Пенсионные накопления казахстанцев еще не консолидированы в Едином накопительном пенсионном фонде. Но это не мешает бурному обсуждению их использования в НПФ. К настоящему времени известны как минимум три версии инвестиций – направить в зарубежные активы, потратить на строительство арендного жилья и вложить в модернизацию энергосистемы. Что надежнее?
Будут ли наши пенсионные накопления работать на казахстанскую экономику или осядут в зарубежных сундуках Скупого рыцаря?
Скоро сказка сказывается, не скоро реформа делается
С сентября официально началась самая пикантная часть формирования Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) – передача пенсионных накоплений из частных НПФ. Де-юре приняты правила передачи пенсионных активов, но де-факто работа только-только стартует. Процесс этот будет весьма непростым, поскольку хоть он и запущен административным решением, но все же предполагает частично рыночные механизмы. Как известно, акции ведущих частных пенсионных фондов будут обмениваться на пакеты акций в коммерческих банках.
Это априори очень сложная процедура с точки зрения равнозначности обмена. Точнее будет сказать, что, как и любая бартерная операция, она по определению не может быть полностью равноценной. В лихие 90-е зерно меняли на автомашины, металлопрокат – на телевизоры. И понятно, что никакого стоимостного равновесия там не было, просто отсутствие наличности толкало на такие сделки, где каждый надеялся получить какую-то выгоду.
Финансовый бартер — а именно его организует правительство, меняя акции НПФ на акции банков, – на порядок сложнее, чем товарный. Ведь у товара все же есть среднерыночная цена, и поэтому сделку можно как-то измерить в деньгах. У акций банков и НПФ цена тоже есть, но только теоретически. Более или менее объективно рассчитать ее практически невозможно.
Безусловно, существуют методики оценки стоимости бизнеса. Но кто сможет так объективно рассчитать стоимость, скажем, БТА Банка или пенсионного фонда «УларУмiт», чтобы эта оценка вызывала доверие? Тем более что нужно не просто подбить бухгалтерско-бумажную цену этих контор, а рассчитать их перспективы, генерировать доходы.
На самом деле у тех, кто осуществляет создание ЕНПФ, есть два выхода. Либо организовать очень долгую и очень тщательную процедуру оценки стоимости предлагаемых к обмену акций банков и НПФ, с привлечением авторитетных экспертов, проведением детальной инвентаризации всех активов и обязательств и изучением рынка. Либо принять волюнтаристское решение о добровольно-принудительном обмене акциями, в результате которого одна из сторон неизбежно потеряет.
Но даже во втором случае, несмотря на упрощение механизмов, потребуется немало времени. Неслучайно глава Национального банка РК Григорий Марченко в интервью Reuters, на которое ссылается КазТАГ, сообщил об отсутствии уверенности, что пенсионная реформа завершится до конца года. Хотя именно такой срок был обозначен в правительственном плане действий по формированию ЕНПФ, он похож больше на административный ориентир.
Судьбу пенсий решит декларация
Тем не менее, не дожидаясь консолидации пенсионных накоплений в ЕНПФ и даже понимания реалистичных сроков завершения этой процедуры, уже начинается более интересный процесс – поиск способов их инвестирования.
Речь идет о сумме, которая к настоящему времени достигла $24 млрд. Вся прелесть системы в том, что эта сумма постоянно растет, вне зависимости от того, кто ею управляет и по каким правилам. Как бы ни назывались пенсионные фонды и кому бы они ни принадлежали, предприятия исправно отстегивают с зарплат своих работников пенсионные отчисления.
Безусловно, накопления растут недостаточно быстро, чтобы в будущем обеспечить достойную жизнь пожилого поколения. Но они увеличиваются достаточно устойчиво, чтобы представлять собой один из наиболее привлекательных финансовых ресурсов. Потенциально именно пенсионная система имеет возможности стать, как и в зарубежных странах, крупнейшим инвестором экономики.
В предыдущие 15 лет этого так и не произошло. Какого-либо осязаемого экономического эффекта ни для страны, ни для вкладчиков работа НПФ не принесла. Объединение накоплений в ЕНПФ само по себе также ситуацию не изменит. Все будет зависть от стратегии инвестирования.
Что примечательно, именно она является стержневой во всей пенсионной системе, однако на деле задвинута на второй план. В свежеиспеченном законе «О пенсионном обеспечении» тема управления пенсионными накоплениями упоминается вскользь, как нечто малосущественное и техническое. В законе нет даже основополагающих принципов управления. По сути, все регулирование полностью отдается на уровень инвестиционной декларации ЕНПФ, утверждаемой правлением Нацбанка.
