АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Отчёт по практике «Алматы Кус»

 

 

Содержание:

 

 

 

 

Введение………………………………………………………..2стр

Основная часть:

  1. Краткая история и характеристика НАО «Алматы Кус»……………………………………………………….3стр
  2. Организационная структура…………………………..4стр
  3. Производственный процесс……………………………5стр
  4. Оценка конкурентных позиций……………………….6стр
  5. Маркетинговая деятельность………………………….8стр
  6. Финансовая деятельность…………………………….12стр
  7. Управление затратами и стратегическое планирвание…………………………………………….15стр
  8. Процесс управленческого контроля…………………22стр

Выводы…………………………………………………24стр

Приложения……………………………………………25стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Данная работа представляет собой отчет о прохождении производственной преддипломной практики Народного акционерного общества «Алматы Кус». Производственная практика длилась с 28.04.05 года по 05.05.05 года.

Прохождение производственной практики при «Алматы Кус» проходило в соответствии со следующими целями и задачами.

Целью производственной практики в «Алматы Кус» было закрепление полученных теоретических знаний и приобретение навыков аналитической и управленческой работы на уровне предприятия, а также сбор данных для написания отчета и выпускной работы.

Задачами при прохождении производственной преддипломной практики были:

  1. Углубленное изучение содержания экономической работы в компании «Алматы Кус»;
  2. Изучение организационной структуры существующей в Алматы Кус, а также порядка взаимодействия структурных подразделений компании.
  3. Подробное изучение производственной, финансовой и маркетинговой, а также управленческой деятельности, проводимой в компании за период 2004 года;
  4. Углубленное изучение практики управления затратами, осуществляемой в организации, определение ее преимуществ и недостатков;
  5. Оценка стратегических позиций компании Алматы Кус;
  6. Подробный анализ существующей системы стратегического планирования, осуществляемого в Алматы Кус;
  7. Анализ соответствия системы контроля, выбранным стратегическим установкам компании.

Производственная практика проходила в аналитической службе финансового департамента Народного акционерного общества «Алматы Кус».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая история создания акционерного общества «Алматы Кус».

 

ОАО «Алматы Кус» зарегистрировано 13 марта 1998 года в селе Чапаево Илийского района Алматинской области. Компания организована путем объединения активов четырех птицефабрик Алматинской области: АООТ «Алтын Кус», АООТ «Феникс», АООТ «Абай» и ОАО «Ават Кус».

В ноябре  1996 года агентством приватизации по Алматинской области был объявлен конкурс на право управления государственным пакетом акций ОАО «Алтын Кус». Данный тендер выигрывает АОЗТ «Концерн Сеймар». Через 6 месяцев, в апреле 1997 года 65% акций ОАО «Алтын Кус» было безвозмездно передано в собственность концерна «Сеймар».

В январе 1997 года объявляется тендер на право владения государственным пакетом акций ОАО «Феникс», который выигрывает АОЗТ «Концерн Сеймар». В апреле того же года государственный пакет акций компании Феникс безвозмездно переходит в собственность концерна Сеймар.

В июне 1997 года компания «Концерн Сеймар» выигрывает тендер на право собственности государственного пакета акций ОАО «Абай», который выигрывает Концерн Сеймар.

В апреле 1997 года Концерн Сеймар приобретает государственный пакет акций ОАО «Ават Кус», на открытом аукционе, проводимом Агенством по приватизации по Алматинской области.

За период нахождения четырех данных птицефабрик в собственности Концерна Сеймар на этих фабриках была проведено полное переоснащение оборудования птичников.

В марте 1998 года Концерном Сеймар было проведен обмен акциями между птицефабриками «Феникс», «Абай», «Алтын кус» и «Ават Кус». В результате объединения данных акций было создано ОАО «Алматы Кус».

Часть акций перешла в собственность сотрудников данных птицефабрик, а также сторонних физических лиц. В результате этого акционерами ОАО «Алматы Кус» стали 2143 акционера.

В мае 2003 года в связи с изменением законодательства об «Акционерных обществах», компания Алматы кус приобретает статус Народного акционерного общества.

В 2004 году происходит слияние ОАО «Алматы Бройлер», находившегося в собственности  АО «Концерн Сеймар», с НАО «Алматы Кус».

В результате данного слияния компаний НАО «Алматы Кус» становится крупнейшим птицеводческим объединением в республике. В состав Алматы Кус входят семь птицефабрик, среди которых Абайская ПФ, Алматинская ПФ, Нижнеаватская ПФ, Верхнееаватская ПФ, Алексеевская ПФ, Каскеленская ПФ.

 

Краткая характеристика организации.

 

ОАО «Алматы Кус» зарегистрировано 13 марта 1998 года (перерегистрировано 18 августа 1999 года в связи с изменением организационно-правовой формы) в селе Чапаево Илийского района Алматинской области. Компания организована путем объединения активов четырех птицефабрик Алматинской области: АООТ «Алтын Кус», АООТ «Феникс», АООТ «Абай» и ОАО «Ават Кус».

Свидетельство о государственной регистрации № 3402-1907 АО от 13 марта 1998 года, выдано Управлением юстиции Алматинской области Министерства юстиции Республики Казахстан (дата перерегистрации 18 августа 1999 года). Код ОКПО 38638900. РНН 090 400 016 052

Юридический адрес:

 Республика Казахстан,483165, Алматинская область Илийский район, село Чапаево.

Фактический адрес:

 Республика Казахстан, 480091, г. Алматы ул. Гоголя, 95/70 тел.: 8 (3272) 58-11-07.

