[:ru]
Исследовавший ее происхождение Ч.Валиханов пишет: \»В Кульдже я говорил с одним старым [туульчи] знатоком ойратской старины. Он пел мне все свои древние песни о движении Хо-Урлюка, о победах над ногаями и казахами. В какой степени унылы и мрачны предания казахов об этой эпохе, в такой степени восторженны и исполнены гордости предания калмыков. В этой песне я нашел ключ к объяснению вышеприведенной поговорки.
Ногайцы в страхе каждый день ожидали нападения калмыков. Вдруг ночью в улусах ногайцев отрывается от привязи пестрый жеребенок и производит суматоху в стаде. Ногайцы в панике бегут, оставляя родную землю, скот.[Валиханов 1985: 166].
Тот факт, что это не просто легенда, а отражение действительного события, подтверждает аналогичное историческое предание яицких казаков об истории ногайки «бабушки Гугнихи » [Рычков 1762: 64 – 65].
После того поражения, ногайцы совместно с кабардинцами отразили нападение калмыков. Хо-Урлюк был убит в сражении и отрубленную голову калмыцкого воеводы водрузив на пику , сменяя друг-друга, ногайские конники несли от Пятигорья (Бештау) до самых отдаленных степных уголков, чтобы показать всем ногайцам, что не так страшен враг, как о нем слагают небылицы.
Konis Altayuly
[:]