведет к расширению возможностей таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.

В целях улучшения администрирования таможенных платежей и налогов, а также упрощения таможенных процедур внедрение на территории Республики Казахстан системы уплаты таможенных платежей и налогов посредством пластиковых платежных карт, с дальнейшим использованием микропроцессорных пластиковых карт при обеспечении уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границы государств-членов Евразийского экономического сообщества.

Введение данного порядка позволит участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять безналичные денежные переводы в уплату таможенных платежей и обеспечивать 100% надежность этих переводов, проводить оплату таможенных платежей и налогов непосредственно во время оформления товара в любом таможенном органе, не зависимо от места фактической регистрации участника внешнеэкономической деятельности, позволит избежать фактов переплаты  таможенных платежей и налогов и соответственно, избежать финансовых потерь.

 Требуется совершенствование механизмов государственного регулирования в области трансфертного ценообразования, контроля над правильностью классификации товаров и ведения Общей товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ОТН ВЭД) ЕврАзЭС, администрирования порядка взимания таможенных платежей и налогов.

Важной задачей является совершенствование нормативной правовой базы по таможенному делу. В целях совершенствования нормативной правовой базы по таможенному делу разработан и направлен на рассмотрение в Парламент Республики Казахстан проект Таможенного кодекса Республики Казахстан.

В связи с тем, что введение его в действие предусматривается с 1 января 2002 года, на данном этапе проводится работа по совершенствованию нормативных правовых актов и приведением их в соответствие с Таможенным Кодексом.

Другой задачей, стоящей перед Агентством таможенного контроля на предстоящий период, является углубление международного сотрудничества, выход на качественно новый уровень во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья по таможенным вопросам, развитие взаимодействия и обмен информацией с таможенными службами сопредельных государств.

Поскольку Казахстан обоснованно претендует на роль транзитного государства между Востоком и Западом, совершенствование таможенного контроля за транзитными грузами является одной из актуальных задач.

Будет продолжена активная работа по внедрению современных информационных технологий, автоматизации всех этапов перемещения грузов и автотранспортных средств с момента их пересечения таможенной границы Республики Казахстан и до доставки в пункты назначения. Это касается и проблемы контроля над перемещением энергоресурсов.

В целях усиления таможенного контроля за транзитными товарами, осуществления таможенного контроля перемещаемых товаров начиная с пункта пересечения таможенной границы до таможенного органа считаем необходимым в 2003 г.-2005 г. годы провести оснащение таможенных органов РК современными  техническими средствами контроля и ввести в действие  «Автоматизированную систему таможенного мониторинга и управления», в которую входит:

система видеозаписи и видеонаблюдения за транспортными средствами и контейнерами;

система распознавания автомобильных номеров и контейнеров;

система классификации транспортных средств по весу и габаритам;

система передачи информации в Центр сбора информации;

система электронного пломбирования контейнеров, транспортных средств;

система позиционирования и поиска на местности;

система записи/чтения, хранения и обработки информации;

электронная карта таможенных постов, КПП, таможенных управлений и таможен АТК РК, автомобильных и железнодорожных дорог. 

 Оснащение таможенных органов Республики Казахстан представленной техникой позволило бы:

иметь полную информацию о товарах и транспортных средствах, которые пересекли таможенную границу РК (в любое время)

контролировать в реальном времени (в т.ч. и визуально) перемещение товаров через таможенную границу и по территории Республики Казахстан;

обеспечить сохранность и доставку товаров до таможенных органов назначения;

максимально исключить «человеческий фактор» при проведении таможенного контроля и оптимизировать численность сотрудников таможенных органов.

Кроме того, внедрение данной автоматизированной системы таможенного контроля повысит политический имидж Республики Казахстан на международной арене, и будет благоприятствовать   увеличению транзитного потенциала.          

В области правоохранительной деятельности предстоит коренным образом пересмотреть подходы в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, резко поднять эффективность мер по выявлению и пресечению  экономических преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Должна быть повышена результативность работы таможенных органов в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу наркотиков, оружия, боеприпасов и т.п.

С целью развития таможенного контроля необходимо создание непрерывного процесса технического обновления и усовершенствования средств таможенного контроля. Решение данного вопроса идет вкупе с задачами, возложенными на таможенные органы РК по обеспечению экономической безопасности государства, а также с задачей по усовершенствованию деятельности таможенной службы РК основой которых является уменьшение времени прохождения таможенных процедур за счет высокой эффективности применяемых методов и технических средств таможенного контроля.