Учредители:

  • ОАО «Сеймар» г. Алматы, Карасай батыра, 62 (доля 9,82%);
  • ТОО «Айна Д.Т.» г. Алматы, Карасай батыра, 62 (доля 8,05%);
  • Мамиров Махмуд Шамшитдин-Оглы г. Алматы, Заря Востока, ул. Ленина, 70 (доля 12,95%);
  • ЗАО «Центральный депозитарий» г. Алматы, Айтеке би, 67 (доля 34,28%).

Объединение имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать с указанием своего наименования.

Объединение осуществляет хозяйственную деятельность для получения в результате этой деятельности дохода.

Объединение в соответствии с Уставом осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство и реализация продукции птицепроизводства;
  • производство и реализация товаров народного потребления;
  • оптовая и розничная торговля;
  • посредническая деятельность;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Компания обладает правом на пользование торговой марки «Сеймар» при продвижении своей продукции. Компания не имеет филиалов и представительств.

Рейтинговым агентством АО «Казкоммерц Секьюритис» открытому акционерному обществу «Алматы Кус» присвоен кредитный рейтинг «В/стабильный», а внутренним облигациям ОАО «Алматы Кус» — рейтинг «В-/стабильный».

 

Анализ организационной структуры НАО «Алматы Кус».

Организационная структура компании Алматы Кус является функциональной с элементами продуктовой. Основными структурными подразделениями являются торговый департамент, финансовый департамент, технологический департамент и административный департамент. Каждый департамент имеет в своем составе следующие структурные звенья:

Торговый департамент:

  • отдел розничной и региональной торговли;
  • отдел оптовой торговли.

Административный департамент:

  • HR-служба;
  • Инженерная служба.

Финансовый департамент:

  • Бухгалтерия;
  • Отдел оперативного учета;
  • Финансово-аналитическая служба.

Технологический департамент:

  • Центральная лаборатория;
  • Технологический отдел.

Помимо основных департаментов и служб каждая птицефабрика и комбикормовый завод имеют следующие функциональные звенья:

  • Бухгалтерия;
  • Технический отдел;
  • Производственный отдел;
  • Административный отдел.

Полная организационная структура представлена в приложении.

Производственный процесс.

На птицефабриках как яичного, так и мясного направления производственные площади на три функции (в зависимости от этапов биологического развития кур):

  • Содержание родительского стада;
  • Содержание молодняка;
  • Содержание промышленного стада.

Предназначение родительского стада – производство оплодотворенных яиц, из которых через 21 день вылупляются птенцы для формирования родительского стада.

Условия содержания птенцов (молодняка) отличаются от содержания взрослой птицы. Поэтому птенцов до определенного возраста содержат в специальных птичниках, после чего они переводятся в птичники промышленного стада. Кроме этого из молоднякового стада происходит постоянное пополнение промышленного стада с целью замены ослабленной птицы, поэтому часто молодняковую зону называют зоной ремонтного молодняка.

Промышденное стадо, если речь идет о производстве яйца – это птичники для содержания несушек. При производстве бройлеров в промышленном стаде содержится вся птица в не зависимости от того, какого она пола.

Для профилактики инфекционных заболеваний, родительское, промышленное и молодняковое стада содержатся отдельно, на расстоянии не менее 2-3 км.

Функциональные звенья, связанные с переработкой цеха убоя, разделки, сортировки, производство сухого молока, а также склады хранения готовой продукции располагаются обычно в зоне промышленного стада.

Этапы производственного процесса производства яйца состоят из следующих этапов:

  1. Выращивание родительского стада;
  2. Инкубация промышленного яйца;
  3. Выращивание молодняка;
  4. Содержание промышленного стада;
  5. Сортировка и упаковка яйца.

Э

Этапы производственного процесса производства куриного мяса состоят из следующих этапов:

  1. Выращивание родительского стада;
  2. Инкубация промышленного яйца;
  3. Выращивание промышленного стада;
  4. убой, разделка и заготовка.

 

Оценка конкурентных позиций компании.

ОАО «Алматы Кус» — крупнейшее птицеобъединение в Казахстане, которое занимает лидирующую позицию на республиканском рынке по производству яиц (более трети производимых яиц по стране и около 75% в Алматы и Алматинской области). ОАО «Алматы Кус» производит куриные яйца под торговой маркой «Сеймар» пяти категорий, мясо птицы и другие побочные продукты. Основными конкурентными преимуществами Общества является система продаж.

Ниже приведен SWOT анализ для компании «Алматы Кус».

Таблица №.. SWOT анализ.

CИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

CЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1

Наработанная клиентская база

1

Низкое покрытие секторов рынка

2

Консигнационная политика работы с клиентами

2

Концентрация на крупных клиентах и крупных заказах

3

Укрепление финансовых возможностей за счет Компании

3

Отсутствие четких границ и градации Дилеров

4

Инфраструктура : склады, транспорт, кадры , стационарн. точки

4

Наличие и отвлечение на дополнительный бизнес

5

Оперативная доставка

5

Демпинг цен : » ценовая война «

6

Мобильность

6

Низкое поддержание стандартов Компании и продукта

УГРОЗЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

1

Зависимость от Дилеров

1

Развитие собственной дистрибьюторской сети продаж

2

Потеря продаж при неприятии условий Компании

2

Внедрение стандартов Компании

3

Переход на конкурентную продукцию

3

Переходный этап внедрения дистрибуции

4

Продажа и продвижение конкурентной продукции

4

Увеличение доходности Компании

5

Нарушение ценовой политики при оverstock ( aх )

5

Контроль продаж по секторам, контроль ценовой политики

6

Снижение продаж при переходном этапе

6

Вывод продукта в сегмент » PREMIUM «

 

Основными конкурентами ОАО «Алматы Кус» на рынке являются компании «Ак кус», «Бент», «Бертра» и другие. Сравнительная характеристика позиций компании на рынке показана в таблице №..

Таблица №… Сравнительная характеристика основных конкурентов на рынке яйца.