Иными словами, распоряжение суммой $24 млрд, принадлежащей 8,5 млн вкладчиков, регламентируется даже не подзаконным актом, а внутренним документом Нацбанка. Вот вам и отношение к пенсионным накоплениям.
Помимо инвестиционной декларации, управление ими осуществляется на основе договоров между ЕНПФ и Нацбанком, а также между Нацбанком и инвестиционным управляющим – если таковой будет привлечен. Но договор, хотя и может быть достаточно детальным, все равно не является документом такого уровня, чтобы регламентировать инвестиционные приоритеты.
Правда, в законе предусмотрено создание Совета по управлению пенсионными активами ЕНПФ на самом высоком уровне – при президенте республики. Совет будет одобрять перечень разрешенных инструментов для размещения активов ЕНПФ. Но нужно понимать, что работа такого совета при отсутствии законодательно утвержденных инвестиционных принципов больше похожа на способ передачи реальными управляющими всей ответственности «наверх».
В общем, хоть сколько-нибудь ясного и прозрачного понимания видения, куда вкладывать активы НПФ, у государства нет. И на этом этапе данное обстоятельство дает широкий стратегический простор для инициатив. А таких уже набирается, по меньшей мере, три.
Или за границу, или в аренду
Первая, естественно, исходит от ведомства, которому управлять активами ЕНПФ положено по закону. Нацбанк официально своей позиции еще не заявлял, но Григорий Марченко в упомянутом интервью Reuters сообщил, что часть пенсионных активов будет инвестироваться в зарубежные инструменты: «В среднесрочной перспективе через 3-5 лет доля зарубежных ценных бумаг в портфеле пенсионного фонда должна возрасти до 20% для начала. Сейчас она составляет около 10%». При этом он пояснил, что речь идет таких инструментах, как ценные бумаги, выпущенные публично-правовыми организациями, и акции с облигациями, продаваемые на международных фондовых биржах.
Такая стратегия Нацбанка неудивительна. Как доверительному управляющему активов ЕНПФ, ему важна прежде всего их сохранность. Поэтому он и будет придерживаться консервативных подходов. Большая часть средств Нацфонда, которые также управляются Нацбанком, инвестируются в зарубежные инструменты.
Правда, если вдуматься, ситуация выглядит парадоксально: для государства вложения в зарубежную экономику выглядят более надежными и безопасными, нежели в отечественную. Оно опасается казахстанских активов настолько, что готово направить пятую часть пенсионных накоплений, то есть порядка $5 млрд, в иностранные долговые обязательства.
Как бы то ни было, до 80% пенсионных накоплений все равно могут быть инвестированы в Казахстане. И предложения направить их в реальный сектор инициируются госорганами. Так, Министерство регионального развития выступает за использования средств ЕНПФ для строительства арендного жилья. «Наверное, одна из стабильных форм вложения капитала, то есть ваши деньги, они участвуют в арендном жилье. Плата идет в ваш пенсионный фонд, и данные средства не теряются», — сказал первый вице-министр регионального развития Каирбек Ускенбаев. В пример он привел США.
Действительно, за рубежом пенсионные фонды активно вкладывают в недвижимость. Вложения в арендное жилье теоретически гарантируют сохранность (недвижимость остается в любом случае) и прибыльность (арендная плата стабильно поступает). Однако в Казахстане строительство арендного жилья, как бизнес, еще имеет не такой истории, по которой можно судить о его надежности и прибыльности.
Впрочем, оппоненты такого способа вложения пенсионных активов видят проблему в другом – коррупционной составляющей, из-за которой цены на строительство арендного жилья будут завышаться. Именно из-за этого риска в свое время была отклонена идея задействовать пенсионные деньги для возведения арендных домов, которая обсуждалась еще десять лет назад.
Необоснованное завышение смет является главным препятствием для инвестирования пенсионных накоплений и в другие направления строительства, которые, на первый взгляд, выглядят прибыльными. Допустим, можно вложить миллиард долларов в строительство автодороги и потом собирать плату за проезд — стабильный доход обеспечен. Однако на практике выяснится, что стоимость была завышена миллионов на триста, так что окупаемость надолго отодвинется по времени.