В 2003 г.-2005 г. годах перед таможенными органами стоит задача строительства и обустройства железнодорожных таможенных терминалов на узловых и приграничных ж/д станциях. Кроме того, в ближайшие годы предстоит осуществить перенос таможенного оформления из таможен, расположенных на границе с КНР, вглубь территории республики. В дальнейшем данный процесс распространится и на другие регионы страны. Будет продолжено строительство и реконструкция таможенных постов и автопереходов, отвечающих международным требованиям.

Требуется создание и развитие региональных таможенных лабораторий, их аттестация, расширение сферы исследований и проведение экспертизы.

Важнейшей задачей в деятельности таможенных органов является кадровое обеспечение. Актуальными являются вопросы совершенствования системы управления структурными подразделениями, отвечающие современным требованиям, формирование и внедрение эффективных механизмов отбора и продвижения кадров, качественного улучшения профессионального уровня сотрудников таможенной службы. Существует острая  необходимость в создании и материально-техническом обеспечении учебной, методической и исследовательской базы таможенных органов, способной обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц в рамках системы таможенных органов Республики Казахстан и организаций, способствующих решению их задач.

В целях привлечения на службу в таможенные органы квалифицированных специалистов необходимо внедрить систему конкурсного отбора для отдельных категорий должностей и решить вопросы пенсионного, медицинского и других видов социального обеспечения для сотрудников, пенсионеров и ветеранов таможенных органов.

Для достижения наибольшей результативности в служебной деятельности сотрудников таможенных органов необходимо создание условий для всестороннего развития их профессиональных и творческих способностей.

В ближайшие годы перед таможенными органами стоит задача усиления борьбы с коррупцией в собственных рядах, проведение эффективных мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений.

В целях привлечения на службу в таможенные органы квалифицированных специалистов необходимо в короткие сроки решить вопросы социального обеспечения сотрудников, для чего предусмотреть в бюджетах 2003 г.-2005 г. годов финансирование социальных программ таможенной службы.

Основные направления и механизм реализации Программы

Программа разработана по девяти приоритетным направлениям деятельности таможенных органов:

  • совершенствование нормативной правовой базы, в соответствии с международными стандартами;
  • дальнейшее внедрение современных информационных технологий;
  • укрепление взаимодействия с таможенными службами сопредельных государств, активизация работы в рамках региональных объединений, расширение международного сотрудничества;
  • совершенствование администрирования в области таможенного контроля, таможенного оформления и фискально-экономической деятельности;
  • развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;
  • борьба с контрабандой и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
  • совершенствование кадровой политики, борьба с коррупционными преступлениями и правонарушениями;
  • развитие таможенной инфраструктуры;
  • совершенствование регулирования и улучшение качества услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенного оформления и контроля (информационных, брокерских услуг, услуг, связанных с хранением, транспортировкой товаров и т.д.).

Механизм реализации:

— утверждение Плана мероприятий (Приложение 1) по реализации Программы с установлением жестких сроков, формы исполнения и указанием ответственных исполнителей;

Источник финансирования – Республиканский бюджет.

В целях поддержки развития таможенной службы, для решения поставленных перед таможенными органами задач необходимо увеличение объемов бюджетного финансирования  в 2003 г.-2005 г. годах до 15,574,6  млн. тенге, в т.ч. в 2003 г.г. – 444,7  млн ., в 2004 г. г. – 8,033,1 млн., в 2005 г. г. – 7,096,8  млн. тенге).

В результате реализации Программы совершенствования деятельности таможенной службы Республики Казахстан период 2003 г.-2005 г. годы будет достигнут качественно новый уровень таможенного администрирования в интересах дальнейшего экономического развития Республики Казахстан.

При этом будет обеспечено:

— создание условий для увеличения внешнеторгового оборота страны;

— оздоровление сферы внешнеэкономической деятельности, укрепление законности и правопорядка;

— своевременное и полное поступление таможенных платежей в республиканский бюджет.

Текущее управление выполнения Программой осуществляет руководство Агентства таможенного контроля Республики Казахстан.