№ Наименование         Диапазон цен (тенге за шт.)           Доля продукции нарынке (%)

1 Алматы Кус                       7.2 – 10.3                                                           74.6 %

2 Ак Кус                                6.5 – 9.9                                                             14.2 %

3 Бент                                    11.5 – 13.5                                                          3.0 %

4 Бертра                                 9.0 – 11.0                                                           2.6 %

5 СП                                       7.5 – 10.0                                                           1.7 %

6 Прочие                                6.5 – 10.5                                                           3.9 %

Факторы, позитивно и негативно влияющие на доходность продаж (работ, услуг) по основным видам деятельности акционерного общества:

Политический фактор: Деятельность Общества не подвержена существенному

политическому риску. Законодательство не устанавливает требований, ограничивающих деятельность Общества. Общество не подпадает под контроль антимонопольных органов, ее деятельность не требует лицензирования; доля экспортных продаж Общества незначительна, в связи с чем, экспортные квоты не оказывают влияния на деятельность Общества.

Потребительский фактор: Несмотря на благоприятную общеэкономическую ситуацию в стране, значительного усиления покупательской способности населения в ближайшие несколько лет не ожидается. Исследования показывают, что в потребительской корзине населения, яйца относятся не к дорогостоящим деликатесам, а скорее близки к товарам первой необходимости. В связи с чем, падение покупательной способности населения не приведет к значительному падению спроса на продукцию Общества.

 Факторы риска:

Макроэкономические риски

В данную категорию входят риски, связанные с общим экономическим положением в стране. Спрос на продукцию Общества большинства населения чувствителен к уровню дохода. Большинство покупателей ограничивают приобретение яйцепродуктов, а также мяса и колбасных изделий не вкусовыми предпочтениями, а размером семейного бюджета. Добиваясь низкой себестоимости, Общества достигло существенного запаса прочности и

готово значительно снизить цены в случае продолжительного понижения покупательской способности населения.

Влияние конкуренции

Внутри Алматинской области ОАО «Алматы Кус» занимает доминирующую позицию и практически не имеет существенных конкурентов. Доля рынка ОАО «Алматы Кус» по Алматинской области составляет около 75%. За пределами Алматинской области достаточно сильными конкурентами можно считать АО «Северптица» (г. Костанай), ТОО «Ай Дан» (г. Кзыл-Орда) и АО «Усть Каменогорская птицефабрика». Недавние изменения в экономической политике Правительства Республики Казахстан в  сторону ограничения импорта и защиту отечественного производителя в легкой и пищевой промышленности позволят Обществу в будущем не только усилить свои позиции на традиционном рынке, но и развернуть свою деятельность на северо-западе республики, где доля импортируемой продукции традиционно высока.

Социальные факторы

С точки зрения трудовых ресурсов, Общество не несет значительных рисков, так как большинство работников Общества и птицефабрик работают в компании на протяжении многих лет и текучесть кадров низка. Кроме того, работники Общества и птицефабрик владеют частью акций ОАО «Алматы Кус» и их финансовые интересы совпадают с интересами общества.

Технические факторы

Основной риск данной категории связан с изношенностью используемого оборудования. По состоянию на конец 2000 года основные средства Общества были изношены более, чем на 30%. Птицефабрики были построены еще в советское время, и хотя концерн «Сеймар» произвел необходимый ремонт оборудования, полная замена основных производительных мощностей не производилась. Общество интенсивно инвестирует в переоборудование производства, используя при этом всю нераспределенную прибыль, однако менеджмент считает, что даже на сегодняшний день уровень модернизации оборудования достаточен для бесперебойного производства, выполнения всех стандартов качества и удовлетворения спроса всех покрываемых регионов.

Экологические факторы

Общество производит экологически чистую продукцию и применяемые производственные

методы не приводят к нарушениям экологических норм.

 

 

Маркетинговая деятельность.

Ниже представлены основные моменты маркетинговой деятельности компании.

Продуктовая стратегия: яйцо.

  • разделение рынка на две категории: «свежее яйцо, гарантией свежести которого является дата выпуска, и которое соответственно ценится выше», и всё «остальное, соответственно не свежее яйцо»;
  • утверждение торговой марки «Сеймар» в категории «свежего яйца»;

 

  • проведение дифференциации цен между свежим и всем остальным яйцом. Цена свежего яйца «Сеймар»– выше чем всего остального;
  • перевод в короткие сроки всего выпускаемого объёма продукции в категорию свежего яйца с проштампованной датой.

      Продуктовая стратегия: мясо.

  • выход на рынок с двумя категориями продуктов: замороженное мясо и мясо деликатного охлаждения. При этом второй продукт является новым для рынка РК, его позиционирование – продукт более высокого качества и цены, нежели мясо глубокой заморозки;
  • продукт замороженное мясо «Алель» позиционируется в классе обычного замороженного куриного мяса, как основной конкурент продуктов «Руби Роз», «Бент», «УКПФ»;
  • мясо деликатного охлаждения образует собой новую товарную категорию «премиум»;
  • ясный акцент на рост доли продаж более качественного и дорогого охлаждённого мяса.

      Сбытовая стратегия:

  • переход от пассивной схемы сбора заявок от крупных дилеров к более агрессивному плану интеграции в бизнес дилера;
  • ликвидация трёхуровневой схемы торговой надбавки;
  • создание на базе дилеров универсальной сбытовой структуры, способной решать вопросы продаж яйца и мяса одновременно;
  • создание единого стандарта работы с дилерами по РК;
  • расширение продаж с расширением всей системы.

 

 Рекламная стратегия: яйцо.

  • позиционирование продукта в классе «премиум» через реализацию идеи «самого свежего продукта». Гарантия свежести и оригинальности – штамп производителя и даты на яйце;
  • направление рекламных усилий на выбранные целевые региональные рынки;

 Рекламная стратегия: мясо.

