Внутриполитические события в Казахстане развиваются стремительно. Еще осенью прошлого года Нурсултан Назарбаев обратился к гражданам, где прямо сказал что мы входим в период «глобальных испытаний» и что выжить в этих испытаниях смогут не все государства.
Затем Астана предприняла попытки содействовать урегулированию украинского кризиса, в ходе которого к мирным переговорам был подключен французский президент Олланд, который после визита в Астану пошел на прямые контакты с самим Путиным по украинскому кризису.
Параллельно внешнеполитическим действиям в недрах Ак-Орды все это время проходила тихая работа по изменению модели государства в Казахстане. Потому что если прийти к тем самым «глобальным испытаниям» в рамках старой социальной организации — то шансов выжить немного.
И вот уже в начале 2015 года Ассамблея народа Казахстана выступила с инициативой досрочных президентских выборов. Моментально запустилась политическая машинка на всех уровнях: палаты парламента также поддерживают досрочные выборы, трудовые коллективы шлют письма и телеграммы поддержки и т. д.
Поэтому, скорее всего, выборы пройдут уже весной.
Возникает вопрос: а зачем нужны досрочные выборы в 2015 году, если в 2016 году и без того должны пройти очередные?
Ответить на этот вопрос можно только в логике государства, которое переходит на мобилизационные рельсы развития.
Фактор первый: любые выборы являются холодной формой гражданской войны. Собственно, сама идея и организационная структура выборов является имитацией гражданского противостояния. Борьба за власть проходит без применения оружия, а проигравший признает волю победителя. Победитель, в свою очередь, гарантирует побежденному право на жизнь.
Именно поэтому «цветные революции» происходят во время предвыборных кампаний. Стоит государству утратить контроль, а элитам почувствовать соблазн взять власть с помощью оружия и уличных столкновений — выборы переходят из «холодной» фазы в «горячую».
Предвыборная кампания в период «глобальных испытаний» может очень дорого обойтись Казахстану. И Нурсултан Назарбаев не может не понимать этого.
Вторым фактором является кадровая политика государства переходящего в мобилизационный режим. Уже сегодня под следствием находится бывший премьер-министр, три областных аким задержаны — антикоррупционная кампания в Казахстане набирает обороты. Государство, которое хочет выжить в условиях мирового конфликта, не может не провести смену правящих элит. Люди, занимавшие властные посты в период высоких цен на нефть и тотального потребления, чаще всего не годятся для работы в мобилизационном режиме. Поэтому задержаний, арестов и следствий будет очень много: если государство не освежит правящие элиты, то хорошо слежавшиеся элиты освежуют государство.
Политэкономическая модель Казахстана более всего похожа на российскую модель. Привычка видеть в политике только распределение нефтегазовых доходов привело к вырождению госуправленца в худшем случае в социального паразита, а в лучшем – в администратора финансовых потоков.
В логике замены правящих элит выборы являются отличной площадкой и возможностью. Можно обновить целые отрасли и министерства, выдвинув молодые таланты и людей с мобилизационной мотивацией.
Третьим фактором досрочных президентских выборов в Казахстане является внедрение элементов народовластия. Эти выборы будут в большей степени референдумом, где граждане либо выразят поддержку курсу главы и создателя государства в Казахстане, либо нет.
Причем даже не имеет значения в какой форме пройдет этот референдум — будет ли баллотироваться сам Нурсултан Назарабаев, представит ли он своего преемника. Гражданам заявят программу действий на период «глобальных испытаний», а граждане в свою очередь должны будут изучить эту программу и понять каждый свое место в стране.
***
Итак, Нурсултан Назарабев вновь оказался первым среди лидеров Евразии, который не только понял исторические изменения, но и начал переводить политическую систему в мобилизационный режим. Представляется крайне полезным максимально подробно и системно изучать этот новейший опыт Казахстана. Потому что и России, и Белоруссии, и Армении, и Приднестровью, и Южной Осетии, и другим союзникам по Евразии предстоит то же самое – перевод политической модели государства в мобилизационный режим и внедрение механизмов народовластия.
Семен Уралов
21 февраля 2015
Источник — odnako.org |