Организация выполнения мероприятий Программы возлагается на руководителей структурных подразделений Агентства и таможенных органов.

Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет коллегия Агентства таможенного контроля Республики Казахстан.

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Республики Казахстан.

В результате укрепления материально-технической базы таможенных органов, автоматизации процессов таможенного контроля и оформления, развития таможенной инфраструктуры будут значительно расширены возможности таможенной службы по выполнению поставленных перед ней задач.

Модернизация и повышение качественного и количественного уровня технической оснащенности положительно повлияет на оперативность выполнения поставленных задач по улучшению экономических показателей, сократится время таможенного досмотра, увеличатся поступления в бюджет таможенных платежей и налогов, что, в свою очередь, приведет к более полной реализации экономических интересов государства.

Улучшение технической оснащенности таможенных органов, укрепление Кинологической службы позволит усилить борьбу с незаконным перемещением наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, культурных ценностей и др., что, в конечном итоге, будет способствовать укреплению национальной безопасности страны.

Совершенствование процедур таможенного контроля и оформления неизбежно приведет к значительному улучшению показателей по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Эффективный контроль таможенной стоимости повысит достоверность определения налогооблагаемой базы, будет способствовать защите внутреннего рынка и развитию добросовестной конкуренции. Усиление таможенного контроля за энергоресурсами позволит наиболее полно администрировать соблюдение интересов государства.

Открытость и прозрачность процедур таможенного администрирования позволит ускорить и упростить процессы таможенного оформления, а также осуществить профилактику коррупционных правонарушений.

Поэтапное решение социальных вопросов даст возможность проводить набор на таможенную службу из числа наиболее профессиональных и компетентных лиц, имеющих опыт работы, обладающих высокими моральными качествами. В конечном счете, это приведет к резкому снижению количества фактов коррупционных проявлений в собственных рядах, самоочищению от коррупции таможенной системы в целом.

В результате реализации Программы дальнейшее развитие и обновление получит ее материально-техническая база, улучшится технология таможенного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, повысится уровень профессиональной подготовки таможенных работников, улучшится законодательное, нормативно-правовое, методологическое и информационное обеспечение таможенной службы.

В результате укрепления материально-технической базы экспертных органов, создания региональных лабораторий, установки стационарных систем обнаружения радиоактивных материалов будут значительно расширены возможности проведения таможенной экспертизы, правильности определения кодов товарной номенклатуры, полноценного поступления в бюджет таможенных платежей и налогов, исключения ввоза и транзита радиационно-опасных грузов.

Улучшение указанных показателей работы таможенных органов должно в конечном итоге повысить эффективность функционирования таможенной системы в целом, усилить внешнеэкономическую, продовольственную, научно-техническую и финансовую безопасность, качественно реализовывать цели и задачи внешнеторговой политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Внешнеэкономическая деятельность и прежде всего внешняя торговля связаны  перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению.

Организация таможенного дела – это мероприятия проводимые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Налаженная система организации позволяет более качественно и своевременно провести таможенный контроль, а главное не допустить ввоза контрабанды и нарушений таможенных правил.

В данной работе  проведен анализ организации таможенного дела, а также выявлены проблемы, которые в итоге смогли сформировать пути решения этих проблем.

Проведенный анализ позволил наметить конкретные пути совершенствования организации таможенного контроля по всей таможенной системе.

Главное, что при написании преддипломного отчета мною были изучены основные значения. виды таможенного контроля, а проведенный анализ организационной стороны позволил понять сам порядок осуществления таможенного контроля и всей работы таможенных органов.

 

 

 

 

 

                                     Литература:

 

 

  1. Таможенный кодекс Республики Казахстан. Алматы 2003г.
  2. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента РК народу. Н.А.Назарбаев.
  3. Алибеков С.Т. «Таможенное дело в Республике Казахстан» Изд-во Адилет-пресс» 1997г. стр.22-101.
  4. Борисов К.Г. «Международное таможенное право» Москва, Изд-во Российского университета дружбы народов» 1997 г. стр 47-64.
  5. Сарсембаев М.А. «Таможенное право» Алматы, Каржы Каражат» 1998г.
  6. Журнал «Внежнеэкономическая деятельность в Казахстане»
  7. Журнал «Финансы-Казахстана» №4 1999г. Махмудов Н. «Таможенная политика и пути ее реализации»