  • популяризация охлаждённого и замороженного мяса «Алель» от ОАО «Алматы Кус». Эксплуатирование авторитета торговых марок «Алматы Кус» и «Сеймар».
  • популяризация всей категории охлаждённого мяса через идею свежести, сохранения питательных свойств, быстроты приготовления.
  • популяризация охлаждённого мяса «Алель».

 

 

 

 

Ниже представлена схема реализации продукции компании.

Рисунок №…Схема реализации продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При такой схеме отношения между производителем и дилером приобретают более прочную договорную основу,  а бизнес дилера становится частью бизнеса «Алматы Кус», то есть агрессивный отдел продаж, расходы по которому на 90% вынесены за пределы компании.

Мы предоставляем дилеру:

  • стандартный брендированный транспорт (продаём, продаём в лизинг или сдаём в аренду), брендирование транспорта и трейлеров дилеров;
  • рекламную кампанию;

обучаемую и контролируемую ОАО «Алматы Кус» торговую команду, которая развивает бизнес дилера. Команда оплачивается 50/50 компанией и дилером.

Ниже представлен список основных дилеров компании, с которыми компании работает.

Таблица №…Дилеры НАО «Алматы Кус».

Дилер

Район

Абсолют

 

 

Сектор

Количество

ЧП Байсеитов

Турксибский

Супермаркеты

2

Сетевые маг.

2

Средние маг.

5

Минирынки

6

Маленькие маг.

238

СО

79

ТОО Кус Торг

Жетысуйский

Супермаркеты

3

Сетевые маг.

3

Средние маг.

58

Минирынки

3

Маленькие маг.

190

СО

122

ТОО «Жалгас»

Бостандыкский

Супермаркеты

10

Сетевые маг.

9

Средние маг.

28

Минирынки

10

Маленькие маг.

264

СО

159

ТОО Олжа СБР

Ауэзовский

Супермаркеты

5

Сетевые маг.

5

Средние маг.

136

Минирынки

1

Маленькие маг.

37

СО

40

ТОО Астра Компани

Алмалинский

Супермаркеты

4

Сетевые маг.

6

Средние маг.

25

Минирынки

1

Маленькие маг.

117

СО

124

ТОО Актерек

Медеуский

Супермаркеты

0

Сетевые маг.

2

Средние маг.

12

Минирынки

2

Маленькие маг.

93

СО

68

ЧП Макулбеков

Алмалинский

Супермаркеты

2

Сетевые маг.

8

Средние маг.

24

Минирынки

6

Маленькие маг.

137

СО

105

ЧП Касымов

Ауэзовский

Супермаркеты

5

Сетевые маг.

6

Средние маг.

137

Минирынки

6

Маленькие маг.

18

СО

73

ЧП Бекетова

Медеуский

Супермаркеты

3

Сетевые маг.

6

Средние маг.

13

Минирынки

3

Маленькие маг.

106

СО

52

ИТОГО

 

 

 

 

Финансовая деятельность компании. 

 Рейтинговым агентством АО «Казкоммерц Секьюритис» открытому акционерному обществу «Алматы Кус» присвоен кредитный рейтинг «В/стабильный», а внутренним облигациям ОАО «Алматы Кус» — рейтинг «В-/стабильный».

Таблица 9. Объемы реализованной продукции (тыс. тенге)

№      Наименование продукции (работ, услуг)            2001                   2002            01/11/2003

  1. Реализация продукции 1,039,890           1,580,159          1,784,982
  2. Прочие 217,201               409,098            365,694

ИТОГО:                                                                           1,257,091            1,989,257          2,150,676

 

Результаты деятельности компании за 2004 год представлены в следующей таблице.

Таблица №.. Баланс и отчет о доходах и расходах НАО «Алматы Кус».

Отчет о доходах и расходах

2003

2004

Доход от реализации

3137129463

3,764,555,356

Себестоимость

2318860898

2,898,576,122

Валовой доход

818268566

865,979,234

Расходы периода:

 

 

общие и административные

123602487

135,962,736

расходы по реализации

197763363

207651531

Доход до выплаты процентов и налогов 

496902716

522,364,967

расходы по процентам

316976016

332,824,817

расходы по налогу

53978009.8

56862044.97

Чистый доход

125948690

132,678,105

Баланс

 

 

Текущие активы

5060436000

5105471340

Долгосрочные активы

2355247000

2285418110

Всего активов

7415683000

7390889450

 

 

 

Текущие обязательства

1072333602

1193790436

Долгосрочные обязательства

4191214078

4038994344

Собственный капитал

2152135320

2158104670

Примечание: здесь представлена обобщенная отчетность, полная отчетность

представлена в приложении.

 

 

В следующей таблице показан анализ финансово-хозяйственной деятельности по схеме Дюпон проведенный по результатом деятельности за 2004год.

Таблица №.. Анализ по схеме Дюпон.

Анализ по схеме Дюпон

2003

2004

Рентабельность продукции

0.04014775

0.035244031

Оборачиваемость активов

0.42303986

0.509350787

Мультипликатор собственного капитала

3.44573268

3.424713154

Доходность собственного капитала

5.85%

6.15%

Как видим из таблицы, рентабельность продаж снизилась по сравнению с 2003 годом на 0,5%, однако, увеличилась оборачиваемость активов, что в результате привело к увеличению доходности собственного капитала на 0,3%. В целом исполнение компанией бюджета на 2004 год можно назвать удовлетворительным.

Уставной капитал Общества.

Общее количество акций 183 000 000 (сто восемьдесят три миллиона) штук номинальной

стоимостью 10 тенге на общую стоимость 1 830 000 000 (один миллиард восемьсот тридцать миллионов) тенге, из которых:

  • 167 867 490 штук — простые акции;
  • 15 132 510 — привилегированные акции.