Словом, эффективность вложения пенсионных средств в проекты, связанные со строительством и инфраструктурой, напрямую зависит от того, удастся ли обеспечить за ними реальный контроль. В противном случае эти активы окажутся втянутыми в коррупционный оборот, выбраться из которого потом будет непросто.
Как накопить через тарифы
Еще одно предложение по использованию пенсионных накоплений выносит на обсуждение Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) совместно с гражданским и экспертным сообществом. Подготовленная партийцами концепция посвящена преобразованию пенсионной системы в целом, но мы рассмотрим ту часть, которая связана с инвестициями.
А она заключается в том, чтобы вкладывать в пенсионные средства в долгосрочные инфраструктурные проекты. И указывается, какие именно: электростанции, межрегиональные и распределительные электрические сети, железнодорожные и трубопроводные предприятия и предприятия городского тепло-водо-газоснабжения, работающие по устанавливаемым или контролируемым государством тарифам.
Механизм состоит в том, что для модернизации или строительства перечисленных объектов подписывается инвестиционный договор между предприятием-монополистом, пенсионным фондом и государственным органом – как гарантом тарифной политики. Она должна обеспечивать доходность, достаточную для возврата пенсионному фонду его инвестиций «со стандартным процентом (накопленная инфляция плюс 3-5% годовых)».
Таким образом, пенсионный фонд получит возможность долгосрочного инвестирования своих денег под надежную гарантию возвратности и со стабильной доходностью. Инфраструктурные предприятия обретут доступ к «длинным» деньгам под умеренные проценты. Наконец, выиграют потребители — с точки зрения предсказуемости тарифной политики и защиты от резких скачков цен на услуги монополистов.
Схема в целом выглядит убедительно. Хотя дьявол, как известно, кроется в деталях. Как уже сказано, главная из них связана с прозрачностью расходования пенсионных средств на инфраструктурных объектах. В концепции предлагается обеспечить ее за счет двух инструментов. Во-первых, это национальная лаборатория нормирования, которая бы устанавливала технические и экономические нормативы для каждого субъекта естественной монополии. Во-вторых, государственное предприятие по комплексному техническому и экономическому аудиту субъектов естественных монополий.
Кроме того, есть еще одно звено для контроля за контролерами – комиссары, делегируемые предпринимательскими и потребительскими общественными объединениями. Их предлагается наделить правом участвовать в аудитах и знакомиться со всеми материалами.
Таким образом, расчет нормативов расходов и контроль за их соблюдением выносятся на научную и независимую основу. И при условии, что эта независимость на практике будет выдержана, схема может сработать. Ее плюс в том, что предлагается за счет пенсионных средств повысить эффективность экономики.
Между тем, в случае вложения денег в зарубежные ценные бумаги пользы для отечественной экономики не будет никакой, а в случае инвестиций в арендные дома она будет достаточно ограниченной.
Тайно-накопительный фонд
Вариантов использования пенсионных активов, без сомнения, будет еще много. Из трех уже имеющихся концепция, предлагающая инвестирование пенсионных активов в инфраструктуру и энергетику, предстает наиболее логичной. По крайней мере, в отличие от других вариантов, ее разработчики хотя бы разъясняют механизмы и обосновывают преимущества, а не просто называют их. И это весьма показательно.
Поскольку есть опасения, что выбор стратегии инвестирования пенсионных активов вряд ли будет производиться на основе открытой конкуренции идей путем сравнения обоснований.
Конкуренция, конечно, будет, но наверняка в закрытом режиме. Хотя консолидация пенсионных накоплений в ЕНПФ началась, никаких попыток запустить публичную дискуссию о модели управления ими власть не предпринимает. Очевидно, она полагается на привычный кулуарный способ выработки решений. Забывая, что речь идет о миллионах вкладчиков.
С созданием ЕНПФ они и так потеряли право выбора фонда. А взамен не приобрели права как-то влиять на управление. Формально вкладчиков защищает государство. Но на практике оно само будет управлять их деньгами, то есть эффективно контролировать само себя не сможет. Для этого нужен орган, представляющий интересы вкладчиков, например, комитет, имеющий голос в Совете по управлению пенсионными активами ЕНПФ.
В концепции, которую предлагает ОСДП, предлагается сформировать общественный совет из числа депутатов, авторитетных экономистов и общественных деятелей.
Власть должна понять, что вовлечение широкого круга сторон в обсуждение стратегии управления пенсионными активами выгодно ей не только с точки зрения выработки наиболее оптимального решения, но и разделения ответственности за судьбу народных денег.