В следующей таблице представлены произведенные займы компании.

Таблица №… Займы

Наименование банка        Вид валюты       Сумма Кредита      % ставка            Дата погашения

ОАО «Альянс Банк»                   USD                     834 271                      11                              2007

ОАО «НурБанк»                          USD                   6 000 000                     14                              2008

ОАО «НурБанк»                          USD                    536 840                       14                              2008

Облигации                                    USD                 18 510 000                    10                              2006

ИТОГО: 25 881 111

На данный момент ОАО «Алматы Кус» имеет открытую кредитную линию в ОАО «НурБанк» на сумму 3 400 000 долларов США, которую планируется освоить двумя траншами. Первый транш составил 536 840 долларов США, с процентной ставкой 14% годовых. Второй транш составит 2863160 долларов США под 4 % годовых.

Информация об эмиссии ценных бумаг компании.

1) Первая эмиссия акций: общее количество акций 70 000 000 штук номинальной стоимостью

10 тенге на общую сумму 700 000 000 тенге, из них:

. простых именных акций 64 867 490 штук, номинал 10 тенге на сумму 648 674 900 тенге;

НИН KZ1C31690513;

. привилегированных акций 5 132 510 штук, номинал 10 тенге на сумму 51 325 100 тенге.

НИН KZ1P31690518

Вторая эмиссия акций: общее количество акций 40 000 000 штук номинальной стоимостью

10 тенге на общую сумму 400 000 000, из них:

. простых именных акций 40 000 000 штук, номинал 10 тенге на сумму 400 000 000 тенге.

НИН KZ1C16905X8

Третья эмиссия акций: общее количество акций 10 000 000 штук номинальной стоимостью

10 тенге, из них:

— 10 000 000 привилегированные именные, номинал 10 тенге на сумму 100 000 000 тенге.

НИН KZ1P31690319

Четвертая эмиссия акций: общее количество акций 63 000 000 штук номинальной

стоимостью 10 тенге, из них:

— 63 000 000 простые именные, номинал 10 тенге на сумму 630 000 000. НИН

KZ1C316900X8

Эмиссия облигаций: общее количество 200 000 штук именных купонных облигаций

номинальной стоимостью 100 долларов США на сумму 20 000 000 долларов США. НИН

KZ2CUY05A383.

2) дата государственной регистрации:

— первый выпуск: 25 марта 1998 года, эмиссия зарегистрирована в реестре ценных бумаг за

номером А3169. Дата окончания размещения: 21 июня 1998 года.

— второй выпуск: 1 августа 2000 года. Дата окончания размещения: 6 ноября 2000 года.

— третий выпуск: 04 июня 2001 года. Дата окончания размещения: 9 августа 2001 года.

— четвертый выпуск: 22 апреля 2002 года.

— выпуск облигаций: 11 июля 2001 года, эмиссия внесена в Государственный реестр

ценных бумаг под номером А38.

3) сведения о неисполнения обществом своих обязательств перед держателями ценных бумаг:

— нет

4) случаев если размещение и/ или обращение ценных бумаг было приостановлено или выпуск ценных бумаг был признан несостоявшимся:

— нет.

5) Дата погашения облигаций: 11 июля 2006 года (ставка вознаграждения 10% годовых от номинальной стоимости облигации).

6) Размер дивидендов:

Таблица 20. Размер дивидендов

 Год  простые именные акции  привилегированные акции  Общая сумма дивидендов

2000        не выплачивались                  0,230 тенге на акцию                    1 180 477

2001        не выплачивались                  0,065 тенге на акцию                      986 800

2002        не выплачивались                  0,991 тенге на акцию                    15 000 000

 

 

 

 

Анализ практики управления затратами и процесса стратегического планирования.

 

Управление затратам представляет собой процесс сбора и использования информации при реализации управленческих функций. В данной части описывается процесс управления затратами, осуществляемый в Народном акционерном обществе, а также главные составляющие данной системы: система учета затрат и калькулирование себестоимости, процесс бюджетирования и анализ его выполнения.

 

Система учета затрат и калькулирования себестоимости.

Управленческий учет объединения построен на предварительной и оперативной оценке результатов деятельности в разрезе существующих направлений деятельности.

Управленческий учет организован по интегрированной схеме. Для его ведения используются единый рабочий план счетов и единая система бухгалтерских проводок по регистрации фактов хозяйственной деятельности. рабочий план счетов и система кодирования информации разработана таким образом, чтобы получать всю необходимую информацию для осуществления всех работ управленческого учета. Основа информации управленческого учета формируется в производственной бухгалтерии и плановом отделе. В финансовый отдел центральной бухгалтерии поступает только сводная информация по учету затрат на производство. Обработка информации производственного учета в соответствии с направлениями управленческого учета и подготовка решений по решению задач управления осуществляется аналитическим отделом объединения.

Группировка (классификация) затрат.   

Учет производственных затрат осуществляется в разрезе видов затрат, затрат по центрам ответственности (структурным подразделениям) и по видам продукции.

Порядок группировки затрат на производство продукции учитывает степень детализации, необходимую для целей финансового анализа и обобщения информации о затратах по налоговому учету.

Затраты на основное и вспомогательное производство группируются в следующем порядке:

  1. Материальные затраты:
    • Племенной суточный цыпленок;
    • Корм;
    • Затраты на прививки и анализы;
  2. Оплата труда производственных рабочих:
  • Основная заработная плата;
  • Дополнительная заработная плата;
  1. Отчисления от заработной платы:
  2. Накладные расходы.

Общепроизводственные производственные накладные расходы группируются в следующем порядке:

  1. Затраты электроэнергии и топлива;
  2. Коммунальные затраты;
  3. Техническая бригада;
  4. Инкубатор;
  5. Ветеринарная служба;
  6. Износ и амортизация;
  7. Прочие;

В прочие накладные расходы показываются в бухгалтерском учете одной статьей. В их состав включены затраты:

  1. На метрологическое обеспечение оборудования;
  2. На обеспечение противопожарной и сторожевой охраны;
  3. На обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
  4. На сертификацию, экспертизу и испытание продукции, а также затраты на разработку технической документации;
  5. Производственные потери;
  6. Другие затраты.

В соответствии с принятой группировкой открыты аналитические счета для учета затрат на производство.

Помимо классификации для целей учета объединением разработана классификация для их анализа на прямые и косвенные, постоянные и переменные, производственные и непроизводственные.

К прямым затратам относятся все затраты материалов и оплаты труда, а так же отчисления от оплаты труда на социальное страхование. К косвенным затратам относятся все оставшиеся затраты.

К постоянным затратам относятся  техническая бригада, инкубатор, ветеринарная служба, износ и амортизация, прочие. Остальные же затраты считаются переменными.

К производственным затратам относятся все перечисленные выше статьи затраты. Непроизводственные затраты же состоят из следующих расходов, называемых расходами периода:

  1. Общие и административные затраты:
    • Расходы по аренде;
    • Расходы на оплату труда сотрудников центрального аппарата;
    • Прочие;
  2. Расходы по реализации;
  3. Расходы по выплатам процентов.

Объектами учета затрат принимаются структурные подразделения (птицефабрики, комбикормовый завод, склад и различные цеха), являющимися одновременно центами ответственности, так как их руководители несут ответственность за результаты деятельности в рамках своего подразделения, которые ежемесячно распределяются по направлениям деятельности и производимым продуктам при осуществлении калькулирования себестоимости продукции.

Основанием для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции являются первичная документация, оформленная типовыми унифицированными формами, по расходу материальных, трудовых и денежных ресурсов на производство. Все первичные документы кодируются по разработанной системе кодирования. Перечень этих документов представлен в таблице №…

Табл. №… Оформление затрат документами.

 

 

Направление затрат

Документы

1

Денежные расходы

Лицевые счета

2

Расходы материалов

Лимитно-заборные карты,
накладные, требования

3

Расходы на отчисления
на социальное страхование

Справки-расчеты

4

Перевозки транспортной базы

Путевые листы

5

Расходы на исправимый брак

Акты о браке

6

Расходы по простоям

Простойные листы

7

Распределение расходов
будущих периодов

Справки-расчеты

8

Сдача на склад готовой
продукции

Акты выпуска, накладные

9

Сдача выполненных
ремонтных работ

Акты приемки-передачи
выполненных работ

Калькуляция себестоимости продукции.

Объектами калькуляции являются виды выпускаемой продукции. Компания выпускает следующие виды продукции:

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции производится  попроцессным методом по полуфабрикатному методу. Калькулирование себестоимости производится на основе фактических затрат. В целях контроля затрат составляется плановая калькуляция себестоимости продукции, на основе которой в конце отчетного периода производится сопоставление с фактической себестоимостью. Производство имеет следующие признаки:

  1. Производственный цикл выпуска всех видов продукции включает несколько этапов (схожих для всех видов выпускаемой продукции);
  2. Относительно широкая номенклатура выпускаемых продуктов;
  3. Производство яиц имеет признаки массового производства, а производство мяса птицы относится к серийному типу;
  4. Калькуляция единицы готовой продукции (кг мяса, шт яица);
  5. Отсутствие незавершенного производства.

Система обобщения затрат производства по статьям расходов и детализация их по объектам учета  организована по полуфабрикатному способу. Движение продукции в производстве от стадии к стадии учитывается по количеству и на каждом переделе производится калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость готовой продукции определяется путем суммирования себестоимости всех последовательных этапов с корректировкой на суммы затрат предыдущих этапов. На синтетических счетах бухгалтерского учета отслеживается движение готовой продукции, оцененного на последнее число каждого месяца.

Последовательность калькуляции себестоимости продукции:

  1. В течении месяца на дебете производственных счетов в соответствии с открытыми субсчетами собираются все прямые затраты все виды продукции в разрезе производственных переделов;
  2. Производится расчет себестоимости продукции вспомогательных производств и накладных производственных затрат, а также распределение накладных затрат по направлениям деятельности и по видам продукции;
  3. Производится расчет фактической производственной себестоимости условной продукции;
  4. Производится расчет себестоимости отдельных видов продукции.

Производственный процесс состоит из следующих переделов, в разрезе которых осуществляется калькулирование себестоимости:

  1. Производство яйца:
    • Племптице репродуктор (ППР);
    • Зона выращивания молодняка (ЗВМ);
    • Промышленная зона (ПЗ);
    • Сортировочный цех (СЦ).
  2. Производство мяса птицы:
  • Зона выращивания молодняка (ЗВМ);
  • Промышленная зона (ПЗ);
  • Убойный цех (УЦ).

 

Бюджетирование и анализ исполнения.

Бюджет (смета) – это план действий организации, идентифицирующий ресурсы необходимые для достижения организационные цели компании на бюджетный период. Бюджеты включают как финансовые, так не финансовые аспекты деятельности компании на планируемый период.

В данном разделе рассматривается практика бюджетирования осуществляемая в НАО «Алматы Кус» на примере бюджетного периода 2004 года.

Бюджеты выступают главным инструментом контроля затрат в НАО «Алматы Кус». Бюджет помимо того, что является  операционным планом действий для организации, он играет важную роль в распределении ресурсов компании, в  синхронизации деятельности различных ее подразделений, в контроле и координации деятельности компании, включая определение ее слабых мест, посредством сопоставления фактических и сметных показателей компании.

Следует отметить прямую связь бюджетирования и процесса стратегического планирования. Как показано на рисунке №.., бюджетирование исходит строго от поставленных стратегических и долгосрочных целей компании.

 

Рис… Место бюджета в системе планирования.

 

Стратегические цели

 

Долгосрочные задачи

 

 

Долгосрочный план

Капитальный бюджет

       
     
   
 

 

Краткосрочные цели

 

 

Бюджеты

       
     
 
   

 

Контроль

Операции

       
       

 

 

 

НАО «Алматы Кус» установила для себя следующие стратегические цели:

  1. Размещение IPO на NYSE;
  2. Достижение капитализации при IPO не менее годового объема продаж;
  3. Достижение нормы чистой прибыли не менее 36 %;

Для достижения данных параметров компании необходимо увеличивать объем реализации продукции в среднем на 15% ежегодно. В связи с этим, долгосрочный план реализации продукции выглядит следующим образом:

Таблица №.. План реализации компании «Алматы Кус».

 

2004

2005

2006

2007

2008

Реалиация яица

(млн шт.)

310057,836

356566,5114

410051,4881

471559,2113

542293,093

Реализация мяса(тонн)

984,963

1132,70745

1302,613568

1498,005603

1722,706443

 

При этом компания, планирует достичь следующих показателей доходности:

Таблица №.. Плановые показатели доходности.

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

Доход от реализации(тн)

2042565171

2348949947

2701292439

3106486304

3572459250

Совокупные затраты(тн)

1543004712

1750963556

2040623732

2346717291

2662996698

Чистый доход(тн)

499560459

597986390,7

660668707

759769013,1

909462551,9

Возврат займа(тн)

 

 

 

 

2100000000

Рентабельность(%)

24,457504

28,32

32,65

33,85

36,25

 

Процедура составления бюджетов.

Для контроля составления бюджетов в НАО «Алматы Кус» постоянно действует бюджетная комиссия, в которую входят главный бухгалтер, начальник финансово аналитической службы и начальник торгового департамента.

Детализированный бюджет для каждого центра ответственности обычно разрабатывают на год. Годовой бюджет подразделяется на поквартальные, которые в свою очередь подразделяются на месячные сметы. В течении года готовятся поквартальные сметы, а в первом квартале готовятся месячные сметы на второй квартал.

Скользящие сметы гарантируют, что планирование не единовременный, который осуществляется один раз в году, а непрерывный процесс который длится в течение всего сметного периода. Более того, в течении года вполне вероятно могут быть внесены определенные коррективы в сметы в ответ на изменения условий.

  Процесс составления бюджетов состоит следующих этапов:

  1. Сообщение подробностей политики составления бюджетов и основных направлений лицам, ответственным за составление бюджетов;
  2. Определение фактора ограничивающего выпуск продукции;
  3. Подготовка программы сбыта продукции;
  4. Первоначальная подготовка бюджетов;
  5. Обсуждение бюджетов с вышестоящим руководством;
  6. Координация и анализ рассмотренных бюджетов;
  7. Окончательное принятие бюджетов;
  8. Последующий анализ бюджетов.

 

Сообщение подробностей политики составления смет.

Многие решения, оказывающие влияние на показатели сметного года, принимаются заранее как элемент перспективного планирования. Перспективный план в силу этого является стартовой точкой подготовки годовой сметы. Таким образом, высшее руководство Объединения дает  информацию о влиянии перспективного плана на политику составления смет лицам, отвечающим за составление смет текущего года. Эта информация может влиять на запланированные изменения ассортимента продукции либо на расширение или сокращение производства каких-либо видов продукции. Кроме того, должны быть определены другие важные условия, влияющие на подготовку смет, например, поправки на повышение цен или заработной платы и ожидаемые изменения производительности. Необходимо чтобы все менеджеры знали о политике высшего руководства по выполнению перспективного плана через смету текущего года, для того чтобы можно было наметить основные направления деятельности.

Так высшее руководство НАО «Алматы Кус» заранее сообщает руководителям структурных подразделений о предстоящих задачах и целях, а также, что очень важно, сообщает им о планируемых объемах реализации.

Определение фактора ограничивающего выпуск продукции.

Деятельность каждой организации ограничивает на данном этапе какой-либо фактор. Для большинства организаций ограничивающим фактором является покупательский спрос. Однако, возможны случаи, когда производство сдерживают производственные мощности, а покупательский спрос превышает их возможности. Прежде чем готовить смету, высшему руководству необходимо определить ограничивающие факторы, поскольку от этого зависит исходный пункт составления сметы.

Запас производственных мощностей в 2003 году составлял 25% для яичного направления и 38% для бройлерного направления. Планируемый прирост реализации продукции составлял 23% для бройлерного направления и 17% для яичного направления. Следовательно, факторов, которые могли бы ограничить выпуск продукции, не ожидалось.

Подготовка программы сбыта.

Ответственным за составление программы сбыта является отдел реализации. При составлении программы сбыта на бюджетный период учитываются как плановые показатели долгосрочного плана реализации, так и прогнозируемые условия на рынке.

Первоначальная подготовка смет.

Руководители структурных подразделений объединения, а именно руководители птицефабрик, комбикормового завода и автобазы ответственны за составление бюджетов расходов.

Руководство компании придерживается политики составления бюджетов снизу вверх. Это означает, что смета должна составляться на низшем уровне руководства, а совершенствоваться и координироваться на более высоких уровнях. Такой подход позволяет руководителям принимать участие в подготовке своих смет и увеличивает вероятность того, что они примут сметы и будут стремиться к достижению этих показателей. Единственного пути для определения конкретной статьи не существует. Старые данные могут быть использоваться как отправная точка составления смет, но это не означает, что смету составляют исходя из предположения, что тенденция сохраниться в будущем. Следует принимать во внимание изменение условий в будущем, а информация о прошлом может быть полезным руководством в дальнейшем. Кроме того, руководители, составляя сметы могут придерживаться указаний высшего руководства. В производственной деятельности можно ориентироваться на нормативные затраты как основу для калькуляции себестоимости объема выпуска, запланированного в смете.

Обсуждение смет с вышестоящим руководством.

Для реализации принципа участия в составлении сметы оно должно начинаться с низшего уровня руководства. Руководители этого уровня должны составлять свои сметы и передавать их на утверждение высшее стоящему руководителю, а они в свою очередь должны объединить все сметы, за которые отвечают, в одну и представить на утверждение своему руководителю.

Обсуждение сметы является жизненно важным этапом ее подготовки, и в ходе этого процесса можно определить, станет смета действительно эффективным средством управления или останется просто техническим приемом. Если руководители добились успеха в установлении доверительных отношений со своими подчиненными, то процесс обсуждения позволит внести значительные улучшения в составление сметы.

Координация и анализ рассмотренных смет.

По мере продвижения смет снизу вверх, в процессе обсуждения необходимо изучать соотношение показателей смет. Такое изучение может показать, что некоторые сметы не сбалансированы с другими сметами и нуждаются в усовершенствовании.

В процессе координации следует составлять сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении денежных средств, чтобы гарантировать, что все они сочетаются и образуют приемлемое целое. В противном случае потребуется дальнейшие исправления и повторное прохождение смет по всем инстанциям до тех пор, пока сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении денег не станут приемлемыми.

Окончательное принятие смет.

После приведения смет в соответствие, их сводят в обобщенную смету (совокупную финансовую смету), которая состоит из счета прибылей и убытков, баланса и отчета о движении денег. После утверждения совокупной сметы  все сметы направляют во все центры ответственности организации. Принятие обобщенной сметы является основанием для исполнения сметы руководителями всех центров ответственности.

 

Оперативный контроль и оценка исполнения сметы.

Система контроля – это коммуникационная сеть, при помощи которой управляют деятельностью фирмы и которая обеспечивает основу для правильных действий в будущем. Система контроля в организации неразрывно связана с оценкой исполнения бюджетов. Данный процесс называется процессом сметного контроля.

Рис №…. Процесс сметного контроля.

 

Планируемые

 показатели

Процесс

Фактические

показатели

           
     
 
       
 

 

Сравнение

 
   

 

 

 

 

 

В конце года фактические результаты должны сопоставляться с показателями долгосрочного плана. По данным такого сравнения проводят анализ долгосрочного плана и оценивают тот прогресс который был достигнут на пути решения задач, стоящих перед фирмой. Кроме того, сопоставление позволяет руководителю пересмотреть долгосрочные планы в свете новых обстоятельств, которые свидетельствуют о нереальности этих целей. Контроль осуществляется высшим руководством по годовым данным.

Ежедневные операции контролирует руководитель низшего звена. Для контроля краткосрочных операций необходимо, чтобы руководители низшего звена постоянно получали детализированные данные  сопоставления фактических данных и сметных показателей. Это, конечно, не позволит исправить то, что уже произошло, но выявление прошлых недостатков и их причин  даст возможность руководителям принять соответствующие меры и исключить тем самым повторения подобных ошибок в будущем.

Проведенный анализ практики существующей практики управления затратами позволяет сделать нам следующие замечания:

Во-первых, система учета и калькулирования затрат обеспечивает руководство неточной информацией о себестоимости продукции. Используемый метод распределения накладных затрат неточно отражает накладные расходы относимые на отдельные виды продукции.

Во-вторых, существующая классификация затрат на постоянные и переменные некорректно отражает поведение данных затрат при изменении объема производства. В таких условиях использование анализа безубыточности производства мало полезно, поскольку он дает неверные выводы о состоянии дел.

В-третьих, не осуществляется калькулирование полной себестоимости продукции, то есть группа затрат называемая расходами периода не учитывается при калькулировании себестоимости продукции.

В-четвертых, при наличие идеальных условий для калькулирования нормативной себестоимости, ее использование не практикуется. Калькуляция себестоимости на основе фактически совершенных затрат не обеспечивает достаточного контроля производственных затрат.

В-пятых, бюджетирование и анализ его исполнения, как основной инструмент контроля затрат, не показывает реальной картины состояния дел в компании, поскольку:

  1. не учитывается влияние других факторов на уровень прибыли, кроме цены и объема;
  2. не учитываются качественные аспекты деятельности компании.

Данные замечания позволяют сделать нам следующие выводы об эффективности существующей системы управления затратами:

  1. Система ориентирована на удовлетворения потребностей внешних пользователей информации;
  2. Генерируемая в рамках нее информация неадекватна потребностям использования ее в управленческих целях;
  3. Полное отсутствие увязки системы управления затратами с процессом стратегического управления компанией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Анализ и изучение финансово-хозяйственной деятельности НАО «Алматы Кус» при прохождении производственной практики позволяет сделать следующие относительно деятельности данной компании:

Финансовая деятельность:

  • Большая доля заемного финансирования в структуре источников средств, что повышает рисковость активов и инвестиций в данную фирму;
  • Слишком высокая доля дебиторской задолженности, что говорит о неудовлетворительной работе с покупателями продукции компании.

Маркетинговая деятельность:

  • Компания обладает широкой дилерской сетью и большой долей на рынке, что, несомненно, свидетельствует о грамотной маркетинговой политике компании;
  • Действенная система сбыта продукции.

Стратегическое управление:

  • Слабое внимание со стороны руководства процессу перспективного планирования;
  • Неясная формулировка стратегии конкурирования;

Управление затратами:

  • Система ориентирована на удовлетворения потребностей внешних пользователей информации;
  • Генерируемая в рамках нее информация неадекватна потребностям использования ее в управленческих целях;
  • Полное отсутствие увязки системы управления затратами с процессом стратегического управления компанией.